8-3,4 Наука и искусство. Знание аучное и знание художественное

Предмет: Музыка
Категория материала: Презентации
Автор:

8 - 3 Наука и искусство

Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе. Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества. Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев. Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ».

Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу. И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности». В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного

творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.

• О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?

• О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?

• Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?

• Рассмотрите иллюстрации на предыдущих страницах учебника. Вспомните знакомые вам музыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.

8 - 4 Знание научное и знание художественное

Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культурыВысокого Возрождения — вот ужепять столетий восхищает человечество. Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) былеще и писателем, ученым и инженером, изобретателем и анатомом.Его гениальные догадки как ученого, инженера, конструктора намногоопередили современную ему эпоху.Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностяхзрения человека. Живопись он рассматривал как универсальный язык,способный воплотить все многообразные проявления разумного началав природе.На примерах деятельностиЛеонардо да Винчи можно понять,насколько неразрывно научное и художественное творчество.Рисунок «Витрувианский человек»символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные однана другую фигуры вписаны в круг иквадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображениячеловека для европейского искусствапоследующего времени. В XX в. Наоснове этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современнойархитектуры.Удивительны тексты Леонардо даВинчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга:

«Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».

• Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Как можно трактовать ее мораль?

• О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его рисунками компаса и плуга?

Басня. Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы,.. и стал он размышлять:

— Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости. И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце.

Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.

 

Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. К ним относится и самый знаменитый портрет — «Джоконда», или

«Мона Лиза». Он произвел ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто хотел постичь, насколько

искусство способно подражать природе…» В портрете художник воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния. Важным элементом композиции стал

пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке. Взгляд Мо

Тип материала: Архив ZIP (zip)
Размер: 3.42 Mb
Количество скачиваний: 5
Просмотров: 170

Похожие материалы