Классный час "На кончиках пуантов"( Анна Павлова). (9-11 классы)

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Классный час может быть приурочен ко дню рождения великой русской балерины Анны Павловой или ко Дню работников культуры и искусства.

Цель: дать представление о балете как искусстве, расширить знания учащихся о великой русской балерине.

Ход занятия.

1.Звучит вальс П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Учитель предлагает учащимся задуматься о том, какова роль искусства в нашей жизни, вспомнить известные виды искусства. (Искусство появилось в глубокой древности. С его помощью человек мог выразить свои мысли и чувства, передать будущему поколению своё представление о мире. Искусство помогает увидеть красоту Вселенной, развивает чувство прекрасного).

Учитель сообщает, что А.С. Пушкин был страстным поклонником театра, зачитывает отрывок из романа«Евгений Онегин» и просит назвать вид искусства, которым восхищается поэт.

Театр уж полон; ложи блещут Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

  • 2.Сообщение заранее подготовленного ученика о развитии балета в России.

Благодаря указу Петра I, танцы стали составной частью придворного этикета. Молодых дворян обязательно учили танцевать, привлекали их для участия в спектаклях. В 1738 году императрицей Анной Иоановной была основана школа, в которой обучались профессиональные танцоры. Инициатором её создания выступил французский танцмейстер Жан-Батист Ланде. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца он начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Так в Петербурге была заложена академия русского балета, выпускниками которой стали такие знаменитые танцовщики, как А.И. Истомина, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, Г.С. Уланова.

3.В 2016 году исполняется 135 лет со дня рождения великой русской балерины – Анны Павловой, которая тоже был выпускницей Академии петербургского балета.

4.Индивидуальное сообщение. Краткая справка биографии балерины.

Анна Павловна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Петербурге.

В автобиографии, написанной в 1912, Анна Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на сцене: Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью... Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу».

С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» — с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу».

В 10 лет девочку определили в петербургскую балетную школу. Будущая балерина была очень прилежна, её необыкновенный талант сразу заметили, и скоро она стала первой ученицей.

По окончании школы в 1899 Павлова была зачислена в труппу Мариинского театра. Ее дебют состоялся в 1899 году в балете «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни в постановке Сен-Жоржа и Петипа. Уже через четыре года Анна Павлова стала первой солисткой в театре.

  • 5.Работа в группах.

Знакомство с высказываниями о Павловой. Предложите учащимся поразмышлять о том, в чем заключался уникальный талант балерины.

«Павлова - это облако, парящее над землей, Павлова - это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…».

«Гибкая, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Когда Павлова играет и танцует, в театре особое настроение».

«Она точно слетела с гравюр 40-х годов», эпохи романтического танца Марии Тальони, Карлотты Гризи...»

«Тоненькая и гибкая, воздушная и хрупкая, с наивным и несколько смущенным выражением лица, она походила на ожившую танагрскую статуэтку».

Ее искусство, как точно отметил лучший балетный критик эмиграции Андрей Левинсон, «рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».

"На танец я всегда пыталась накинуть воздушное покрывало поэзии", - говорила она о себе.

Когда появилась на сцене Анна Павлова, мне показалось, что я еще никогда в жизни не видел ничего подобного той не человеческой, а божественной красоте и легкости, совершенно невесомой воздушности и грации, «порхливости», какие явила Анна Павлова. С первой минуты я был потрясен и покорен простотой, легкостью ее пластики: никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов — только красота и только воздушное скольжение — такое легкое, как будто ей не нужно было делать никаких усилий, как будто она была божественно, моцартовски одарена и ничего не прибавляла к этому самому легкому и самому прекрасному дару. Я увидел в Анне Павловой не танцовщицу, а ее гения, склонился перед этим божественным гением и первые минуты не мог рассуждать, не мог, не смел видеть никаких недостатков, никаких недочетов — я увидел откровение неба и не был на земле... Сергей Лифарь.

«Как мне всегда было жаль, что я не могла зарисовать ее Танца! Это было что - то неповторимое. Она просто жила в нем, иначе не скажешь. Она была самой Душою Танца. Только вот вряд ли Душа выразима словами..!» Н.В. Труханова.

Все русские гордились ею. Для балета, для всех танцующих она была идеалом. Для художников, композиторов, для балетмейстеров она была вдохновением".
Из книги Михаила Фокина " Против течения"

"Если надо сказать, что же лучше всего передавала Павлова, в чем же она действительно была несравненная, то я бы сказал: ее стихия была грусть. Не драма, а лирика.В самом физическом сложении Павловой, в ее тонкой фигуре, длинной шее, длинных худых руках было столько грусти. Поэтому, кроме "Умирающего лебедя", "Жизель" и "Баядерка"
были наивысшими ее достижениями". М. Фокин.

«Секрет моей популярности – в искренности моего искусства». А. Павлова.

6.Прочитайте текст Н. Трухановой. Какие черты характера балерины подчеркнул автор?

Анна Павлова!
Какие определения найти, говоря о ней? Балерина? Танцовщица? Тех и других существует, как и существовало, множество, а Анна Павлова была во всем мире единственной.
Она дебютировала в 1899 году на сцене Петербургского императорского балета.
В ту пору среди балетоманов был известен некий Дандре, выходец из старой аристократической французской семьи. Этот прекрасно воспитанный, владеющий многими языками человек увлекся Павловой на всю жизнь, которую он ей, впрочем, и пожертвовал. Он устроил ей квартиру с «залом для танцевального класса», роскошь, мало кому доступная. Он же познакомил ее и с Дягилевым, намечавшим уже свою труппу для заграницы. Все это требовало от Дандре непосильных расходов и толкнуло его на разные коммерческие дела, к которым он не был приспособлен. В конце концов он угодил в тюрьму.
Анна Павлова реагировала на эту историю как будто довольно равнодушно и уехала за границу с Дягилевым.
Она и партнер ее Нижинский завоевали в Париже небывалый успех. Всю судьбу своей труппы Дягилев на них и построил. И вот, покуда он вел переговоры и совершал сделки по поездкам не только в Европе, но и в Америке и в Австралии, Павлова, ни с чем не считаясь, подписала другой контракт, чем очень подвела Дягилева. Контракт этот был блестящим, но жестоким: в течение целого года она обязывалась танцевать ежедневно по два раза в день в Лондоне, по всей Англии, Шотландии и Ирландии. Спектакли ее имели место не в театрах первого ранга, а в мюзик-холлах, на которые артисты смотрели в ту пору с презрением. Великая Павлова выступала вперемежку с акробатами и клоунами. Зато она получала небывалый оклад. Все думали, что при своем взбалмошном, капризном характере она никогда не сможет довести контракт до конца и вернется к Дягилеву. Однако Павлова проработала весь год бесперебойно и возвращаться к Дягилеву и не помышляла.
Надо отметить, что театральные контракты за границей чем выгодней, тем жестче. В них существует обязательный параграф о неустойке за нарушение, а неустойка в несколько раз превышает сумму заработка.
Все подумали, что из-за неустойки Павлова и довела тяжелый ангажемент до конца. Но подоплека была совсем другая. Дело в том, что Павлова обожала Дандре. Именно обожала. Она никогда не любила его обыкновенной человеческой любовью, а обожала, и это было мукой для них обоих.
Она сознавала, что всем в жизни обязана Дандре, что без него она не была бы той «мировой» Павловой, какую все знали. Она помнила жертвы, которые он принес ей, и считала долгом не только их заслужить, а и с лихвой за них отплатить.
Не сказав никому ни слова, без чьего-либо совета, она по собственной инициативе подписала свой кабальный контракт, получила аванс и тотчас внесла залог, требовавшийся для вызволения Дандре из тюрьмы, и выписала его к себе.
Петербургский позор его окончился, и эти два существа навсегда покинули родину. Дандре сделался менеджером Павловой до самой ее смерти.

7.Работа над портретом Анны Павловой кисти В.А. Серова.

Какие качества балерины подчеркивает автор? Чем необычен этот портрет? Подумайте, почему именно это изображение стало одним из самых ярких образов балерины.

Просмотр фильма о балерине.

http://films.fm/all/21657-anna_pavlova_2.html

Каковы заслуги Анны Павловой в мировой и русской культуре?

  • 8.Завершает занятие выразительное чтение учеником стихотворения под музыку Сен-Санса “Лебедь”.

Танцующий бриллиант. Памяти Анны Павловой

Наталия Пегас


Листик кружился, но так неуверенно,
Был очарован движеньями плавными
Ветра сурового, ветра весеннего,
Листик кленовый - изящная Павлова.

Был он окрашен не только морозами,
Был он укутан и в радугу юную.
Листик порхал в этом мареве розовом
И отвечал миру звонкими струнами.

Листик скитался... Триумфом увенчанный
Путь этот был точно взмах огневой,
Нежная Павлова! Сильная женщина!-
Снился ей ясный рассвет над Невой.

Были объятья Латинской Америки,
Рукоплескали Нью-Йорк и Париж,
Все импрессарио бились в истерике
Жадно стремились поднять свой престиж.

Листик метался на грани, отчаянно,
Рвался он снова к родным берегам,
Только мелодия зыбко-печальная
В снимке забытом откроется нам...

Клён уже сбросил все листья багровые,
Лес очарован легендами давними
Ветра осеннего, ветра сурового,
Листик сверкнул нам волшебными гранями.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 25 Kb
Количество скачиваний: 19
Просмотров: 148

Похожие материалы