Детский театр. Формирование нравственных ценностей
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Громова Наталия Валентиновна
|
Детский театр. Формирование нравственных ценностей
Сфера моей деятельности – театр. И я убеждена, что театр – прекрасный инструмент, при помощи которого можно развивать, формировать важнейшие нравственные ценности, постоянно открывать новые грани жизни перед маленьким человеком.
Детский театр – это не только определённый способ провести время, это настоящая школа, способная многому научить ребят. Занимаясь интересным и полезным делом, они получают «прививку» на всю жизнь. Прививку от неправильного выбора, от дурного вкуса, от всего того, что может помешать человеку отличить хорошее от плохого.
Постоянно открывая что-то новое в себе, в людях, дети учатся самому главному: видеть, слышать, удивляться, восхищаться, а ещё понимать, уважать и любить. Постепенно осознавая, что незыблемыми человеческими ценностями остаются идеи любви и уважения к людям, долг чести перед человеком, борьба за правое дело, умение переносить трудности, отстаивать принципы и убеждения, человек обретает внутреннюю силу.
Как учить, развивать, воспитывать театром? Что значит для детей театр?
Личность ребенка формируется от чувств, эмоций - к знаниям. В младшем школьном возрасте – это театрально-игровая деятельность, в которой главное – не мастерство, а дети, их духовный рост и нравственное развитие через игру, образ, воображение. Мы читаем сказки, стихи, играем в сказку. Темы добра, веры, милосердия составляют нравственное содержание сказок, басен, песен, стихов, игр. Дети учатся действием «здесь и сейчас» преображать словесные образы, происходит процесс ПРИСВОЕНИЯ прожитых чувств, эмоций.
И главная задача здесь готовить ту почву, на которой взойдут семена Добра и Любви, ту почву, где зародится интерес к важным вопросам мироздания:
· что такое «смысл жизни», «счастье», «справедливость»,
· как бороться со своими недостатками,
· как прощать, любить, жалеть тех, кто рядом с тобой.
Ведь создавая предпосылки для формирования личности, по-настоящему рождается человек!
Без принуждения дети погружаются в мир слова, литературы, хореографии, художественного изображения, музыки, поскольку театр – это синтетический вид искусства. Рождается и сотворчество, потому что театр – коллективный вид деятельности, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы.
С детьми среднего и старшего школьного возраста мы берём материал более сложный - пьесу или инсценировку литературного произведения. Разбираемся, анализируем, обсуждаем, думаем, спорим. Итогом творческой деятельности, подачей нравственной задачи, нравственных переживаний становится спектакль.
Выбор материала, спектакли, над которыми работает театр - это его лицо, его степень взросления.
Именно поэтому в нашем театре, есть постановки, с серьёзными и сложными темами, работая над которыми ребята открывают для себя совершенно другой мир, погружаются в него, меняют что-то в себе, вокруг себя!
На этом этапе, который называется учебным, дети активно овладевают знаниями: в поиске истины они облагораживают ребенка – они духовная сила и оружие.
· Приходит осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни;
· готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию,
· критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки.
Это уже дети, с осознанным пониманием своей роли. Они знают, о чём говорят и ради чего они выходят на сцену.
Я расскажу лишь о двух наших спектаклях, работа над которыми была трудной, но необходимой.
«Недетская история» - социальная драма о беспризорных детях, у которых нет ничего, кроме их маленькой жизни, полной тревог, отчаяния..., надежд.
Спектакль создан по пьесе драматурга Марии Зелинской, которая написала такие простые и точные слова: « Когда ты пишешь о людях, об их горестях и переживаниях, этим немного помогаешь им. Принимаешь их проблему и как бы говоришь: я с тобой, я за тебя».
Очень трудно замечать, слышать, откликаться на чужую боль. Не сразу и мы решились на постановку. А потом появилась твёрдая уверенность, что «это важно слышать». И начали открывать этот мир, о котором так мало знали. И душа заболела. Ведь это есть, это рядом с нами. И мы тоже готовы сказать: «Я с тобой. Я за тебя".
Музыкально-поэтический спектакль о войне«Мы просто хотели любить»был поставлен к 65-летию Победы. Мне очень хотелось выразить свои чувства через эту работу, наверное, потому, что эта тема волновала меня всегда. Всё, что рассказывали о войне мои бабушка и мама, которые пережили блокаду, папа, который приписав себе один год, пятнадцатилетним мальчишкой ушёл на фронт, фильмы, которые я смотрела, книги, которые читала, копилось во мне на протяжении всей жизни. Я очень хотела говорить с ребятами о том, что волнует меня, и что знают они о войне. Мы смотрели фильмы, читали книги, всё больше погружаясь в материал того страшного, полного человеческого горя и отчаяния времени.
Вот какие слова написали ребята, выпускники нашего театра, которые играли в этих спектаклях:
Наталья Мохова
Можно ли измерить словами то, что значит для меня спектакль «Мы просто хотели любить»? Мне кажется, с того момента, как только еще стала зарождаться эта работа, само видение мира стало другим. Оно стало более острым, ощущение благодарности за то, что ты живешь на земле, стало более глубоким, наверное, даже неистовым. Я благодарна тем великим людям, таким же мальчишкам и девчонкам, как и мы, за то, что они сделали для нас, для всей нашей страны! Хочется говорить об этом со сцены, доносить до зрителя то, за что у нас болит душа!Ведь пока ты стоишь на сцене, на приподнятом от земли пространстве, в луче света, ты можешь поселить туда добро или еще что-то, или оставить сердце пустым.
Юлия Рыбина о спектакле «Недетская история»
Этот спектакль вошел в нашу жизнь живым, настоящим потоком, ранее нам неизвестным, но остался в наших сердцах, как самое родное и бесценное. История покинутых детей, такая чуждая нам, детям из любящих и благополучных семей, перевернула наше представление о жизни. Мы оказались внутри пьесы, мы оказались сами героями этой истории, и чтобы осознать, мы должны были понять и прочувствовать себя в новом образе, с новой жизнью. Приблизив историю детей-беспризорников к себе, сопереживая им, столкнувшись с их судьбами, мы стали более чуткими к этой социальной проблеме.
Алина Худякова.
Театр меня всегда учил чувствовать, не быть равнодушной, жить не только своими повседневными заботами, а смотреть на мир шире, думать, задавать вопросы. Мне работа над этими спектаклями помогла, дала возможность посмотреть на свою жизнь под другим углом, в каком-то смысле научила бережнее относиться к тому, что мне дано: мирное небо над головой, любовь и забота близких людей, возможность спать в теплой кровати, не думать о хлебе. По-другому воспринимать фильмы, стихи, рассказы о войне, иначе относиться к тем, кто нуждается в помощи.Каждый раз что-то внутри щёлкает и звучит один вопрос: почему это происходит с людьми?
Дарина Поликарпова.
Спектакли "Мы просто хотели любить" и "Недетская история" - две непростые истории, перенесенные на сцену. Однако в реальной жизни, это - действительные истории миллионов людей. Война, которую мы пережили менее века назад и то, с чем постоянно сталкиваемся на улице, в городах, больших и маленьких, - то, от чего хочется бежать, зарываться, не думать. Но мы всем коллективом постарались избежать этого привычного малодушия и трусости. Мы просто обнажали свои чувства, пускали в сердце и голову страшные судьбы, ставшие нашими. Позволяли им изменять взгляды на жизнь и взрослеть на сцене, говоря о недетских вещах.
Нам, родителям, педагогам дано право, смелость, ответственность заложить фундамент основ нравственности в душе ребенка, фундамент к познанию человеческих ценностей, духовных преобразований, создание внутренней моральной силы, внутреннего взора на состояние души, то есть то, что образует Личность, его мир и сознание.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 27.06 Kb |
Количество скачиваний: | 17 |