Из опыта работы учителя ИЗО искусства Пузырниковой.

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

                   Коллективное творчество– одно из сторон воспитания. Именно с этой точки зрения я смотрю на использование этого метода на своих уроках. Коллективная работа направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала в жизни. Важным фактором становится также сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата творчества. Воспитание любви к творчеству как стержень художественного воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в творческой коллективной деятельности.На каждом этапе коллективная деятельность должна соединять мысль ребенка с действием и действие - с мыслью, культуру гуманитарную - с культурой эстетической, художественную деятельность - с творчеством.Считаю, что новизна опыта - относительная, подразумевающая наличие нескольких элементов деятельности и обновление мотивационно - целевых установок.

 Я хотела бы сформулировать и уточнить основную идею моего опыта - Это рассмотрение творческой коллективной деятельности детей как одной из наиболее актуальных проблем воспитания подрастающего поколения и создание на данных принципах модели педагогической деятельности по планированию, организации, регулированию, оцениванию на уроках изобразительного искусства.Таким образом, я вовлекаю учащихся в реальную творческую деятельность, которая привлекает новизной, необычностью, занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса и помогает выявить проблемы и разрешать возникающие противоречия. Я считаю, что метод коллективной деятельности также акцентирует признание уникальности и самобытности каждого ученика.При использовании метода коллективного творчества можно рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого, учитывая при этом его интересы и возможности.

 

         5.Длительность работы над опытом. Длительность работы над опытом составляет 3 года. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и расширить диапазон детского общения, я пришла к выводу, что необходимо изучать методы организации уроков коллективного творчества. Работать над этой проблемой я стала в 2011 году. В течение этих лет при планировании уроков изобразительного искусства в начальных классах в каждой четверти я обязательно разрабатываю уроки, где при самостоятельной работе учащиеся работают над выполнением коллективной работы.

        6.Диапазон опыта.

  Опыт рассчитанна системууроков в разных разделах программы В.С. Кузина по изобразительному искусству для 1-7-х классов. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки. Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время  нахожусь в поиске новых способов, методов и форм работы с детьми как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными. Я понимаю, что уже начиная с первого класса нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом. Поэтому, разрабатывая план своей педагогической деятельности по данной проблеме, я выделяю следующие этапы, отвечающие за определённые педагогические процессы.

 

1 класс - подготовительный этап, общее знакомство детей с коллективным  творчеством на уроках изобразительного искусства.

 

2 класс - этап изучения методики  применения совместно-индивидуальной формы коллективного творчества. При использовании этой формы работы на уроке дети вначале работают индивидуально с учётом единого замысла, а на завершающем этапе урока деятельность каждого становится частью общей композиции.

 

 3 - 4 класс – этап изучения и применения методики совместно-взаимодействующей формы коллективного творчества. При применении этой формы работы  предоставляется возможность вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая свои действия на каждом из этих этапов коллективной деятельности.

 

        7. Теоретическая база опыта.

Сам метод коллективного творчества не является принципиально новым в мировой педагогике. Еще на рубеже XIX—XX вв. педагоги большое значение отводили игровым приемам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера.

  В первые годы советской власти социальное воспитание противопоставля­лось воспитанию индивидуальному. В 20-е гг. было широко распространено участие детей в украшении классных комнат, школы, спектаклей, революционных праздников. Педагоги утверждали, что выполнение таких работ развивает чувство солидарности и уважения к общественному труду. Название методов организации коллективной работы отражает дух того времени: «метод проектов», «бригадный метод». Пропагандистами этого метода в те годы были педагоги-экспериментаторы А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Г. В. Лабунская, К. М. Лепилов, С. Т. Шацкий, В. Ф. Шехтель и др. В 30-е гг. произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства. Содержание программы по рисованию, направленное на развитие индивидуальных знаний, умений и навыков, исключило возможность совместной деятельности детей на уроках. Коллективное творчество стало уделом методики внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству. Лишь в 60-х гг. были предприняты попытки, использовать совместную изобразительную деятельность детей как средство активизации изобразительного творчества на уроке рисования в начальных классах.  В 70-е гг. И.Н.Турро определил значение коллективной деятельности в художе­ственном образовании младших школьников, дал наиболее полный анализ существующих видов коллективной изобразительной деятельности и их классификацию. И.Н.Турро отмечал, что сам про­цесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. В работе И.Н.Турро подчеркивалось, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для дру­гих участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет свя­зать обучение детей изобразительному искусству с жизнью. В конце 70-х и в начале 80-х г.г. была выпущена программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного воспитания и Союза художников СССР. В результате многолетнего эксперимента впервые   в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству  включилиметод коллективных и групповых работ.

   Значительный рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого века. Такой интерес можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих не только представления о художественной культуре нации, страны мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе.    Б.М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. 

  Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное зна­чение в художественном воспитании школьников как средство, ак­тивизирующее развитие их творческого потенциала. Средство, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее по­требность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.

  Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют своё дело. 

  Моя точка зрения такова - метод коллективного творчества способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной ативности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности.

  Чтобы сформировать устойчивый интерес к предмету, надо дать ученику возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона, начиная с самого раннего возраста. Совместная эстетическая деятельность способствует формиро­ванию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстни­ками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Работая постоянно с младшими школьниками, всё больше познаёшь особенности их физиологического развития. Стараюсь не забывать о том, что они не могут долгое время уделять внимание своей работе и поэтому не всегда их работа может достигнуть того результата, который им бы хотелось увидеть за короткое время (т.е. за урок ). Неоднократно экспериментируя  на своих уроках, я в результате пришла к выводу, что совместная деятельность не только активизирует учащихся на уроках изобразительного искусства, но и формирует интерес к предмету, так как результат совместного труда, за тот же промежуток времени, превосходит все ожидания. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других, а так же сохраняет интерес к занятиям изобразительным искусством. В своей работе я столкнулась с тем, что многим ученикам очень сложно проявить себя, если его работа будет рассматриваться как индивидуальная, а не часть общей коллективной. Какие то моменты не получатся в работе, что-то не сможет получиться у ребёнка и во второй раз, и ученик всё это видит, расстраивается и постепенно приходит к мысли, что он не способен работать лучше. С такой мыслью он приходит из начальной школы в старшие классы, где окончательно теряет интерес к предмету. Работая по программе Кузина, я  вижу возможность, целесообразность, необходимость применения метода коллективного творчества на своих уроках. Тем более что сама программа предусматривает возможность составления своего варианта тематического планирования на год из предложенных вариантов тем, включая наиболее важный материал, знакомя учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры. Поэтому к составлению тематического плана я также стараюсь подходить творчески: самостоятельно отбираю в разделе наиболее важный материал, опускаю некоторые проблемы и дополнительно включаю другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на  знания и умения  учащихся, учитывая особенности национальной культуры. Чтобы развить творческие способности, стараюсь вооружить ребёнка  интересным способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, тем самым создать условия для выявления и расцвета его одарённости.

  Стремясь усовершенствовать, свою педагогическую деятельность по внедрению коллективного творчества в своей работе, я разделяю взгляды таких педагогов, как В.К.Дьяченко. Я полностью с ним согласна, что обучение есть общение обучающих и обучаемых. И ещё хочу добавить, что при коллективном творчестве  к процессу обучения добавляется и процесс общения обучаемых между собой. Так же в своей работе  я использую идеи и положения по гуманно – личностному обучению младших школьников Ш. А. Амонашвили. Его идея - способствовать развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств, облагораживанию  души и сердца ребёнка, развитию и становлению его познавательных сил, обеспечению условий для расширенного и углубленного объёма знаний и умений.Всё это находит отражение в моей работе на всех уроках, в том числе и по коллективному творчеству. Процесс обучения строю по схеме:

 

 * планирование деятельности,

 

* постижение прекрасного,

 

* общение,

 

*духовная жизнь,

 

* постижение всего окружающего.

 

Перечисленные знания и умения формируются с помощью приёмов, среди которых:

 

*гуманизм: искусство любви к детям, создание атмосферы детского счастья, свободы выбора, радости познания;

 

*индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, реализация педагогики  успеха;

 

*мастерство общения: атмосфера творчества;

 

*формирование учебной деятельности: приёмы материализации процессов

изобразительной деятельности, изобразительное творчество детей;

 

*оценивание деятельности детей.

 

На первое место ставлю создание таких уроков, которые бы стали ведущей формой жизни детей, а не только процесса обучения. Результат обучения при применении идей школы Ш. А. Амонашвили позволяет мне развить индивидуальность ребёнка, особенно способствует развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер. Эта школа создаёт условия для духовной жизни; осмыслению детьми высоких духовных материй и ценностей, постижению красоты всего окружающего мира.                

  Я вижу, что применение коллективного творчества, - это не только кратчайший путь к развитию интереса к предмету, но и наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей у детей. Этот путь лежит через приобщение всех школьников к продуктивной творческой деятельности с 1 класса.

В 1 классе на подготовительном этапе, при общем знакомстве с коллективным творчеством, главную роль играет подбор и содержание учебного материала, создание атмосферы общения. Стараюсь, чтобы стиль взаимоотношений в классе помогал  ребёнку учиться, усваивать всё истинно человеческое, познавать себя как человека, взращивать себя как личность, воспитывать чувство собственного достоинства, самоуважения, сознания, что с ним считаются, в нём нуждаются, его самого и его творчество замечают и ценят.

 Во 2 классе при применении совместно - индивидуальной формы коллективного творчества стремлюсь к формированию социально значимых мотивов учения, духовного возвышения, нравственного становления, побуждению к сопереживанию, взаимопомощи, объединению детского коллектива на основе одной цели, единых принципов взаимоотношений. В 3 и 4 классе на этапе применения совместно-взаимодействующей формы коллективного творчества  в педагогическом процессе, даю простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной и общественной активности детей; характер общения, культивируемый в детском коллективе, на этом этапе помогает каждому ребёнку развивать свою истинную человеческую природу.

  Если рассматривать  коллективную деятельность как игровой приём, то она спо­собствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока, а также, являясь методом обобщения знаний и умений учащихся, позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепле­ния. Результат коллективной деятельности имеет огромное значе­ние в воспитании социально активной позиции учащихся.Для того чтобы усилить и сделатьвозникающий интерес к предмету устойчивым, надо чтобы желания ребёнка и цели обучения совпали, то есть предлагаемая взрослыми деятельность воспринималась и переживалась учеником как свободно выбранная. В этом случае он легко поддаётся педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания.    

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 167.5 Kb
Количество скачиваний: 12
Просмотров: 81

Похожие материалы