Фольклор, как условие приобщения дошкольников
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Иванова Лилия Николаевна
|
Фольклор, как условие приобщения дошкольников
к культурному наследию народа саха
Иванова Лилия Николаевна
Учитель музыки
МДОУ «Детский сад «Мичил»
Музыкальный руководитель
678624, РС(Я), Усть-Майский улус
с.Кюпцы, ул Советская 20
8(411-41) 3-65-66
Фольклор – это традиционное коллективное устное художественное творчество народа. Устное народное творчество – первооснова всей музыкальной культуры.
В республике всемирно решаются проблемы возрождения и самоопределения не только коренных народов, но и многих этнических групп, общин сообществ, идет поиск путей приобщения к своим истокам. Ряд мер по возрождению национальной культуры, народной педагогики и по поддержке семьи находит широкий отклик у многих национальностей как внутри, так и за пределами республики, что доказывает правильность выбранного пути.
Будущее нации всецело зависит от воспитания подрастающего поколения, от сохранения его языка, культуры, традиций. Воспитание детей закладывается в семье, определяется внутрисемейными отношениями, общечеловеческими ценностями и опирается на выработанные народом традиционные методы и средства воспитания. Методы народного воспитания претворяются в жизнь в первую очередь через традиции семьи и быта – «Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими, являются педагогические».
В истории многовекового развития официальной педагогики и школы народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения, навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогической мысли – воспитание реальной жизнью. Этот принцип можно считать одним из ценных положений народной педагогики. Особенно сильным и действенным средством воспитания являются прогрессивные национальные традиции и обычаи. Традиции и обычаи, будучи общественным явлением, выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, которые регламентируют жизнь человека. Много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей, способствующих в формированию положительных качеств личности. Среди них особое место у якутских народов занимают устойчивые традиции культа предков, старших, родителей. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней. Рядом с культом предков наиболее живущим является культ родителей, старших по возрасту. У якутов не принято звать старших по возрасту родственников по имени. Детям с малых лет внушалось придерживаться неписаных правил: «старшего приветствуй первым», «пожилому, старшему всегда оказывай услуги», «не вмешивайся в разговоры и дела взрослых» и т.д. Связь поколений в народной педагогике начинается с родного порога, с почитания родителей. Самый близкий родной человек – мать. Любовь, ласку родителей, силу ее воздействия на формирование прекрасной человеческой души в детях ничто на земле не может заменить. Мать в народном творчестве всегда нежна, сильна и прекрасна. В своей воспитательной деятельности народ убедился, что трудно воспитывать нравственного человека, если в нем нет чувства любви и уважения к матери.
Какими бы прекрасными не были наши дошкольные учреждения, уличные и школьные детские разнообразные объединения по интересам детей и т.д., самыми главными коренными родоначальниками, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Это чистый исток детской психологии не может заменить никто. Поэтому умственное развитие детей всегда находилось и находится в центре внимания семьи. Дошкольники должны получать понятия о национальной культуре, изучать жанры фольклора, знакомиться со сказками, легендами и преданиями, знакомиться с народными песнями, танцами, играми, декоративно – прикладным искусством родного края.
Для создания у детей реальных представлений о звуковой сфере народной музыки очень важны встречи с носителями народной культуры, экскурсии, занятия и праздники. Все – это может проходить как в детском саду, школе, так и на природе, так как многим жанрам якутских народных песен присущи условия и атмосфера улицы, народного гуляния. Богатство и разнообразие содержания, яркая образность, простота мелодии якутской народной песни привлекает детей, и будет способствовать постепенному формированию у них интереса к национальной культуре вообще. Красота мелодий, поэтичность текстов, игровое начало вызывает положительные эмоции у детей, что проявляется в их желании петь якутские народные песни.
Наиболее распространенной среди якутов формой исполнения песни в прошлом было сольное пение. Якутский певец поет обычно сидя, заложив ногу на ногу, одной ладонью закрывает ухо. В живом исполнении песни текст и мелодия составляют единство, одно целое словесно – музыкальное произведение. Самой массовой формой пения в прошлом у якутов было пение на протяжный горловой напев «Дьиэ буо» или «дьиэрэтии». Песни этого типа отличаются свободным размером стиха и напева, нетемперированностью лада и своеобразными форшлагами – «кылыhах».
Эстетические музыкальные впечатления ребенок получает с детства. Усваивается многокрасочный музыкальный язык родной музыкальной культуры. Методика включения якутских народных песен в процесс учебных занятий сложна по многим параметрам и требует особо пристального внимания педагогов. Во – первых, данное положение связана с недостаточной распространенностью якутских народных песен затруднено из – за неразработанности конкретно – методических приемов работы с песенным материалом в певческой деятельности детей дошкольного возраста.
Таким образом, разучивание и исполнение произведений оказывает многостороннее воздействие на психику ребенка, развивая его внимание, память, обостряет способность к наблюдениям и обобщениям, делает более тонким и восприимчивым его слух, воспитывает ощущение формы, гармонии. Репертуар оказывает непосредственное влияние на воспитание эстетического вкуса, на формирование художественных взглядов и представлений детей и определяет творческое, исполнительское лицо коллектива.
В нашем детском садике «Мичил» ежегодно проводится национальный праздник ысыах, как отчет фольклорного воспитания детей. В этом празднике дети, родители и работники все одевают национальные костюмы, поют тойук, народные песни, танцуют осуохай, воспитанники соревнуются в национальных видах спорта.
Ысыах как часть народной культуры. Ысыах как источник познания. Как эстетическая и культурная среда. Духовное богатство ысыаха. Его нравственная высота. Состязательность праздника – как зрелище и как школа физического, эстетического воспитания. Ысыах – любимый и почитаемый праздник якутского народа. В старину отмечался как обрядовый, культовый праздник, как начало нового хозяйственного цикла. Его корни восходят в глубокую древность. Как обряд, посвященный светлым божеством, отмечался во время героических сказаний. Содержание и формы праздника, его музыкально – поэтические традиции формировались веками.
День ысыаха принимался народом как день всеобщей свободы, как день вдохновенного, поэтического творчества. Вольная вольность была по душе, особенно, веселой детской компании. Для них слово «свобода» принимало конкретное реальное очертание. Во – первых, взрослые в этот день терпеливо относились ко всяким детским капризам, спокойно относились на их требования, увозили всех на праздник. Нарядные, счастливые дети радовали родителей. Во – вторых, для сильных и ловких Ысыах представлял единственную возможность выразить самого себя. Красивые девушки находились в центре внимания. В этот день даже старики не хотели оставаться дома. Торжественный момент народного праздника «Ысыах» превращался в центр досуговой культуры, радости и ликования людей. Он был нужен всем: и самому маленькому малышу, и мудрому глубокому старику. Массовая заинтересованность людей вызывала активность населения, повышала привлекательность народного праздника. Все эти отличительные черты якутского ысыаха сохранились по сей день. В наше время Ысыах – летний общественный праздник, праздник песенно-танцевальной культуры и единения народа.
С кругового танца «осуокая» начинается у детей усвоение урока ысыаха с его образной, музыкальной системой. Дети получают первые уроки родного языка, практические занятия по словарной лексике, уроки художественного воспитания. В любом ысыахе можно наблюдать следующую картину: идет круговая пляска осуокая. Энергичный, динамичный ритм завлекает всех. Все это завораживает детей. Чтобы иметь полное представление они протискиваются вовнутрь круга, наблюдать хоровод («түhүлгэ») изнутри. Перед их глазами открывается движущаяся картина кругового танца. Во время обрядового ритуала дети получают отрывки знаний, первые эмоциональные уроки о воззрениях и верованиях якутского народа, о богатстве фольклорных и поэтических традиций.
Цветовую гамму праздника составляют национальные одежды: мужские, женские. Дети выглядят нарядно, ярко и броско. В последнее время появляется тяга молодежи к национальному самосознанию, к атрибутике и символике.
Ысыах организует порядок людей. Его благотворное влияние на психику и сознание человека огромно. От ысыаха люди обогащаются духовно, от увиденного и от услышанного расширяются кругозор познания. Все это не только образовывает, но и воспитывает. На восприимчивую детскую душу оказывает огромное воздействие, иногда и положительные потрясения. Эмоциональная память о народном празднике «ысыах» сопровождает человека в течение всей его жизни, закладывает основу эстетической культуры, способствует формированию национального самосознания, чувство собственного достоинства и гордости молодого человека.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 72.5 Kb |
Количество скачиваний: | 26 |