Доклад "Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Черун Лариса Анатольевна
|
Развитие устной и письменной речи учащихся
на уроках русского языка и литературы
Л.А. Черун, учитель русского языка
и литературы КГУ «Всеволодовская
неполная средняя школа»
Айыртауского района
Северо-Казахстанской области
Родной язык - это связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.
Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собою, и на страницах газет и журналов - с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка
Есть такие скептики, которые считают «Как сказал - так и ладно. Все равно поймут!» Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие «неувязки» выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на собственном опыте. Значит нельзя руководствоваться нехитрым правилом «все равно поймут». Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь - неправильно поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость. Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся - одна из серьезных задач, стоящих перед школой.
А речь наших учащихся часто бессвязна, логически не последовательна, содержит много стилистических ошибок, и, как правило, невыразительна.
Как сделать уроки русского языка и литературы более интересными, уйдя от простого пересказа и скучных грамматических упражнений, и увлечь учеников, чтобы они хотели говорить, делиться мыслями, сочинять? Можно ведь просто поставить перед ними задачи - расскажите, повторите, а можно сформулировать ее так, чтобы был элемент новизны, поиска, чтобы работало творческое мышление, а следовательно развивалась речь.
Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания.
Сформировать умение и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме - такая задача ставится перед учителем в программе по русскому языку.
Для достижения поставленных целей и реализации творческого потенциала учеников на уроке используются различные виды работ.
Работа со зрительной опорой
Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы или какие-то картины, фотографии. Простейшим примером зрительной опоры являются рисунки — комиксы. Простые рисунки легко копировать или нарисовать на доске. Они задают тему разговора и сюжет. Рисунки должны соответствовать возрасту детей, быть живыми и интересными, не содержать сложных деталей, число персонажей должно быть ограничено, события понятны. Как правило, уже через полгода после начала работы по комиксам некоторые дети начинают сами сочинять и зарисовывать комикс Комиксы должны быть тематически разнообразны, включая самые разные наиболее распространенные в жизни — темы и сюжеты.
Виды работ с комиксами
Устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей комикса. При этом работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; являются ли его реплики психологически достоверными; может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации; насколько хорошо ученик слышит реплики своих героев; являются ли его реплики действительно ответами на то, что он слышит или они содержательно не связаны с услышанным; насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; литературна ли, грамотна ли его речь.
Работа по одному комиксу может продолжаться до тех пор, пока не надоест детям, но она не должна занимать целый урок. Необходимо фиксировать все удачные речевые находки детей.
Методика устного диалога по комиксу следующая:
1. Рассматривание комикса с устным комментированием: основная цель этого этапа - понять тему и сюжет, замысел художника, заметить как можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и характеризуют персонажей, высказать на основании этих деталей какие-то психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют).
2. Второй этап работы, как правило, переносится на следующий урок: дети импровизируют устные диалоги.
3. Оценивание устных диалогов - дети оценивают услышанное, отмечая достоинства и недостатки.
Другим типом зрительной опоры являются картины и фотографии. Основная цель работы с этим видом зрительной опоры - развитие наблюдательности. Как правило, картины и хорошие фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и еще труднее понять их роль в данной картине. Могут быть использованы картины и фотографии разных жанров.
Если вы (учителя) просите детей подготовить рассказ по картине дома, то совместного рассматривания не происходит. Если же работа ведется только в классе, можно сначала рассмотреть картину, учитель может что-то кратко рассказать о ней, но не следует вместе называть детали, так как задача состоит именно в том, чтобы их самостоятельно увидеть и понять.
Оценивается, прежде всего, наблюдательность: самую высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи, логика высказывания.
Очень важно, чтобы оценивание также происходило на следующем уроке, потому что параллельное оценивание (происходящее сразу по прослушивании диалога) убивает непосредственность восприятия. На 1-м и 2-м этапах эта работа воспринимается детьми как игра, что является положительным моментом, - и лишь на третьем этапе включается сознание, анализ. Непосредственные переживания (увлеченность, радость творить, фантазировать) имеют огромное значение, так как именно они создают мотивацию, и главная забота учителя должна быть направлена именно на поддержание высокого уровня увлеченности.
Работа по шлифовки речи учащихся продолжается на основе фотографии. Фотографы - профессионалы, натуралисты, романтики, любители пейзажа - предлагают серию сюжетов «Заповедные уголки Казахстана». Проникаясь настроением пейзажа, видя остановившееся мгновение, учащиеся пробуют воссоздать атмосферу праздника, торжества природы. Задачу можно усложнить необходимостью использовать в своем рассказе односоставные предложения. Фотография, таким образом, становится толчком к творчеству, к исследованию и «оживлению» изученных конструкций. В результате обнаруживаешь, что один учащийся предпочитает в своей речи назывные предложения, другой — с обособленными членами.
Следующий вид работы на уроке предполагает не только умение видеть картинку (здесь уже слово трансформировано в образ живой природы), но и составить по ходу чтения текста рисунки — иллюстрации. Так, когда в 7 классе обсуждали «проект» памятника герою прославленного романа Сервантеса - Дон Кихоту, - одни «поставили» на высокой скале, врезающейся в море: «Дон Кихот благороднее, лучше, чем большинство людей, и пусть он возвышается над ними. Он задумчив, взгляд его устремлен вдаль, он смотрит на, всегда таинственное романтическое море. Он верит, правда и справедливость восторжествуют..» Другие «поставили» памятник Дон Кихоту в людном месте - на площади, в парке -
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 27.49 Kb |
Количество скачиваний: | 42 |