Конспект урока музыки на тему "Не мокнет сердце чуткое Шопена" (4 класс)

Предмет: Музыка
Категория материала: Конспекты
Автор:

Открытый урок в 4-м классе

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Цели:

  • Образовательная: формировать у учащихся конкретное представление об особенностях польской музыки и культуры; познакомить с особенностями польской музыки, с творчеством известного польского композитора Ф. Шопена.
  • Развивающая: развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку, вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика),.
  • Воспитательная: воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал: Ф. Шопен: “Полонез” № 40, “Мазурка” № 7, “Вальс” № 10.

Изобразительный материал: портрет Ф. Шопена, презентация.

Методы обучения: метод рассказа, метод сравнения, приёмы «Кластер», «Синквейн», таблица «ЗНАЮ -ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ»

Ход урока:

I.Организационный момент:

Построение перед классом.

Приветствие.

II.Стадия Вызова.

Урок начинается с музыкального произведения. Звучит ноктюрн Ф. Шопена.

Учитель:- Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.

- Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.

- Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.

- Он классик музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

Как вы думаете:

-Верно ли, что сейчас я вам начала рассказывать о русском композиторе? (нет)

- Верно ли, что этого композитора можно считать современным? (и да, и нет)

-Верно ли, что это композитор создавал музыку к танцам? (да)

- Верно ли, что танцы бывают разных направлений? (да)

СЛАЙД №1 (изображение картинно с разным танцами)

- Скажите, пожалуйста, что изображено на этом слайде? (танцы)

Правильно. Сейчас вы в своих тетрадочках начнём составлять основу для будущего КЛАСТЕРА со словом ТАНЕЦ. Всё что вы о нём знаете. Время даётся 2 мин.

(Составление кластера в тетрадях)

- А сейчас мы вместе составим общий кластер. Вы говорите, а я отмечаю. Из нашего кластера видно, что танец бывает разным. Но если бы нам с вами сегодня обо всём говорить, то нам бы с вами не хватило урока. Сегодня мы с вами поговорит только ободном направлении танца.

II. Стадия – Содержания.

1. Работа над новым материалом.

- Сейчас я вас попрошу начертить таблицу. СЛАЙД №2. (таблица)

Танец

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Вальс

полонез

мазурка

- С этой таблицей мы с вами будем работать на протяжении всего урока.

Стихотворение (фрагмент).

…Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным… (Александр Блок)

Просмотр видеофрагмента – вальс. – 1 мин. (из оперы «Евгений Онегин»)

СЛАЙД № 2 (добавление слова ВАЛЬС)- Какой танец сейчас прозвучал? (вальс)

- И так мы с вами просмотрели фрагмент танца – ВАЛЬС. Я попрошу вас заполнить колонки «ЗНАЮ» и «ХОЧУ УЗНАТЬ». Время даётся 3 мин.

- Посмотрите на наш «Кластер». К какому из направлений мы можем отнестиэтот танец. (К бальному)

- Об этом танце очень много разной информации. И сейчас вы с ней поработайте. У вас на столах есть карточки с фрагментом №1. Прочитайте на них информацию и при помощи ключевых слов заполните колонку таблицы «УЗНАЛ».

ИНФОРМАЦИЯ для детей (на листочках)

Вальс - танец романтичный, нежный и очень разнообразный. Это танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Каждый такт начинается с ударного счета, а заканчивается менее выделенными ударами. Музыка в размере - ¾, в исполнении видны широкие, скользящие и плавные движения в паре. Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию и Австрию, а его предшественниками такие танцы как вольта, фурмант и лендлер. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного происхождения данного танца точно не знает никто. Первые упоминания о нем принадлежат к XII - XIII ст. В XVI ст. вальс стал очень популярным во Франции. По мнению светских лиц, это был вульгарный танец - ведь кавалеру нужно было поднимать даму над полом, чтобы помочь ей крутнутся вокруг него. Король Франции Луи XIII даже запретил этот танец.

В 1812 году танец становится сенсацией в Англии. Хотя и не всем он нравился. Однажды разгневанный лорд Байрон в 1813 году, увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: " Здоровый джентльмен, как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило". Может вальс так и остался бы гонимым танцем, если бы не творчество Штрауса, Ланнера, Шопена, Чайковского, Глинка и других композиторов эпохи романтизма. Пик их популярности пришелся на 30е годы 19 века. К концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.

- И так давайте посмотрим, что вы узнали и записали у себя в тетрадях? (проверка и зачитывание информации) СЛАЙД №3 (изображение вальса, пока дети рассказывают)

(РАБОТА с РИТМОМ)

- Вы сказали, что размер в танце ¾. Давайте мы с вами похлопаем – первый удар сильный – в ладоши, следующие два – слабые – по коленям. (РАЗ, ДВА, ТРИ).

- Что же получается во время танца. Первый – это шаг основной, два, три – переступание на месте в повороте. Я попрошу вас всех встать. И сейчас мы с вами попробуем эти шаги исполнить.

(выполняем вместе по счёт, а потом под музыку)

СЛАЙД №4 (таблица) - Спасибо вам ребята. Следующий танец, с которым мы с вами познакомимся – этот ПОЛОНЕЗ. Попробуйте заполнить таблицу. Как я вижу многие из вас почему-то ничего не заполняют. Почему? (нам этот танец неизвестен).

- Тогда внимание на экран. Ф. (Показ видеофрагмента полонеза) – 3 мин. 07 сек.

- После просмотра отрывка, что вы можете рассказать об этом танце?

- Где его исполняют?

- В какой момент его исполняют – в начале бала или в конце? На что этот танец похож?

Информацию даёт учитель: Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали этот танец в венках на головах. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами.

- Для более полного представления об этом танце, возьмите жёлтые карточки с текстом и так же заполните таблицу. Не забываем, что заносим в таблицу главную, основную мысль или ключевые слова. (3 мин.)

Информация для детей.

Полоне́з— торжественный бальный танец-шествие в умеренном темпе. Полонез возник в Польше около XV века. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾. Танцующие движутся плавно, величаво, слегка приседая на 3-й четверти каждого такта. Полонез был весьма распространен в XIX в. как бальный танец и получил широкое отражение в музыкальной литературе: это полонезы М. Огиньского, Ф. Шопена, Г. Венявского, К. М. Вебера, Ф. Листа, М. И. Глинки (в опере “Жизнь за царя”), П. И. Чайковского (“Евгений Онегин”), М. П. Мусоргского (“Борис Годунов”) и др.

СЛАЙД №5. (картинка танца) - Что интересного вы записали? Обращаемся к нашему кластеру – куда можем мы с вами вписать этот танец?

-Давайте попробуем прохлопать ритмический рисунок этого танца.

(СЛАЙД №6 с ритмическим рисунком)

- Снова я вас попрошу встать и мы с вами попробуем выполнить несколько шагов. (исполнение детьми под музыку – Ф. кассета ______)

- Спасибо вам. Вот мы с вами и отдохнули. Продолжаем дальше наш урок.

«Выждав такт, он сбоку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он неслышно летел половину залы на одной ноге и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо нёсся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левою ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. …»

- А о каком танце я вам сейчас прочитала вы узнаете из своих листочков с фрагментом №3. Не забывайет заполнять таблицу. (работа детей в тетрадях по заполнению таблицы - 5 мин.)

ИНФОРМАЦИЯ: Танец с ярким характером и яркой историей, МАЗУРКА преодолела границы своей страны. В Польше этот танец предпочитали всем другим. Поляки великолепно танцевали мазурку — с подлинным шиком, огнем. Музыкальный размер — 3/4, темп быстрый.
Истоки мазурки восходят к народному польскому танцу мазуру (польск. Mazur или Mazurek), известному с XVII века. Его название, в свою очередь, происходит от народности мазуров, проживающих в Мазовии, польской провинции. По своему характеру живой, стремительный и динамичный, мазур стал самым распространенным и, пожалуй, самым любимым национальным танцем. В XVIII веке мазурка вышла за пределы Польши, попав в Германию и Швецию. В России она впервые появилась при дворе Екатерины II. В ту эпоху мазурка, впрочем, была еще не столь популярна на балах, но именно из России она попала в Париж, где ее первоначально называли даже «русским вальсом». Как бальный танец мазурка утвердила себя во Франции, поэтому к таким исконно польским чертам, как горделивость, горячность и задор, добавились французская мягкость и грациозность движений. В начале XIX века она становится известным во всей Европе бальным танцем. «Мазурка всегда была в центре каждого празднества, ее ждали, к ней готовились. На протяжении ста с лишним лет мазурка оставалась любимым танцем, без которого не обходился ни один бал». Особую пышность и красоту мазурке придавали нарядные одежды дам, национальный польский, строгих классических или военный костюм кавалеров.

СЛАЙД № 7 (таблица) - И так, мне очень интересно о каком танце вы сейчас прочитали? (МАЗУРКА)

- Что вы отметили и записали в своих таблицах? СЛАЙД №8. (картинка с танцем)

- Давайте мы с вами ребята посмотрим исполнение этого танца.(Видеофрагмент) – 2 мин.

- Как вы думаете, к какому направлению танцев мы можем с вами отнести танец МАЗУРКА? (бальный)

- Мы с вами сегодня познакомились с бальными танцами – ВАЛЬС, ПОЛОНЕЗ, МАЗУРКА.

-Что общего между всеми этими танцами? (размер – ¾, в каждом танце есть кружение, шаги, они появились в Польше).

СЛАЙД №9. (портрет) Мировое признание польской музыке принесло творчество Фредерика Шопена, пианиста-виртуоза и композитора.

СЛАЙД №10. Однажды Лев Толстой сказал : «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии»

СЛАЙД №11, 12. Шопен родился в маленьком доме в Желязовой Воле, близ Варшавы 1 марта 1810 года. Дом стоял в парке, около реки, и в доме часто проводились музыкальные вечера, тогда фортепиано выносили из дома и ставили под елью, слушатели располагались под открытым небом. Такие вечера проводятся и сейчас, в этом доме располагается музей Шопена.

Очень рано проявились музыкальные способности Фредерика. С 8 лет он уже выступал в концертах. Окончив Варшавский лицей он поступил в Высшую школу музыки. Шопена не привлекали крупные музыкальные формы: он не сочинял ни опер, ни симфоний, ни концертов.

СЛАЙД №13. (портрет) Шопен…Музыка…Родина… Эти три слова объединяет любовь: любовь Шопена к музыке, Родине, народу Польши.

- Он жил в трудную, но интересную эпоху.
Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре, как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом.

Шопен оставался верным своему любимому инструменту – фортепиано. «Душа фортепиано» - так называли польского гения. Будучи прекрасным пианистом, он написал для фортепиано множество сочинений. Среди них вальсы, полонезы, мазурки, прелюдии, этюды. В 20 лет Шопен в последний раз играл в Варшаве с огромным успехом. Как оказалось – навсегда.

Осенью, когда ему было 19 лет Шопен покинул Варшаву и уехал в Париж. Через 10 лет пребывания в Париже на Шопена обрушиваются один за другим удары судьбы. Здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.

Его родная сестра Людвика выполнила его последнюю волю: отвезла на родину его сердце, которое и поныне покоится в Варшавском Костеле Святого Креста. СЛАЙД №14, 15.. Поляки трепетно хранят умолкнувшее сердце Фредерика Шопена.

Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нем видя край, оставленный вдали.

Когда он умер на земле чужой,
Той милой горстки земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.
А. Граши

- Сегодня мы с вами на уроке познакомились со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. Все музыкальные фрагменты, которые вы услышали и танцы, были исполнены под произведения этого композитора.

СЛАЙД №16. (определения слов - СЛОВАРИК)

- И так, подводим итог:

ВАЛЬС – бальный танец. Певучесть, мелодичность, протяженность, трехдольность в сочетании с непрерывностью “кружащегося” ритма – заставляют нас поверить, что это вальс.

ПОЛОНЕЗ: - танец-шествие, торжественный вход в большой зал.

- Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен.

МАЗУРКА - польский народный танец. - Ритмический рисунок мазурки далек от размеренной плавности, полон острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле такта.

III. Стадия – Рефлексии. (соотнесение старых и новых представлений, обобщение изученного материала)

- А сейчас вернёмся с вами к наши верным и неверным утверждениям. Снова попробуем оценить их. (учитель заново зачитывает вопросы, а дети снова отвечают).

И в конце урока мы с вами познакомимся с новым приёмом «Синсвейн». Сейчас в паре вы должен будет сочинить небольшое стихотворение – вывод о том танце, который вам больше всего запомнился. А может кто-то напишет к слову ТАНЕЦ.

СЛАЙД № 17. (как правильно составляется «Синквейн»)

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 115.5 Kb
Количество скачиваний: 56
Просмотров: 259

Похожие материалы