МАН "Происхождение жизни и человека на Земле" (секция религиоведение)
Предмет: | Обществознание |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Мальнева Алла Анатольевна
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ШКОЛЬНИКОВ КРЫМА «ИСКАТЕЛЬ»
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ФИЛИАЛ
Секция религиоведение
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Работу выполнила:
Гергало Елена
учащаяся 10 класса
Просторненского УВК
Научный руководитель:
Мальнева А. А.,
учитель курса «Основы
православной культуры Крыма»
Просторненского УВК
Джанкойский район - 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. В В Е Д Е Н И Е
1. Актуальность исследования
История взаимоотношений религии и науки непроста и насыщена столкнове-ниями. Это стало основанием для пропагандистской формулы «Религия - враг науки». Хотя и в меньшей мере, но столкновения с наукой имеют место также в политике, искусстве, нравственности, да и в других сферах культуры. В антирели-гиозной литературе науку сравнивали со светом, а религию - с тьмой и невежеством.
2. Цель исследования – оставаться христианином, не осуждая и не упраздняя занятия науки: каждый должен оставаться в том звании, в каком он призван.
3.Задачи исследования -изучить отношение старшеклассников Просторненского учебно-воспитательного комплекса Джанкойского района Автономной Республики Крыма к пропагандистской формуле «Религия - враг науки», с целью выявления негативного влияния СМИ на сознание учащихся. По достигнутым результатам составить описание. Пропагандирование православного взгляда на эволюцию.
4 Методы и приемы исследования
В работе исследования использованы следующие методы и приемы:
- описательный, в рамках его – прием наблюдения и прием статистических подсчетов. Описательный метод применяется для изучения обстоятельств.
- информационно-констатационный - прием анкетирования.
Собранные факты необходимо подвергнуть приему статистической обработки.
II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
2.1. НАУКА И РЕЛИГИЯ – БОРЬБА ИЛИ СОЮЗ
История взаимоотношений религии и науки непроста и насыщена столкновениями. Это стало основанием для пропагандистской формулы «Религия - враг науки». Хотя и в меньшей мере, но столкновения с наукой имеют место также в политике, искусстве, нравственности, да и в других сферах культуры. В антирелигиозной литературе науку сравнивали со светом, а религию - с тьмой и невежеством.
В сознании едва ли не всех ученых прошлого научное мышление мирно уживалось с религиозной верой. Даже тогда, когда они признавали превосходство веры над разумом. Некоторые выдающиеся естествоиспытатели с глубоким интересом предавались богословским занятиям. Так, на склоне лет гениальный
И. Ньютон занялся толкованиями Апокалипсиса. Немало естествоиспытателей (в том числе и один из основателей генетики Г. Мендель) были монахами. Но, обращаясь к научным занятиям, они игнорировали постулат о непознаваемости тайн бытия и упомянутые здесь церковные запреты и предписания духовенства. В своей профессиональной деятельности эти ученые руководствовались не догматами и канонами вероучений, а принципами и правилами научного поиска. Вообще, пространство для веры, как таковой, в научной картине мира и на самом деле имеется. Дело в том, что, несмотря на строжайшие правила научного поиска, элементы веры в нем все же неустранимы. Ученые принимают на веру немалую часть научной информации от своих коллег, полагаясь на их авторитет и добросовестность. Момент веры включен в некоторые исходные аксиомы и во многие промежуточные звенья исследований. Вера и интуиция особенно пронизывают заключительную стадию деятельности ученого, где как раз и происходитсамо «таинство» научного творчества, где рождаются новые идеи, теории, объяснения и прогнозы».
Великий систематизатор святоотеческого учения, отстоявший в тяжелые времена иконоборческой ереси иконопочитание, святой Иоанн Дамаскин (VIII в.) комментировал соответствующий текст Священного Писания следующим образом: "…Бог Своими руками творит человека и из видимой, и невидимой природы как по своему образу, так и подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что именно, конечно, мы и называем божественным образом; ибо выражение: "по образу" обозначает разумное и одаренное свободной волею; выражение: "по подобию" обозначает подобие чрез добродетель, насколько это возможно (для человека)".(2, 15)
По всеведению Своему Господь положил, различие. Сир. 33,11.
В то же время нельзя отрицать реальное различие между наукой и религией. Наука и религия — это действительно разные образования. Такие же разные, как наука и искусство, мораль и право и т. п. Наука и религия, или разум и вера, отличны друг от друга. Но отличие, разность и различие — это не всегда противоположность. Противоположность возникает там, где одну и ту же задачу пытаются решить прямо противоположными, взаимоисключающими способами. При этом сторонники одного из способов отрицают правильность другого. А наука и религия различны потому, что ставят перед собой и решают не одну, а разные задачи.
Задача веры — богопознание, задача науки — попечение в поте лица своего о повседневных нуждах, о хлебе насущном. Познание внешнего мира — эффективное средство для достижения практической пользы и благоустройства земной жизни. Можно ли отрицать значение изобретения колеса или телефонной связи? Христианство «рассматривает науку как необходимый инструмент этой жизни» (18, 48). Каждое научное исследование оценивается по тем практическим результатам устроения земной жизни человека, к которым оно может привести. А религия направляет каждого человека к нравственному совершенствованию, устроению себя самого, чтобы привести его в Царство Божие. И здесь нельзя не обратить внимания на одну принципиальную особенность христианского понимания взаимоотношения веры и науки. Для христианской традиции характерно понимание познания внешнего мира как возможности духовного совершенствования внутреннего человека. «Вера дает ученому: творческое изумление (Аристотель), живое чувство тайны, истинную ответственность, подлинную осторожность в суждениях, предметную скромность, волю к подлинной истине, силу живого созерцания» (14, 16). В христианстве не осуждаются и не упраздняются занятия наукой: каждый должен оставаться в том звании, в каком он призван (3, 57). Но при этом во всем надо оставаться христианином. Через это сохраняется мир христианских ценностей — в душе, в науке, в искусстве, в государстве. В этом случае речь может уже идти не только о различии. Вера и наука способны существовать в непротиворечивом согласии, «ибо христианин призван не бежать от мира и человека, отвергая и проклиная их, но вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать дары Святого Духа в ее ткани» (15, 62). Основанием возможности миропреображения в познании является бытие Божие. Об этом свидетельствуют и самые общие определения веры и науки: вера — это способность человека к познанию Бога, наука — это способность человека к познанию мира, созданного Богом. Ибо в руке Его и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания. Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных, и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. (6, 24)
Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум. Притч. 2, 6.
Для православного сознания наука — это не путь, уводящий от Бога, а одна из форм существования человека в мире в поте лица своего. И на этом пути также надо следовать заповедям Божиим, как в любом сотворчестве, созидании, устроении своей жизни с помощью Божией и по Промыслу Божию. «Православие было искони мироприемлюще». (15, 31)
К православной традиции относится понимание природы и сущности человеческого познания как естественной работы в мире. Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. (18, 37). Православие утверждает веру в возможность знания о благоустроении мира и о способности человека, в меру его нравственной чистоты, овладевать миром через духовную причинность, то есть по причине того, что Господь премудростью основал Землю, Небеса утвердил разумом (5, 21), всё сделал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце человека (4, 22), а размышления сердца человека (6, 84) — в знание (7, 49). Познание — естественная работа человека в мире: в мире природы и с миром в сердце. Это позволяет говорить о нравственном основании знания и науки. Неудивительно, что понятие «закон», как принцип устроения научного знания, изначально является понятием нравственного сознания, принципом устроения человеческих взаимоотношений по закону Божию, устрояюшему все бытие. С этим связано и требование нравственного совершенствования познающего. Если ученый освобождается от стремления к нравственному самосовершенствованию, к святости, то он обречен на то, чтобы руководствоваться чисто практическими целями, субъективными установками, потребительски-познавательными задачами.
Согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть. Притч. 8, 36.
В рамках православного понимания науки вскрывается глубокая взаимозависимость научного знания, морали и религии. Выявление этой взаимозависимости многое объясняет в развитии не только самого научного знания, но и общества, включая вопросы о перспективах его существования.
2.2. НАУЧНЫЕ ФАКТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
В данной работе я рассматриваю два пункта: о возрасте земли и о развитии жизни. Это будет заключаться в переосмыслении уже известных фактов и законов природы. Так же изложение этого вопроса не будет единым по смыслу текстом (за что прошу извинить) — ввиду большого различия рассматриваемых вопросов.
Давайте вспомним основные официальные данные о развитии мира:
· Вселенная расширяется за счет самопроизвольного взрыва первичной материи.
· Земле приблизительно 4,5 миллиардов лет.
· Луна появилась в начале существования земли (т. е. Луне тоже 4,5 млрд. лет).
· Структура солнечной системы не изменилась с момента ее формирования (включая планеты и кометы) .
· Развитие жизни на Земле началось около 2 млрд. лет назад.
· Эволюция происходила через переходные формы животных.
И данные Библии:
· Вселенная создана Богом.
· Возраст земли около 6300 лет.
· Видовое разнообразие создано Богом.
Давайте для начала разберемся с возрастом Земли. Одним из веских доказа-тельств миллиардного возраста нашей планеты официальная наука считает анализ содержания урана (U) в горных породах. Этот метод основывается на том, что в результате распада урана выделяются гелий (He) и свинец (Pb). И если измерить пропорцию U/Pb то можно определить возраст горной породы (получили 4,5 млрд. лет). Но учеными сделано допущение: что первоначально в горной породе свинца вообще не было! Почему они так решили? Более того, как упоминалось ранее, выделяется так же и гелий. Гелий так же накапливается в земной атмосфере под воздействием солнца. Причем профессор Melvin A. Cook доказал что гелий (инертный газ, не вступающий в хим. реакции) за пределы земной атмосферы выходить не может — значит его количество прямо пропорционально возрасту земной атмосферы (4 млрд. лет). Но, проведя подсчеты количества гелия, мы обнаруживаем, что его в миллионы раз меньше, чем должно накопиться за 4 миллиарда лет. Куда же делся гелий? А, может, он никуда не девался, просто Земля молодая? Стоит отметить, что количество гелия указывает на возраст Земли порядка 8—6 тыс. лет». Другое явление, противоречащее официальной теории, — изменение магнитного поля Земли. Действительно установлен тот факт что «каждые 1400 лет поле ослабевает в 2 раза». (8,54) Если просчитать, какое поле у планеты было в прошлом, то уже 10000 лет назад оно было как у Солнца, что уже нереально —значит, Земле не более 10000 лет. А теперь давайте поднимемся повыше — к Луне. Наверняка у поколения 40 -60-х годов еще в памяти, как перед посадкой на Луну, американцы делали опоры огромной высоты, так как за 4,5 млрд. лет пыли должно было накопиться более 3-х метров. И каково же было удивление ученых, когда пыли там нашли едва на 3 сантиметра. Куда делась пыль? Улететь она не могла (т. к. на Луне нет ни вулканов, ни ветра) — официально этот вопрос не обсуждается (т. к. он противоречит всей теории мироздания). Но что, если пыль падала не 4,5 млрд. лет, а меньше? «И действительно по этому параметру возраст Луны (а значит и Земли) оказывается уже в знакомом нам разряде, а именно около 10000 лет». (8,62) Еще один факт связанный с Луной таков: между Землей и Луной должны формироваться пылевые тела (из-за равного действия планет) — т. е. образуются точки Лагранжа. Но в реальности эти объекты в миллион раз меньше, чем должны быть (их почти нет). Официально считается, что эти тела разрушаются под действием проходящих комет, но наблюдения за кометой Галлея в 1986 году полностью опровергли эту теорию. Итак, если предположить, что система Земля-Луна молодая, то и по этому параметру возраст Земли (или Луны) порядка тысяч лет. И напоследок заглянем на Солнце. «Совсем недавно установлено, что Солнце сжимается со скоростью 1 метр в час. Хотя это немного, но уже 20 миллионов лет назад Солнце бы касалось Земли» (8,52) , или если взять более близкие цифры, то около «10000—12000 лет назад вода на Земле могла существовать лишь в виде пара». (8,67) Опять возраст Земли менее 10000-12000 лет. По-моему, совершенно очевидно, что только этих фактов достаточно, чтобы датировать возраст нашей планеты, как не превышающий 10000 лет. Но, скажите вы, а какая разница? Просто все происходило в миллион раз быстрее — взрывы звезд, формирования галактик, планет — и действительно: астрономы сильно возражать не будут, но вот биологи с вами никогда согласны не будут — как ни крути, а для процесса эволюции сто миллионов лет, хотя бы, надо (а лучше 1-2 миллиарда). Итак, разумно рассмотреть, а что биология говорит о возрасте Земли. Основой определения возраста живших организмов — является измерение количества углерода четырнадцать (С14). Но последние исследования показывают, что этот метод дает крайне ненадежные результаты. Ученые объясняют это следующими причинами:
ØНе все растения воспринимают С14, они пропускают обычный углерод (С12), а радиоактивный С14 — не проходит.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 13.76 Mb |
Количество скачиваний: | 4 |