Игровые технологии для начальных класов

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор:

                                       Дети должны жить в мире  красоты, игры,

                                                сказки,  музыки, рисунка, фантазии, творчества.                                          

В. Сухомлинский

 

 Игра для ребенка – школа жизни,

труда; школа общения с людьми.

А.С.Макаренко

 

Игра – это школа произвольного поведения.

Д.Б. Эльконин

                                                  

Пояснительная записка

 

        Один из путей  формирования коллектива класса,  – это воспитание  через игру. Игровые технологии помогут увлекательно и интересно разнообразить работу классного руководителя, вожатых, воспитателей. Вооружить педагогов интересными методиками организации работы с детьми – задача данной брошюры.

         Игра – особый вид деятельности. В игре проживается счастливое состояние. От природы каждый человек имеет предрасположенность к игре. Генетическая программа обеспечивает игровую деятельность, в ходе которой, упражняясь,  развивается организм. Дети играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры. Данная особенность обеспечивает  ощущение лёгкости.

       Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности. Вот почему игра дело серьёзное с точки зрения развития  ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.

      В игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления своего я. Простая фабула игры позволяет каждому играющему пофантазировать, в результате появляется  приподнятость настроения, сохраняется интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности.

      Игра  -самый демократичный вид деятельности: равенство гарантируется ролевым распределением. Игра – общение равных. Игре придаётся особое педагогическое значение.        

           Из определений, данных понятию игры философами, просветителями, педагогами и психологами различных научных школ, можно выделить  ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:

        игра – фактор развития человека, способ приобщения к миру культуры, способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы  среди детей, форма обучения жизненно важным умениям, корректирование воспитанности ребёнка, диагностирование социального развития ребёнка, способ оказания педагогической помощи в разрешении проблем жизни, один из способов подарить счастливые моменты проживания радости  жизни.

            Игра – фактор социализации личности, выверенный веками, народным опытом, социально – культурными нормами общества. Игра – это совокупность способов взаимодействия детей с миром, их  познание и открытие,  нахождение  в нём своего места.

      Игра - многогранное понятие, означающее  занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг. В процессе игры требования взрослых  к детям становятся их требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания.

        Игра  - самостоятельный вид деятельности детей разных возрастов, принцип и способ их жизнедеятельности.

Игра для детей – самая свободная, естественная  форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.

Игра есть потребность растущего человека, его психики, интеллекта. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра для детей – поиск себя в коллективе, в обществе.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,  разум и творчество. Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.

Игра  - главная сфера      общения детей, содействующая решению проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества.   Игра социальна по своей природе. В игре познаётся и приобретается опыт человеческих взаимоотношений. Таким образом, исходя из многообразия определения игры, педагоги  могут включать игровые технологии в различную деятельность учебно – воспитательного процесса школы не только в период свободного общения.

      Предлагаемые в брошюре игровые методики просты и доступны. Педагогу необходимо уделить внимание  созданию в группе наилучшей психологической атмосферы, как непременного условия игрового действия, при этом  ведущая роль отводится педагогической технике: голосу, интонации, мимике, жестам, пластике, ритму движений.

       Вовлечение в игру и объявление правил игры совершается одновременно путём раскрытия фабулы игры и попутного обозначения игровых ролей. Импровизация придаёт игре остроту и повышает интерес к содержанию игры всех участников. Средства игры предельно минимальны. Они лишь инициируют активное воображение участников игровой деятельности.  

         Чрезвычайно важно сохранять этику взаимоотношений во время игры, не допуская обидных и грубых выпадов друг против друга. В процессе игры многое зависит от тона педагога, в котором должна совмещаться мягкость, весёлость, чёткая распорядительность.

         Предлагаемые в сборнике игры могут быть проведены в большом и малом коллективе, в помещении и на воздухе, в школе и в лагере, в постоянном коллективе и временном.

 

Самопрезентация.

     Дети стоят в кругу. Каждому участнику группы предлагается провести  самопрезентацию. Нужно назвать своё имя и качество личности, начинающееся на первую букву его имени или другие слова, с той же буквы. Например: «Люда, любознательная!», «Таня, талантливая!», «Тимур, терпеливый!» и т.д.

 

Расскажу вам о себе.

       Каждый участник группы задаёт любой вопрос своим друзьям по команде. Все вопросы записываются на лист ватмана. Подготовленный лист размещается на видном месте, чтобы все участники смогли увидеть вопросы. Предлагается одна минута для подготовки, затем каждый участник представляет себя, отвечая на вопросы.

Попросить  ребят составить наиболее интересные, нестандартные вопросы, тогда представление пройдёт веселее.

Второй вариант: участники отвечают на каждый вопрос по очереди. Когда весь круг закончится, ребята воспроизводят то, что они запомнили о каждом участнике.

 

Паутина.

Все участники группы садятся в круг. Ведущий берёт клубок пряжи, привязывает конец нити к своему пальцу и начинает рассказ, затем бросает клубок одному из сидящих участников. Этот участник оборачивает нить вокруг своего пальца, продолжает рассказ и бросает клубок следующему.

Упражнение продолжается, пока все участники не окажутся привязанными к паутине. Затем пусть каждый отрежет от этой паутины кусочек и обвяжет вокруг запястья, загадав желание.

 

Весёлое знакомство.

Все участники игры становятся попарно в круг. Ведущий стоит один. Участники пар меняются на время игры своими именами. Например: Жанара становится Анарой, а Анара – Розой, Женя становится Маратом и наоборот. Игра начинается следующим образом:  ведущий громко называет имя одного из игроков, например: Даули. Игрок с таким именем должен выбежать и составить пару вместе с ведущим, а настоящий Даули его задерживает, не даёт возможности подбежать к ведущему. Если он не смог это сделать, то становится новым ведущим.

 

Ремешки.

Отряд сидит на стульях по кругу через одного. Вожатый с самым серьёзным видом берёт ремешок и объявляет, что будет им «бить» сначала всех мальчиков до тех пор, пока они не назовут имя девочек, которые их спасут. Затем ребята меняются ролями. Вожатый в это время усиленно делает вид, как он шлёпает очередную жертву,  размахивая ремешком.

 

 

Комплимент.

Участники игры становятся в круг и бросают друг другу мяч, сопровождая бросок комплиментом.

Вариант игры: на каждый бросок называется слово, вызванное каждым участником игры по ассоциации: Ира – солнышко, Арман – зайчик, Сауле – ягодка, Дания – белочка и т. д.

Эта игра развивает у детей способность сопереживания, эмоциональной идентификации с другими, развивает ассоциативное мышление.

Внимание: как только Вы почувствуете «двойной» смысл в комплименте, подвох или недоброжелательность, игру лучше прекратить, не заостряя внимания детей на причине её остановки.

 

Расскажи мне обо мне.

Группа делится на пары. Попарно они расходятся и в течение одной минуты рассказывают друг другу о себе. Затем группа садится в круг и один человек из пары, вставая сзади своего сидящего партнёра и, положив ему руки на плечи, начинает рассказывать о своём партнёре от его лица (так по очереди все пары).

То, что Вы не знаете обо мне.

Участники садятся в круг. Каждый из участников говорит о себе три фразы, одна из которых заведомо ложная. Все остальные игроки должны определить ложную фразу с двух попыток. Если участники это смогли сделать, то ведущий делает вывод, что они знают друг друга достаточно хорошо.

 

Привет меня зовут…

Группа стоит в кругу. Один из игроков обходит круг с внешней стороны и хлопает кого-нибудь по плечу. Он говорит: «Привет, меня зовут…» тот, кого хлопнули, отвечает так же, называя своё имя. Потом бегут в противоположные стороны вокруг круга, встречаются на полпути, обмениваются тем же приветствием и продолжают бежать в тех же направлениях, пытаясь занять свободное место. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

 

Вам письмо.

Необходимое оборудование: любая кепка, шляпа или корзина, ручки, бумага. Перед началом игры все участники по очереди произносят вслух своё имя, а затем записывают на небольшой бумажке, которую сворачивают и опускают в шляпу, где все записки перемешиваются.

Один из участников становится почтальоном. Он тащит первую записку и  вслух её читает, произнося имя одного из участников. Его задача состоит в том, чтобы найти этого игрока и доставить ему письмо. Когда письмо доставлено, почтальон и игрок меняются ролями.

 

 

 

 

Математика.

Участники сидят в кругу. Ведущий даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, равное трём или оканчивается на три, произносит вместо цифры своё имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания.

 

Билетики.

Играющие встают парами лицом друг к другу, образуя два круга: внутренний и внешний.

Внутренний круг – это «билетики», внешний – «пассажиры». В центре стоит безбилетник – «заяц». По команде ведущего: «Поехали!», круги начинают вращаться в разные стороны.

Ведущий кричит: «Контролёр!». «Билетики» остаются на местах, а «пассажиры» должны найти свою пару. «Заяц» хватает тот «билетик», который ему понравился. «Пассажир», оставшийся без «билетика», становится водящим «зайцем».

 

Мой смешной портрет.

Предложите участникам нарисовать самих себя. Попросите их придумать необычные названия для отдельных частей своего тела – смешные, серьёзные, сказочные, какие только на ум придут. Придуманные названия участники должны подписать на рисунке. Можно вообразить, что все части тела умеют разговаривать, дружить и ссориться, петь песенки или сочинять сказки, что они могут не слушаться или злиться и т.д. Затем  участники рассказывают о своих рисунках, объясняя, почему они так назвали разные части своего тела.    

            

Солнце моего «Я».

Ведущий: «Как только вы родились, вашим родителям сразу стало ясно, что Вы солнце их очей. Когда Вас любят, лучи Вашего солнца высвечивают эту любовь, когда Вы центр компании, подле Вас всё озаряется солнечными лучами».

Участникам необходимо нарисовать за пять минут солнце, в центре диска написать заглавную букву «Я», а на лучах написать те качества личности, благодаря которым озаряется пространство вашего окружения. Лучи стоит нарисовать разных размеров, в зависимости от Ваших качеств, например: самый большой лучик – жизнелюбие, он самый длинный и пронизывает всё пространство листа по диагонали от его левого угла до правого. И так ранжируются все качества по убывающей, которые соответствуют Вашему Я.

Первая часть упражнения заканчивается после презентации каждого солнца, в лучах которого позволяется понежиться всей команде.

Вторая часть. На заранее заготовленный рисунок сияющего солнечного диска с подписью названия отряда команда рисует лучи с названиями качеств, соответствующих отряду.

 

 

Хором своё имя.

       Дети с одинаковыми именами объединяются в одну группу и составляют текст о себе, отразив, что их объединяет. Затем хором  сообщают информацию о себе.

 

Дрозд.

Участники образуют два круга – внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга поворачиваются спиной к центру,  таким образом, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: «Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга».

 При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары,  игра продолжается.

 

Рифмуем имена.

Данная игра – творческое задание. Её можно провести как конкурс, а можно и забавы ради. Условия игры: необходимо сочинить двустишие на своё имя, которое начинается словами: «Меня зовут…».

Например:

- Меня зовут Светлана, очень я люблю сметану.

- Меня зовут Наташа, я умею варить кашу.

 

Землетрясение.

Вся группа разбивается на малые группы по три участника. Двое участников берут третьего в кольцо. Участник, который находится внутри, является «жителем». Те участники, которые стоят по бокам – «дом».  Ещё есть одинокий ведущий, задача которого – занять место одной из составляющих «дома» или стать «жителем».

Когда ведущий говорит: «Дом!», то «жители» остаются на местах, а «дома», не разрывая рук, начинают искать нового «жителя». Когда ведущий говорит: «Житель!», то «дома» остаются на месте, а «жители» ищут себе новый «дом». Когда ведущий говорит: «Землетрясение!» - «дома» разрываются и начинают строительство заново.

В ходе игры в каждом «доме» происходит знакомство.

                                                                                                         

Мы идём в поход.

Дети встают в круг. Начинает игру первый участник, называя своё имя и предмет, который он берёт с собой в поход. Он говорит: «Меня зовут Марат, я беру с собой мороженое». (предмет должен начинаться с той же буквы, что и имя) Следующий участник перечисляет всё, что сказали до него.

 

 

 

Паровозик Чух.

Играющие становятся в круг. В центре находится водящий – «Паровозик Чух». Он движется по кругу со словами: «Я – «Паровозик Чух», я – «Паровозик Чух» - и в такт этому машет руками, согнутыми в локтях, изображая стук колёс локомотива.

Затем водящий подходит к кому-то из играющих и спрашивает: «Как тебя зовут?». Игрок, к которому он обращается, называет своё имя. Например: «Лена». Тогда водящий громко три раза называет это имя: «Лена, Лена, Лена». При этом в такт словам он выбрасывает поочерёдно в сторону правые руку и ногу, затем левые руку и ногу.

После этого игрок присоединяется к водящему. Он обхватывает его за пояс и вот уже «Паровозик», состоящий из «двух вагонов», движется дальше по кругу. Подойдя к очередному играющему, «Паровозик» говорит: «Я – «Паровозик Чух», я – «Паровозик Чух». Как тебя зовут?». Услышав в ответ имя игрока, играющие, изображающие «Паровозик», вслух  повторяют имя участника, выбрасывая поочерёдно в сторону,  правые или левые руки и ноги.

 

 Привет.

Ведущий предлагает ребятам пройти  по комнате. В момент движения нужно поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?». Говорить только эти  слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы.

Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно предложить другой вариант – с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что вы здесь!».  Можно  заменить приветствие следующими словами: «Спасибо!» или «Спасибо, с тобой было так интересно общаться».

 

Мне нравится.

Все встают в круг и каждый, друг за другом говорят, что ему нравится делать. После каждого: «Мне нравится…» круг говорит: «Это здорово!» и громко хлопают один раз в ладоши.

 

Ручеёк.

Участники разбиваются по парам и берутся за руки. Пары выстраиваются в колонну по два. Каждая пара поднимает соединённые руки вверх. Начинается движение колонны: несколько участников игры один за другим движутся внутри колонны под руками играющих. Каждый из них выбирает себе партнёра (берёт его за руку, продолжая движение внутри колонны до её конца, становится замыкающей парой и знакомится). Те, кто остался без пары, бегут в голову колонны и начинают двигаться, выбирая себе нового партнёра.

 

Летит по небу шар.

Эта игра со словами хорошо развивает внимание. Исполняется она с последующим убыстрением темпа, и слова по очереди заменяются движениями.

Летит, летит по небу шар,

        По небу шар летит.

        Но знаем мы, до неба, шар не долетит.

Постепенно заменяем слова движениями:

«Летит» - руками изображаем взмахи крыльев,

«Небо» - правая рука с вытянутым указательным пальцем показывает     вверх,

«Шар» - руками изображаем шар,

«Знаем» - кивок головой,

«Мы» - показать на себя правой рукой,

«Никак» - отрицательно покачать головой.

 

И я тоже…

Ведущий: «Если вы согласны с тем, что я говорю, то после каждой фразы хором повторяйте: «И я тоже». Если вы не согласны, то в зале должна быть тишина».

Я отправился в зоопарк - И я тоже.

Я купил билет -

Я очень рад -

Я гуляю по аллеям -

И вижу белых лебедей -

Они плавают -

Навстречу гордо вышагивает павлин -

Он распустил свой великолепный хвост -

В клетке я вижу весёлых обезьян -

Они корчат рожицы -

Рядом пробежали полосатые зебры -

Они такие полосатые…-

Я вижу огромного слона -

Он машет своим хоботом, а рядом я  вижу верблюда-

Он плюётся -

В луже лежат чумазые поросята -

Я им улыбаюсь -

На ветках сидят попугаи -

Они повторяют всё за мной -

Я очень доволен путешествием, говорю всем – до встречи!

 

                                                 

 

 

 

                                                    Пожалуйста.

Ведущий стоит  перед детьми и показывает любые движения, обращаясь к игрокам с просьбой повторять за ним.

Участники  повторяют движения в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные.

 

 

Вот такая петрушка.

Ведущий поёт или говорит текст, зрители после каждой строчки хором проговаривают в заданном ритме определённые слова и сопровождают их жестами, которые показывает ведущий.

Заиграла погремушка:

Хлоп! Хлоп! Хлоп! (хлопают в ладоши)

И заквакала лягушка:

Ква! Ква! Ква! Ква! (квакают)

 

Ей ответила болтушка:

Да! Да! Да! Да! (кивают головой)

Застучала колотушка:

Тук! Тук! Тук! Тук! (стучат кулаками)

 

Вторит нам в ответ кукушка:

Ку! Ку! Ку! Ку! (ладошки рупором)

Запалила громко пушка:

Бах! Бах! Бах! Бах! (кулаками ударяют по груди)

 

И заохала старушка:

Ах! Ах! Ах! Ах! (хватаются руками за голову)

Замычала и телушка:

Му! Му! Му! Му! (показывают рожки)

 

Завизжала вдруг хрюшка:

Хрю! Хрю! Хрю! Хрю! (показывают пятачки)

Зазвенела погремушка:

Бряк! Бряк! Бряк! Бряк! (хлопки по коленам)

 

Заскакала попрыгушка:

Прыг! Прыг! Прыг! Прыг! (прыгают)

Вот такая вот петрушка:

Всё! Всё! Всё! Всё! (хлопки над головой)

        Игра повторяется, ведущий подпевает строчки,  участники сами исполняют кричалки и жесты. Темп убыстряется.

 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 166 Kb
Количество скачиваний: 8
Просмотров: 73

Похожие материалы