Консепект по одарённости детей

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.

         В 90-х годах прошлого столетия эта проблема была поставлена в нашей стране, как государственная. Остроактуальными стали не только теоретические вопросы одарённости и способностей, но и практические проблемы, связанные с образованием и воспитанием одарённых детей.

         Исследование проблемы одарённости в дошкольном детстве начиналось в лаборатории развития способностей научно-исследовательского института дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера, проводилось изучение музыкальной одарённости.

         Практика музыкального воспитания дошкольного возраста показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в ней. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально-одаренными детьми стала актуальной и значимой для меня, как педагога дополнительного образования.

Именно моя система обучения и воспитания даёт высокие результаты в выявлении и работе с одарёнными детьми, которая отражает главную цель моей работы: формирование разносторонней личности.

 

 

 

Моя система работы направлена на достижение конечного результата, к которому я стремлюсь в процессе работы- это творческая, развитая личность выпускника моего объединения, обладающим сформированными компетентностями, а значит вооружённого хорошими знаниями, умениями и навыками по вокалу.

 

В процессе своей работы я наблюдала и исследовала какие стадии проходит в своём развитии познавательный интерес. Различаю последовательные стадии:

        

1 стадия. Любопытство- элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними обстоятельствами, привлекающими состояние человека. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию, и тем не менее любопытство служит его начальным толчком. Эта стадия проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда дети, увидев на концертах выступления, приходят в Дом Детского Творчества, и сразу хотят хорошо петь. Конечно и в начале работы бывают хорошие результаты. Так в 2011 году дети дошкольного возраста выступали на окружном мероприятии, посвящённом выпускникам.

2 стадия. Любознательность- ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы возможного. На этой стадии интерес обнаруживает достаточно сильные выражения эмоций, удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью.

         Любознательные дети не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Эту стадию я наблюдаю сейчас у всех групп «Домисольки». Ребята с удовольствием исполняют песни и находят свои стили исполнения, изготавливают совместно  с родителями костюмы для номеров.

3 стадия. Развития интереса является познавательный интерес, который характеризуется познавательной активностью, ценной положительной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Так воспитанники старшей вокальной группы «Домисолька» изучив все виды дыхания, не традиционной формы, применяют сейчас их на практике. (например, лёжа на скамейке, грудью вниз, создают опору звука)

4 стадия. – это состоявшийся «соловушка». Он связан со стремлением к изучению новых сложных вокальных навыков. Многие воспитанники продолжают и после окончания нашего объединения, обучаясь в институтах, продолжать петь в более серьёзных и взрослых студиях.

         Познавательный интерес раньше других мотивов осознаётся

дошкольниками.

Так при исследовании интереса к музыке у воспитанников с помощью анкетирования- рисования я получила такие результаты:

В анкетировании  участвовало 26 воспитанников.

         Вопросы анкеты:

1.     Что тебе нравиться в объединении?

А) Интересное занятие- 15 учащихся-

Б) хочется быть известной- 3 учащихся-

В) общаться- 8 воспитанников-

2. Интересны ли тебе занятия музыкой?

         А) Да- 20 воспитанников-

         Б) По настроению- 2 воспитанника-

         В) я очень люблю петь 4 воспитанника-

3. Помогает ли тебе музыка в жизни?

         А) Да, - 24 воспитанника-

         Б) Нет .- 2 воспитанника.

 

 

 

 

Приступая к организации работы в коллективе  с одаренными детьми  мною  ставится ряд проблем:

1. Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

2. Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

3. Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами дополнительного образования.

4. Объект исследования – педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

5. Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

 

Задачи:

 

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте; Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)

 

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса; подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности.

 

3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

 

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью. Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)

 

5. Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

 

6. Организовать просветительскую работу с родителями по вопросам взаимодействия с музыкально- одаренными детьми.

 

Методические принципы

 

Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии

 

Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:

 

Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

 

Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

 

Приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, потешек, разучивание народных игр и хороводов)

 

Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания

 

Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и педагог становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.

 

Немаловажным является принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

 

Для того чтобы определить технологии, методы и приёмы в своей работе я изучила психологию, педагогическую основу познавательного интереса, как главного двигателя в приобретений знаний, умений, навыков. Изучение познавательного интереса, как ценного интегративного образования личности позволило выявить его сложнейшую психолого- познавательную основу, которую составляет множество взаимных процессов в том числе и формирования ключевых компетентностей

 

 

1. Интеллектуальные процессы - анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление- порождают состояние раздумья, размышления.

2. Эмоциональные процессы- как особая форма отражения психического развития. Эмоциональные процессы приносят в интерес множество сенсорных процессов и эмоциональных состояний- переживания успеха, радости познания.

3. Творческие процессы- Они актуализируют воображение, фантазию, предвкушение, озарение, создание новых образов, моделей- развивают мышление.

4. Регулятивные процессы- к ним относятся волевые устремления, установка, целенаправленность, настойчивость, внимание, память.

При всём многообразии процессов, включённых в познавательный интерес, они не изолированы. Это своеобразный многоаспектный сплав мысли, воли, внимания, эмоций, воображения- всех процессов, отображающих состояние сознания и деятельности.

В своей работе я использую следующие педагогические технологии и формы обучения:

 

Учебный диалог.  На занятиях я выслушиваю мнение воспитанника, организую работу так, чтобы он самостоятельно делал выводы, находил наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Ребёнок  учится спорить, доказывать, общаться, находить свой способ изучения и закрепления преподаваемого материала. Преподаватель - равноправный участник диалогового общения. Я высказываю свое мнение, но никогда в обязательном порядке не навязываю его участникам дискуссии.

 

Ансамблевая работа. Воспитанники выступают в качестве активных индивидуальных  деятелей-исполнителей, и одновременно с тем, учатся слушать и уважать других.

 

Личностно – ориентированный подход в обучении – признание индивидуальности, самобытности, ценности каждого ребёнка, его развития как индивида. Целью личностно – ориентированного обучения является развитие познавательных способностей воспитанника, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка.

 

Результаты рисуночного теста воспитанников детского объединения «Домисолька» по выявлению возможностей творческого самовыражения на занятиях.

 

Варианты ответов (в % от количества обучающихся) (Да- солнышко, По-настроению- тучка)

Вопрос 1. Любишь ли занятия по музыке?

Да– 98 %. по настроению– 2 %.

 

Вопрос 2. Проявляешь ли свои творческие способности на занятиях?

Да – 99 % . иногда – 1%

 

 Вопрос 3. Сочинял ли ты когда- нибудь музыку?

Да- 44 %

Нет не сочинял- 43 %

 

 Вопрос 4. Любишь ли участвовать в концертах

Да очень- 100%

 

 

Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально-одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.

         Реализация программы осуществляется в следующих направлениях:

- Работа с детьми.

- Работа с родителями.

         Участниками программы являются воспитанники СП «Дом детского творчества» школы раннего развития «Мозаика» и их родители. Программа рассчитана на 2 года обучения.

В качестве критериев эффективности функционирования учебно-воспитательной системы в объединении «Домисолька», избранны критерии, позволяющие оценить результаты деятельности по достижению поставленной цели.

К числу критериев относятся: 

 

развитость познавательного потенциала ребенка; 

 

проявление творческого потенциала учащегося; 

 

формирование коммуникативных навыков; 

 

нравственная направленность личности; 

 

сформированность у учащихся первичных умений самопознания, самоанализа и саморазвития.

 

         Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ребёнок выполняя какое- либо задание только для того, чтобы его не ругали, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно, и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт значительно превышает первоначальный замысел, поэтому можно говорить о том, что имело место "развитие деятельности". Если последнее происходит по инициативе самого ребенка, то это и есть творчество.

         В таком контексте понятия "одаренность" и "творческая одаренность" выступают, как синонимы и второе не рассматривается в качестве особого, самостоятельного вида одаренности, не является отдельной модальностью, а характерно для любого вида труда. Условно говоря, "творческая одаренность" - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

         Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков, предпосылок. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

         В соответствии с критерием "форма проявления" различаются - явная и скрытая одаренность. Первая обнаруживается достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка очевидны, и педагог может адекватно оценить "зону ближайшего развития" и правильно наметить программу дальнейшей работы с ним. Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений о ее отсутствии. Ребенка могут отнести к числу "неперспективных" и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие дети добиваются высочайших результатов. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы их проявления. Скрытые формы одаренности - это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены.

         Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства

         Концепция Д. И. Фельдштейна рассматривает детство как особое явление социального мира, которое ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.

         Функционально: детство — объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества.

         Содержательно: детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.

         Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

                   Детство — это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и «по-справедливому», «по- правдивому» (Р. М. Чумичева) функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально-речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.

         Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более закономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.

         Что же такое способности и кого называют способным? Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности.

         У конкретного человека, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным.

         Специальные способности — это варианты проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Так, например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как восприятие, память, представление, воображение, мышление и психомоторные способности.

         Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности.

         Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма. Итак, существует три основные музыкальные способности:

 

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

 

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

 

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

 

Однако музыкальность не исчерпывается выделенными способностями, так как в ее структуру входят музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др.

 

К общим музыкальным способностям современные исследователи (К. В. Тарасова) относят:

· эмоциональную отзывчивость на музыку;

· познавательные музыкальные способности — сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и музыкальную память.

         Педагогу важно понять, что музыкальные способности ребенка — это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной).

         От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». Об этом же говорит А. Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.

         Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

· проявление музыкальной впечатлительности малыша;

· характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;

· потребность в музыкальных впечатлениях;

· проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).

 

         Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности.

         На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 712.5 Kb
Количество скачиваний: 4
Просмотров: 102

Похожие материалы