Конспект урока "Музыкальное путешествие в сказочный мир Эдварда Грига"
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Кузнецова Наталья Алексеевна
|
Тема:«Музыкальное путешествие в сказочный мир Эдварда Грига»
Цель: Знакомство с сюитой Эдварда Грига «Пер Гюнт»; закрепить понятия «песенность», «танцевальность», «маршевость»,Staccato, Legato,Мarcato; на новом материале расширить представления детей о творчестве Э.Грига.
Художественно–педагогическая идея: «Я записывал народную музыку родной страны… и из этого, до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство»
Э. Григ
Музыкальный материал: 1. Э.Григ – «Шествие гномов». 2. Э. Григ – «В пещере горного короля». 3. Э Григ – «Танец Анитры».
4. Г. Струве – «Пёстрый колпачок».
Оборудование: 1. Видеофильм «Путешествие по фьорду» с музыкой Грига.
2. Портреты Грига.
3. Иллюстрации к пьесам «В пещере горного короля»,
«Утро», «Танец Анитры».
4. Нотная запись музыкальных тем (презентация).
5. Игрушка – Гном.
6. «Колпачки» для инсценировки песни.
7. Записи с музыкальным материалом к уроку.
8.Дидактические карточки: песенность,танцевальность, маршевость,Staccato, Legato.
9. Фотографии Бергена и Тролдхаугена.
Литература: 1. С.А. Карцева. Музыкальная фонотека в школе (1-3кл.) Из опыта работы. М., 1976г.
2. Музыка в школе № 4. 2003г. Статья Н. Мохова «Северный Орфей».
3. Альбом «Норвегия». Осло, 2005г.
4. Алеев В. Музыка. 3кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2005г.
5. Музыка. 3кл. Поурочные планы (по прогр.Э.Б. Абдуллина и др.) / Автор – сост. Т.С. Максимова. – Волгоград. 2005г.
6. Михеева Л. Эдвард Григ: краткий очерк жизни и творчества. – М., 1998г.
7. Бенестау Ф., Шельдерун – эббе Д. Эдвард Григ – человек и художник; Пер с норв. – М., 1986г.
8. Нестандартные уроки музыки. 5-6кл. Сост. Н.Б. Улашенко. – Волгоград: ИТД «Корифей».
9. Музыка. 1кл. Поурочные планы по учебнику Г.С. Ригиной / Авт – сост. О.В. Тузлаева. – Волгоград: Учитель, 2005г.
ХОД УРОКА
Организация урока
а) Вход – Эдвард Григ «Шествие гномов».
б) Музыкальное приветствие: «Рада я видеть любимый мой класс
Музыкой вновь удивлю я всех вас.
Здравствуйте» (на мелодию 2ч.
«Шествие гномов»)
в) Анализ музыки на вход.
У.: - Ребята, какая музыка встретила вас в начале урока?
Д.: - Загадочная...
У.: - А как бы вы назвали это произведение? Что выражает музыка?
Д.: - Шествие, шаги.
У.: - Какое главное качество вы услышали в музыке?
Д.: - Маршевость. /наиграть на ф-но/
У.: - Какая «маршевость» в этом произведении?
Д.: - Озорная, вприпрыжку, бодрая, с кувырками.
У.: - Действительно. А произведение, которое вы услышали, так и называется, «Шествие гномов», которое написал сам Эдвард Григ. На экране /Слайд№4 Гном/
- Ребята, а на ваш взгляд, смог ли композитор изобразить в музыке шествие гномов?
Д.: - Да, смог.
У.:- А как композитор изобразил шествие гномов? /наиграть тему/.
Д.: Музыка была отрывистая, бодрая, чёткая, с пассажами вверх и вниз.
У.: Для отрывистой музыки композитор использовал штрих Staccato, который изображается точками.
Staccato
Стаккато - слайд
/отрывисто/ /читаем хором новый термин/.
д). Речевая импровизация.
У.:- Сегодня мы попробуем сочинить стихи к этим мелодиям.
/Проводится речевая импровизация/
1. Вышли гномы из пещеры
Чтобы прогуляться,
Прошагали пол дорожки.
/Стали кувыркаться/ - (последнюю строчку сочиняют дети)
г). У.:- Ребята, найдите эту красивую мелодию на нотной таблице.
(вывешиваю нотную таблицу, дети определяют).
У.: - Но какое еще качество, кроме маршевости вы услышали? Что же случилось с гномами, почему музыка шествия изменилась?
Д.: - Песенность. Музыка стала более спокойной, трепетной, возможно гномы увидели что-то прекрасное на своем пути.
У.:- Как композитор добился песенности во 2 части?/наиграть тему/.
Д.: Музыка плавная, мелодичная, напевная.
У.:- Чтобы музыка стала плавной и напевной какой штрих композитор использует?
Д.: Штрих Legato, который изображается в нотах лигой.
Legato
легато - таблица на доске.
(связно) /читаем хором новый термин/
е) Вокализация стихов в процессе импровизации.
Поле, ручей
Озарились в лучах,
Замерли гномы.
/Стоят и молчат/ - (последнюю строчку сочиняют дети.)
У.: - А давайте теперь попытаемся с вами изобразить это шествие, маленьких и загадочных гномов под музыку. А некоторые из вас будут выделять ударами на маракасах акценты , которые очень хорошо слышны в музыке.
/ исполнение под музыку/
- Молодцы ребята, вы смогли передать с помощью своих движений характер музыки и смогли изобразить шествие.
II. Беседа о Григе.
(Слайд.Э. Григ)
У: Где сочинял эти замечательные мелодии Э. Григ?
Д: В «музыкальной хижине» в Трольхаугене.
(Слайд. «Хижина» Э.Грига)
У: Почему именно там?
Д: Он любил сочинять в тишине, в одиночестве, чтобы никто не мешал.
У: Где родился и вырос Григ?
Д: В городе Бергене (показ иллюстраций Бергена).
У: Что ещё помните о Григе? (Григ до старости верил в сказки, и написал много сказочных произведений, его называли композитором – сказочником).
б). Проверка Д/З.
У: - Одними из героев его сказочных произведений были гномы – добрые маленькие человечки с бородками. На прошлом уроке мы слушали произведение «Шествие Гномов».
– Что узнали о Гномах? Кто нашёл или смастерил Гномов дома?
(проверка Д/З).
в) У: - Я тоже приготовила д/з. В шкафу со старыми детскими игрушками моих детей я нашла Гнома и он сегодня будет нашим гостем. Сегодня этот маленький Гном расскажет нам удивительную историю, которая произошла с Пером Гюнтом. Помните этого героя? Кто он? Давайте вспомним его историю.
Д: - Пер Гюнт – это норвежский деревенский юноша, задира и забияка, которого не любили в деревне за его характер и поступки. Однажды он совершил плохой поступок - украл чужую невесту со свадьбы и увёл её в горы, а потом бросил. За это жители деревни изгнали его. Пер Гюнт покинул свой родной дом в надежде разбогатеть и найти своё счастье. Куда только не забрасывала его судьба! И в Африку, и в Америку, и в Аравийскую пустыню, где он встретил танцовщицу Анитру. /наиграть и напеть мелодию со словами/.
г) Учитель /поет/: «Красив и грациозен
Танец девушки Анитры был.
Блеск в очах, восточный пыл…
Дом родной Пер позабыл.»
III.Э. Григ «В пещере горного короля» – слушание.
а). Беседа о Троллях.
У: Мы вспомнили историю Пера Гюнта. Её продолжение расскажет нам Гном.
Гном (учитель): Однажды, во время своих странствий Пер Гюнт встречается с троллями.
? – А вы знаете, кто такие тролли?
- Это неуклюжие, грузные, волшебные существа, духи, которые селились в расщелинах и ущельях. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни.
Тролли похожи на людей, но у них большие носы (иногда старухи – тролли мешают ими кашу в котле.), на руках и ногах по четыре пальца, на голове растёт мох и щетина, а сзади у них крючковатый хвост, как у поросёнка.
С виду они страшные, но в душе простодушные и доверчивые. С ними нельзя ссориться, иначе человеку не сдобровать. Тролли могут превращаться в кого угодно, например, в красивую девушку или красивого юношу. Много красивых парней и девушек заманивали они в горы, и немногие из них вернулись назад.
И в наши дни нужно быть осторожными и не сердить троллей, иначе они погубят человека.
/показ слайдов с троллями/.
- И вот однажды Пер Гюнт пошёл за красивой девушкой в «зелёном» (это была дочь тролля, горного короля) и попал в его дворец – пещеру.
Почуяв человека из глубины пещеры, из вечной тьмы стали осторожно подкрадываться тролли, чтобы погубить Пера Гюнта, превратить его в такого же коварного тролля и женить на дочери Горного короля.
Учитель: - Если бы вы были композиторами, какую бы музыку сочинили для этой истории: - весёлую или страшную?
медленную или быструю?
светлую или тёмную?
высокую или низкую?
плавную или отрывистую?
песенную, танцевальную или маршевую?
/дети «сочиняют» воображаемую музыку на музыкальных инструментах «шаги троллей», «дикую пляску», «выкрики троллей»: барабан, маракасы, палочки, ложки, фортепиано, бубны, металлофон /
- Чем же закончилась история с Пером Гюнтом, и какую музыку сочинил Григ, мы сейчас услышим?
б) Слушание музыки («концертный зал»).
в) Анализ музыки.
У: Как изобразил композитор троллей?
Д: Сначала они подкрадывались, затем приближались всё ближе и ближе, музыка звучала всё громче и громче, всё заполняя собою.
Хор троллей подпевает, раздаются дикие выкрики, музыка переходит в какой-то безумный вихрь…
У: Страшный шум поднимается вокруг. Разъярённые тролли хотят разорвать Пера в клочья. Он мечется по пещере, не находя выхода… Но раздаётся громкий удар колокола (колокольный звон), разбивается колдовское зеркало, настаёт утро, и всё исчезает. Пер снова в лесу.
Гном: Вот такая волшебная история…
/Гном усаживается, а учитель продолжает урок/.
У: Совпали ли ваши мнения с мнением Грига?
Д: Да.
У: Какое главное качество использует Григ в этой пьесе?
Д: Маршевость.
У: А какая здесь маршевость? (твёрдая, упругая, сильная, зловещая, чёткая)
/наиграть тему/.
У: Мелодия была плавная или отрывистая?
Д: Отрывистая, подчёркнутая.
У: Сначала было staccato, а в конце - marcato
/Слайд: « маркато» /подчёркнуть/ - прочитать хором/
У: Где у нас записана тема троллей? Найдите на нотных карточках.
/дети находят, объясняют свой выбор/
г) У.:А я сочинила стихи к этой мелодии, а последнюю строчку вы сочините сами.
/дети предлагают свои варианты/
«Сказочные существа Осторожным будь всегда,
Здесь живут, знаю
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 1.23 Mb |
Количество скачиваний: | 30 |