Формирование фортепианной техники история, практика.

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:
Формирование фортепианной техники: история, практика.   Нурпеисова А.Е.- преподаватель фортепиано,  ГУ «Комплекс-«Колледж искусств-ШОД» В этой статье освещаются вопросы истории развития фортепианной техники, основные проблемы в ее изучении  и предназначена для педагогов, студентов музыкально-педагогических колледжей в качестве методически-вспомогательного материала для курса «Методика преподавания фортепиано».     Игре на фортепиано посвящены сотни книг, методических пособий и научно-исследовательских работ. Огромный материал, накопившийся за длительный период развития искусства игры на клавишных инструментах, – от клавесина и клавикорда до современного фортепиано - дает представление об эстетических воззрениях, об отношении к интерпретации музыки, о требованиях к исполнителям, о различных школах и направлениях в области пианизма. Среди них выделяются немногочисленные труды, сыгравшие историческую этапную роль в развитии данной науки, сказавшие новое слово в теории и практике фортепианного преподавания. Подобных трудов на протяжении длительного существования пианистического искусства можно насчитать только несколько: «Опыт исследования о правильном способе игры на клавире» Филиппа Эммануила Баха (1753-1762), «Эстетика фортепианной игры» Адольфа Кулака(1860), «Учение о едином художественном средстве при игре на фортепиано» Фридерика Кларк-Штейнгера (1885), «Учение Деппе о фортепиано игре» Елизаветы Каланд (1897), «Основы метода Лешетицкого» Мальвины Брей (1903), «Физиологические ошибки и преобразование фортепианной техники» Фридриха Адольфа Штейнгаузена (1905), «Естественная фортепианная техника» Рудольфа Брейтгаупта (1905-1906), «Индивидуальная фортепианная техника» Адольфа Мартинсена (1930), «Техника фортепианной игры» Йожефа Гата (1954, на русском языке 1957). Эти проблемы разрешались Моцартом и другими представителями венской пианистической школы, пользовавшиеся инструментами Иоганна Штейна – создателя венской механики. Рояли Штейна обладали довольно легкой клавиатурой, мягким, певучим, хотя и не особенно сильным звуком. В последней четверти 18 века представители венской школы, создают гениальные произведения, которые раскрывают возможности фортепиано: звуковые, тембральные новшества, диапазон. Старая школа конца 18 столетия, а вслед за ней и фортепианная педагогика первой половины 19 века основывались на пальцевой технике при минимальном использовании движений рук. На определенном этапе эта система себя оправдывала, но история пианизма показала, что дальнейшее развитие фортепианного искусства привело к резкому расхождению между укоренившимися традициями преподавания и требованиями художественной практики. Творчество Бетховена, Вебера и, особенно, Шумана, Шопена и Листа поставило перед исполнителями сложнейшие задачи, которые нельзя было разрешить, пользуясь старыми приемами игры. Гениальные композиторы-пианисты смело создавали свой фортепианный стиль и свою технику владения инструментом вопреки педагогическим традициям своего времени. С именами Листа и Шопена связана новая эпоха в истории фортепианного исполнительства и педагогики, выдвинувшая целую плеяду блестящих пианистов следующего поколения. Шопен много внимания уделял развитию техники, и делал это нетрадиционными методами. Первоочередное внимание он обращал на развитие гибкости рук, а не силы пальцев, как было принято в традиционных методиках. Гибкость физическая способствовала гибкости ритмической и динамической, что особенно важно при исполнении произведений Шопена и других композиторов-романтиков. Листу принадлежит поистине революционная роль в извлечении неизведанных возможностей фортепиано как инструмента, а также развитии фортепианной фактуры и виртуозной техники. Это были талантливые музыканты, которым удалось преодолеть рутину старой школы или же посчастливилось не соприкоснуться с ней, если они занимались под руководством наиболее прогрессивных учителей. Можно констатировать, что в педагогической деятельности великих композиторов 18-19 вв. были преодолены традиционные недостатки музыкальной педагогики всего предшествующего периода и заложены основы профессионального музыкального образования. Данным перечнем этапы развития фортепианной техники не исчерпываются. Тем не менее традиции, заложенные в предшествующие века и развитые в исполнительских школах 20 в., обеспечивают отечественному образованию в целом высокий уровень.    
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 22.35 Kb
Количество скачиваний: 31
Просмотров: 87

Похожие материалы