Экскурсия по городу Бирск

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

города Бирска муниципального района Бирский район

Республики Башкортостан


На I открытый межрегиональный конкурс –

фестиваль детского литературного творчества,

краеведения и журналистики «СТУПЕНИ»

Номинация: «Юный краевед»

Девиз конкурса-фестиваля:

«Дети за мир на земле»

ЭКСКУРСИЯ

«Религиозные храмы города Бирск»


Руководитель: Гарданова Гульчачак Аглямовна –руководитель краеведческого кружка МБОУ СОШ № 10 г.Бирск


Содержание.

1. Цель и задачи экскурсии.

2. Технологическая карта экскурсии.

3. Текст экскурсии:

Вступление.

Основная часть.

Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Приложение.


Цель и задачи экскурсии.

Наша цель:

активизировать учащихся к поисковой и учебно-исследовательской деятельности

в рамках экскурсионно-краеведческой работы.

Отсюда вытекают и нижеследующие задачи:

познавательные: знакомство с историей и развитием храмов города Бирск;

развивающие: совершенствование методики исследовательской работы в области краеведения; формирование гуманного отношения к историческим памятникам Республики Башкортостан;

воспитательные: воспитание нового гражданина Башкортостана средствами краеведения.

Технологическая карта экскурсии.

1.

Название экскурсии

Религиозные храмы города Бирск

2.

Тема экскурсии

История и развитие религиозных храмов Бирска «вчера», «сегодня», «завтра».

3.

Вид экскурсии

автобусная.

4.

Состав экскурсантов

Для взрослой аудитории или для детей; для организованных групп или для одиночных посетителей.

5.

Протяженность

8,5км

6.

Продолжительность

1час 30 минут

7.

Маршрут

МБОУ СОШ№ 10- Михайло-Архангельская церковь-

Бирская мечеть-

Свято-Троицкий храм-

Свято-Никольским храм-

МБОУ СОШ№ 10;

Вступление

Добрый день! Разрешите представиться. Меня зовут Гарданова Гульчачак Аглямовна. Работаю учителем и руководителем краеведческого кружка «Жемчужина Башкортостана» в МБОУ СОШ № 10 г. Бирск и муниципального района Бирский район РБ.

Сегодня мы для вас подготовили экскурсию по городу Бирск на тему «Православные храмы города». Мои помощницы - юные экскурсоводы из 7 а класса МБОУ СОШ № 10 Гарданова Гульшат и Алисултанова Лиана.

В своем путешествии мы расскажем вам об истории этого тихого старинного городка. Познакомим вас с архитектурными памятниками города и его достопримечательностями, которые сделали наш городок известным не только в РБ, но и за ее пределами.

Наше путешествие будет проходить только в черте города. Но чтобы вы не устали, мы попросили водителя автобуса (Ф.И.О. водителя) прокатить нас по нашему индивидуальному маршруту.

А вас, уважаемые гости, мы попросим соблюдать ряд правил для проведения экскурсии:

  1. Занимать в экскурсионном автобусе одни и те же места;
  2. Не отходить от группы без разрешения экскурсоводов;

3. Не разговаривать и не заниматься посторонними делами во время
экскурсии.

Заранее благодарим вас за внимание!

Основная часть

Вдруг остановишься невольно,

Благовея богомольно.

Перед святыней красоты...

А.С. Пушкин

Руководитель:

Бирск – один из старейших городов Башкортостана, внесен в список городов-памятников России. Уникальность города - в полной сохранности архитектуры XIX – начала XX столетия, что выгодно отличает Бирск от других городов Башкирии.

Архитектура тихого уездного Бирска проста, в нем нет шедевров, но есть цельность, обаяние старины, что редко встречается даже в иных древних городах центральной России. Главное украшение города – три православных храма и один мусульманский (суннитский).

Сейчас мы стоим у подножья одного из первых храмов г. Бирска – Михайло-Архангельской церкви. Она расположена на вершине возвышенности

(т.н. Галкиной горы) и хорошо различима в панораме города со стороны реки Белой.

На месте существующего ныне храма прежде стоял деревянный Михайло-Архангельский собор, построенный в 1783 году на пожертвования генерала П.Г. Языкова при попечении священника Николая Иванова. В 1842 г. собор был разобран и продан в с. Емашевка Уфимского уезда (ныне Бирского района). Весной этого же года на средства купцов Н. Серебренникова и Д.Балаева началось возведение новой каменной церкви. В 1845 г. строительство было завершено, однако освящение состоялось только в 1847 г. Ритуал совершил Преосвященный Иоаннский (Образцов) епископ Оренбургский и Уфимский.

Поскольку с 1841 г. соборные функции были переданы в Бирске Свято-Троицкому храму, новая Михайло-Архангельская церковь стала обычной приходской. В ней три престола: боковой, Покрова Пресвятой Богородицы и во имя пророка Божия Илии (расположены в трапезной) и главный храмовый – во имя Михаила Архангела. В 1894 г. на пожертвования местных купцов участок церкви был обнесен металлической оградой на каменном фундаменте. 8 октября 1900 г. над храмом и колокольней подняли новые кресты.

Юный экскурсовод:

Старожилы города знают особую тайну Михайло-Архангельской церкви. По их рассказам якобы от самой церкви вырыт подземный ход и выходит он к берегу Белой. Эта тайна давно будоражит интерес бирян. И мы в своей работе обратились к историческим источникам, чтобы, возможно, подтвердить эти сомнения. И действительно, оказывается существует историческая справка о том, что легенда это не просто вымысел.

Так, в мае 1774 года во время башкирского восстания к бирской крепости, бывшей на месте Михайло-Архангельской церкви, подошли более 2000 бунтовщиков. Специально созданный правительственный отряд под командованием генерала Михельсона помог военному гарнизону отбить противника и прогнать к бурновским лесам.

Юный экскурсовод:

В июне 1774 года бунтовщики подошли к крепости уже в составе 4000 человек. Сопротивляться гарнизону в составе 200 человек было бессмысленно. К тому же дома, которые стояли вокруг крепости были деревянные, крытые соломой. Башкиры их просто поджигали, что очень затрудняло оборону. Но, к счастью, от крепости был подземный ход. Через него и были переправлены за Белую порох, оружие, лошади и люди. Осталась лишь незначительная часть смельчаков во главе с командиром, чтобы отстоять хотя бы остальных спасшихся и не дать пройти в подземный ход. Таким образом, легенда оказалась правдой,

Руководитель

Обратите внимание на купол церкви: форма огромной луковичной главы храма характерна для новых, по тем временам, поисков национального своеобразия, выражавшихся в обращении к древнерусским и византийским архитектурным прототипам.

К квадратному храму примыкает более вместительная поперечная трапезная. Прямоугольная алтарная апсида уже храма и в композиции играет подчиненную роль. Примечательно, что даже форма двенадцати окон в виде широкого цилиндрического барабана дополнительно освещают храм.

Внешняя декорация очень немногосложна. Над высокими арочными окнами трапезной – небольшие ложные оконца, также арочные. К сожалению, до нас не дошла колокольня церкви, которую описывают архитекторы как «конусообразную»: ее вид мог бы способствовать более точному определению стилистической принадлежности здания. Архивные документы упоминают колокольню как одноярусное сооружение. Сама церковь временно закрыта и находится в стадии ремонта. До 2002 г. была действующей в летний период.


Михайло-Архангельская церковь

Руководитель:

Следующая наша остановка – Бирская мечеть, которая расположена по ул. Цурюпа. По историческим сведениям в 1900 годах в городе постоянно проживало 120 душ мусульман, временно 180. Этого было достаточно, чтобы мусульманское духовное собрание и Министерство внутренних дел Башкирии разрешили строительство мечети. К 1912 году мечеть уже действовала. Последний муллой был Мухаммед Зарифов. 29 марта 1930 года при администрации города было проведено заседание, на котором рассматривался вопрос о закрытии мечети.

Принимая во внимание малое использование мечети, было решено передать здание бирскому горсовету для размещения в ней татаро-башкирской школы. В связи с этим минарет мечети был снят. Школа просуществовала до 1941 года, потом отдана ведомству общепита. Здесь было организовано питание учащихся школы механизации и испанских детей, эвакуированных во время Отечественной войны. На стенах сохранились изречения из Корана, выполненные арабской вязью. В геометрических рисунках красоты люди не увидели, и они впоследствии были замазаны побелкой. До 70-х гг. здесь была столовая. Только к началу 90-х гг. мечети было возвращено первоначальное назначение.

Юный экскурсовод:

Сегодня в Бирске идет строительство новой мечети. Главным аргументом строительства сторонники нового храма считают то, что старая мечеть расположена далеко. В этом направлении отсутствуют регулярные автобусные маршруты, и людям старшего поколения трудно туда добираться. Вместе с тем, наличие одной мечети, конечно, не означает, что не нужно другой. Скажем, в некоторых селах Башкирии до революции было пять мечетей, а в Казани их сегодня функционирует 50. Еще один аргумент в пользу строительства мечети: появится место для изучения Корана и основ ислама, арабского языка.

Руководитель:

Обратите внимание на здание мечети. Оно представляет собой кирпичный вариант традиционного типа башкирских деревянных мечетей. Доминанта здания – минарет. Он конструктивно опирается на четверть северной части здания и создает неповторимый силуэт исторической застройки города.

Строительство мечети затягивается. Здесь имеются свои проблемы. Администрация района и города не достаточно финансирует строительство. Остается рассчитывать только на помощь спонсоров и частных лиц. Сегодня в возведение мечети вложено немало трудовых денег частных лиц нашего города, района, республики. В Бирске уживаются две религии: христианство и ислам. Уважение к духовной жизни каждой национальности стали нормой жизни нашего современного общества.

Бирская мечеть

Руководитель:

Одна из старейших улиц - Большая Сибирская, ныне ул. Ленина. Она поднимается от речной пристани к центру, выводит непосредственно к храму. Вот как раз по этой улице мы с вами подъезжаем ко второму по времени постройки храму - Свято-Троицкому собору.

Судя по фотографии, которую вы сейчас увидите, это здание представляло собой величественный Собор, получивший свое название от площади Троицкой. Разрешение на строительство собора было получено в 1835 году одновременно с утверждением нового плана г. Бирска. В 1840-м г. состоялось освещение правого предела собора в честь Рождества Богородицы, а в 1844-м – освещение левого предела во имя Николая Чудотворца и главного храма во имя Живоначальной Троицы. После этого Свято-Троицкий храм получил статус соборного.

Свято - Троицкий храм

Руководитель:

Обратите внимание на экстерьер храма. В строительстве Собора прослеживается стремление следовать формам классицизма. Очевидно, при расширении собора строители пытались сохранить стилистику первоначального облика. Внутри здание состоит из непривычного большого числа помещений. Главный иконостас имеет высоту в четыре яруса. Отопление здания осуществлялось пятью печами. В советский период здание собора долгое время использовалось как кинотеатр. В процессе его эксплуатации производились изменения внутренней планировки, помимо чего разобраны храмовый барабан с куполом и верхняя часть колокольни. В настоящее время собор динамично реставрируется с целью возвращения его первоначального вида и назначения. Ремонт храма планируется закончить к 2010 г.

Юный экскурсовод:

Здесь же на площади в начале XX в. была построена инородческая церковь - жемчужина города. По словам специалистов, церковь уникальна по своей архитектуре, и подобной нет во всей Башкирии.

Храм был возведен во имя первых казанских просветителей Гурия, Варсонофия и Германа, а в народе его называли инородческим. Обусловлено это тем, что церковь была рассчитана на посещение ее воспитанниками всех учебных заведений и учащимися разных национальностей.

Церковь Казанских Святителей в современном городе именуется Свято -Никольским храмом. Это единственный в Башкортостане памятник, наиболее последовательно ориентированный на воспроизведение средневековой византийской традиции. Обращение к столь древним архитектурным прототипам, возможно, связано с особенностями национального состава прихода и было призвано подчеркнуть глубину исторических корней христианской религии.

Свято Никольским храм

Юный экскурсовод:

Ребята, а вы знаете, что в 1863 г. для колокольни был отлит большой колокол весом в 333 пуда? В 1867 г. – устроено отопление в главном храме, а в 1873 г. в нем поставили новый иконостас. В 1880 г. на средства благотворителей произведена роспись стен интерьера и изготовлены 8 киотов для икон. В 1882 г. участок обнесли чугунной оградой на каменном фундаменте.

В самой инородческой школе кроме русских учились марийцы, чуваши, татары, казахи, принявшие христианскую веру и приехавшие не только из Бирского, но и других уездов и губерний Башкирии.

В церкви, в основном, проходили уроки Божьего закона. На эти занятия приходили все учащиеся школ города.

Руководитель:

Обратите внимание на сооружение здания. Центрическая крестово-купольная композиция церкви обнаруживает элементы базиликальности.

Постепенное нарастание высоты объемов к центру удачно обыграно силуэтами скатных кровель. Их графичные ломано-линейные очертания подводят взор к купольному венчанию. Из-за ступенчатого убытия высоты при переходе к боковым поясам вся композиция приобретает типичную для базилик трехчастную структуру. Не менее интересна и монументальная внутренняя планировка храма.

Во времена советской власти храм использовали и как склад, и как овощехранилище. Но в настоящее время, после реставрации, храм восстановлен, и в нем проходят богослужения по всем священным божьим празднествам.

17 января 2003 года свершилось то, о чем так долго мечтали прихожане православной церкви: с восстановлением звонницы рядом со Свято-Никольским храмом над Бирском вновь, как много лет назад, звучит колокол. А с завершением всех строительных работ состоялось поднятие креста над новой звонницей. На это радостное и поистине историческое событие собралось почти все православное население Бирска.

Сегодня настоятелем православных храмов в Бирске является иерей Дионисий. Именно по его инициативе началось строительство звонницы, по его ходатайству нашлись благодетели, которые помогали и деньгами, и материалами, и транспортом. Сегодня, как и в старину, почетные люди города, так называемые купцы, вновь помогают городу и храмам, что очень отрадно.

Если старой церковью выполнялись непосредственно просветительские функции, то в современной России церковь объективно берет на себя более широкие функции: это просвещение, распространение духовной литературы, а также продажа религиозной символики, создание литературы более широкой тематики, печатание статей в прессе. В этом плане иерей Дионисий ведет активную работу. В каждый православный праздник поздравляет прихожан через местную газету «Победа».

История одной только Бирской инородческой учительской школы поможет глубже раскрыть процесс сближения наций и народностей. На сегодняшний день эта история является важнейшей темой для воспитания у подрастающего поколения интереса и бережного отношения к архитектурным памятникам.

Уникальность города - в полной сохранности архитектуры XIX - начала XX столетия, что выгодно отличает Бирск от других городов республики. Поныне сохранились целиком улицы, застроенные особняками купеческих династий. Не зря главная (и самая протяженная) улица Бирска носила название Миллионная: ее полностью застроили на деньги бирских купцов.

Заключение.

Сегодня Бирск - один из старейших городов республики с развитой инфраструктурой. В его облике органически сочетается прошлое и настоящее. Памятники архитектуры: купеческие дома, церкви, административные здания - до сих пор украшают город в совокупности с современным дизайном и придают особенный колорит.

Сегодня Бирск - это социально-культурный и образовательный центр северного региона республики. Привлекает город внимание и своей природой, чистой экологией, своими ежегодными традициями. В его окрестностях, на территории района действуют широко известные не только в РБ два дома отдыха, профилактории, детские лагеря.

Таким является Бирск, воплощая в своем облике дух старины и современности. Он строился с размахом в угоду широкой русской натуре. И таким мы его любим. Это наш город.

На этом маршруте наша экскурсия закончила только свой самый первый этап. Вы еще многое не увидели и не оценили. Поэтому мы вас приглашаем еще и на другие экскурсии, связанные с историей нашего города.

До новых встреч! Спасибо за внимание!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бирск. Сост. Иванов М.И. – Уфа: Баш. книжное издательство, 1989
  2. Бирск. Авторский коллектив. -Уфа: Баш. книжное издательство, 1989.
  3. Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - №38 (№2, 1997г.). – С. 124-127.
  4. Сахратуллин С.Ф. Бирская старина. Бирский уезд. Книга первая. - Бирск, 1999.
  5. Сахратуллин С.Ф. Бирская старина. Город Бирск. Книга вторая. - Бирск, 2000.
  6. Бирск в новом веке. Архитектурный прогноз. // Победа. -2000. - 30 декабря.
  7. Историческая справка. Бирское горрайотделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 20 мая 1984 г.
  8. Перчаткин В. Мой Бирск. // Победа. - 2004. - 24 января.
  9. РБ г.Бирск и Бирский район. Краткая социально-экономическая характеристика. - Бирск, 2002.
  10. Сахратуллин С. Город у реки Белой // Победа. - 1989. - 15 июня.
  11. Социально-экономическое положение Бирского района и г. Бирска в январе – декабре 2005 г. // Победа. - 2006. - 6 апреля.
  12. Трапезников А. Богатое прошлое и настоящее [А.С.Супряткина] //Победа. - 2006.-16 февраля.
  13. Юнусов И. Быть ли мечети в Бирске? // Победа. - 2006. - 27 апреля.

Приложение

Карточка одного из экскурсионных объектов

1. Свято-Троицкий Собор (ранее Верхнее - Троицкий Собор).

2. Утверждение в 1835 году генерального плана нового города, разрешение на строительство нового храма.

3. Здание Собора расположено на главной площади Бирска, получившей в честь его имени название Верхнее - Троицкой.

4. Строительство было начато в 1835 году. В 1840-м году состоялось освящение левого предела во имя Николая Чудотворца и главного храма во имя

Живоначальной Троицы.

5. В 1863 г. для колокольни был отлит большой колокол весом в 333 пуда.

6. Источники сведений о первоначальном виде Собора хранятся в
Историческом музее города.

7. К концу 2006 года выполнен ремонт кровли апсиды, восстановлена недостающая часть кровли западного фасада. Налажена водосточная труба и выполнена побелка северного фасада Собора.

8. В настоящее время Собор динамично реставрируется. Строится храмовой барабан. Ремонт Храма планируется к 2010 году.

9. Объект может быть использован в обзорных и тематических экскурсиях.

Архитектура

1. Центрическая крестово-купольная композиция церкви обнаруживает элементы базиликальности.

2. Постепенное нарастание высоты объемов к центру удачно обыграно силуэтами скатных кровель.

3. Графичные ломано-линейные очертания подводят взор к купольному венчанию.

4. Интересна монументальная внутренняя планировка храма.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 4.07 Mb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 80

Похожие материалы