Конспект урока по изо в 7 классе на тему: "Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции."

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Конспекты
Автор:

Цели: поговорить об основных типах композиции в конструк­тивных искусствах (симметричной и ассиметричной, фронталь­ной и глубинной); рассказать о гармонии, контрасте и ритме в композиции.

Материалы: репродукции картин художников (Э. Лисицкий, К.С. Малевич); карандаш, ручка, цветная бумага (или картон), клей, ножницы.

Ход урока

I.       Организационный момент

приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II.     Слово учителя

Каждый из нас хочет жить хорошо, модно одеваться, жить в удобном доме и красивом чистом городе. для этого нужны не только деньги, но и культура, художественный вкус, знания. эти знания и составляют основу архитектуры и дизайна.

АРХИТЕКТУРА –это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной среды, окружающей нас.

ДИЗАЙН- это искусство создания отдельной вещи, проектирование ее формы.

Все сооружения конструирует архитектор. Вещь тоже сконструированное сооружение. Различаются лишь принципы их конструирования. Основа любой вещи-конструкция, поэтому мы можем объединить архитектуру и дизайн в единое понятие КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА.

Архит-ра и дизайн вместе с живописью, скульптурой и графикой составляют семью ПРОСТРАНСТВЕННЫХ искусств. Картины вещи и здания живут в пространстве. Однажды они были созданы их существование и восприятие не зависит от течения времени. С годами они не меняют своих размеров  и вида, в отличие от музыки и танца, которые меняются во времени в постоянном чередовании звуков и движении. Поэтому они ВРЕМЕННЫЕ искусства.

 

Любое изображение, появившееся на чистом листе бумаги, будь топрямоугольник, пятно или точка, создает картинку, контраст.При изображении чего-либо мастер всегда стремится достичь гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу, т. е. создать композицию.

КОМПОЗИЦИЯ-это конструирование объектов, т.е. соединение отдельных частей в единое целое,  расположенное в пространстве или на плоскости. В конструктивных искусствах она играет очень важную роль. В архитектуре и дизайне она определяет облик, объемно-пространственное построение.

ГАРМОНИЯ-согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое.

Суметь уравновесить массы белого и черного значит решить важнейшую копоз-ю задачу. Существуют ли законы гармонии и правила построения композиции??? И да и нет. С одной стороны точные математически сформулированные в теории архитектурной композиции и применение в строительстве. С другой стороны художники следуют своей интуиции.

Симметрия  и асимметрия — типы композиционного построения.

СИММЕТРИЯ-способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено  по вертикали горизонтали или другой оси.

Но нередко достижение гармонии происходит за счет АСИММЕТРИИ. Гармония в этом случае возникает при введении допол­нительного элемента. Таким образом, взаимное расположение создаетДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

на рис. 1 черный прямоугольник расположен не по центру белого поля, отчего возникает раздражающее ощущение дисбаланса белогои черного, которое может быть преодолено добавлением второго прямоугольника, исходя из положения заданного прямоугольника, определяется место расположения второготямоугольника (рис. 2). Оно будет там,где вы ощущаете наибольшую пустоту,дыру в белом пространстве.

Затем ищутся такие размеры второго прямоугольника, чтобы достичь наибольшего

равновесия масс черного и белого. На рис. 3 он мал, на рис. 4 — явно велик.

И лишь на рис. 5 достигнуто ощущение зрительного равновесия в этих упражнениях решается задача достижения баланса масс в асимметричной композиции.

 В симметричной композиции гармония абсолютная, а в асимметричной — относительная.

симметрия воспринимается чаще всего как покой, законо­мерность., тогда как асимметрия означает движение и свободу.

Наиболее простые сочетания прямоугольников способны датьоснову для понимания изобразительной выразительности в ком­позиции.

ФРОНТАЛЬНОЙ называется композиция, в которой сто­роны прямоугольников расположены параллельно краям поля.

ГЛУБИННОЙ называют композицию, в которой прямоугольники расположены под углом к краю поля, уходя при этом в глубину пространства.

Важной задачей в искусстве композиции является единство элементов. Особенно важна их форма и характер расположения.

К составляющим ком­позиции относятся не только изобра­зительные элементы, но и пространство между ними. Чередование изобрази­тельных элементов и свободных про­странств, яркость и насыщенность элементов представляет собой ритм.

Движение и статика. Ритм

Даже простейшие сочетания прямоугольников дают основу для понимания изобразительной выразительности и движения в композиции. Но если сравним рис. 1 и рис. 2,то увидим, что первый рисунок выглядит статично и менее интересно, а второй выразительнее, динамичнее. Здесь прямоугольник благодаря своему расположению рождает ощущение движения. Вводя в композицию дополнительные элементы, мы можем подчеркнуть это движение, усилить его (рис. 3) или, наоборот, остановить (рис. 4).

РИТМ- чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота , сгущенность и разреженность

 

На ритм так же влияет степень яркости и насыщенности элементов композиции их форма.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 61.91 Kb
Количество скачиваний: 706
Просмотров: 1412

Похожие материалы