Марийские народные игры в развитии личности дошкольников
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Абрамова Елена А Анатольевна
|
Актуальность
В кратких изречениях народной мудрости и марийских народных играх, созданных много лет назад, имеются определенные способы и приемы обучения и воспитания. Мы все чаще обращаемся к истокам народного образования .Еще К.Д. Ушинский писал: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа." На необходимость народных игр в развитии личности детей указывали и такие передовые представители культуры, как Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и другие. А психолог Д.Б.Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые психологом Л.С. Выготским, представил в своих трудах проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Игровая форма воспитания не является сама по себе новой. Но используя народные игры, в данном случае марийские, мы выявляем в этой форме новизну в том, что она позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики и человеческих отношений. Игра - это естественная среда детей, где искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры очень выразительны, а именно просты и доступны ребенку.
Новизна
Новизна данной работы состоит в том, что в содержание занятий можно включить фольклорный компонент, т.е.марийские игры, что сделает процесс обучения и воспитания более целостным. Инновация заключается в широком внедрении фольклорного компонента в устоявшуюся, проверенную временем, апробированную методику организации занятий, в новом принципе подачи материала на занятиях в детском саду.
Цель : Развитие и коррекция личности дошкольника посредством марийских народных игр.
Задачи:
•Развивать и корректировать познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;•Тренировать наблюдательность и ум;•Развивать коммуникативные и творческие способности у детей;•Формировать и развить эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;•Способствовать познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;•Развить и корректировать физические способности детей;•Учить самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач;•Привить любовь и уважение к устному народному творчеству.
Классификация марийских народных игр:
а)игры-забавы ("Сокыртага", "Шергашым шылтен") б)календарные (сезонно-обрядные)("Туп кырен","Шорыкйол модыш-влак")
в)игры-соревнования ("Веретым пу","Ко писырак?","Агытан кучедалмаш")
г) игры-инсценировки("Рывыж ден тумна","Ош вульо").
Основные формы работы с детьми:
1.чтение марийских сказок, пословиц и поговорок, разгадывание загадок ;
2.разучивание песен, стихов;
3.знакомство с традициями и обычаями народа мари посредством диафильмов, посещения нашего музея, рассматриванием картин и фото, встречи и беседы с бабушками воспитанников
4. домашнее задание: посещение с родителями исторических мест и разговоры с дедушками и бабушками об их детских играх и забавах;
5. инсценировки марийских народных сказок и стихов;
6. народные игры и забавы, игры с спортивными элементами;
7.проведение конкурсов стихов и марийских плясок;
8.Консультация специалистов:логопеда и психолога,учителя марийского языка.
9.Беседа с родителями, анкетирование и взаимопомощь родителей и педагогов (совместная работа: родители-ученик-педагог.
Игра «Туп кырен»
Цели: коррекция мышления, развитие наблюдательности и ощущений, межличностных отношений.
Игра «Уштым кырен»Цели: развитие слуха и внимания, коррекция межличностных отношений и произношения, развитие речи.
Игра «Йындал ком куча?»Цели: корректировать внимание, ловкость; развивать опорно -двигательную систему, улучшить координацию движений.
Результаты работы:
1.У детей чувствуется любовь к марийскому народному творчеству( народным играм) и к своему народу;
2.Видны улучшения в произношении в том числе марийских звуков в словах и речь у дошкольников стала внятной и понятной;
3.Исчезают постепенно робость и стеснительность, тем самым дети стали активней и общительней друг с другом и со сверстниками, стали выступать на разных мероприятиях;
4.Скорректировано умение проявлять и контролировать свои эмоции и умение понимать эмоции другого; развиты психологические процессы у детей;
5.Ребята стали намного спокойнее и уравновешаннее;
6.Умеют решать проблему, возникшую при общении с друзьями;
7.Чувствуется улучшение физических способностей детей и коррекция координаций движений, опорно-двигательной системы.
Практическая значимость.
Во все времена изучению марийского фольклора уделяли очень мало времени. Настоящая работа может послужить наглядным примером для дальнейшего изучения роли марийского фольклора, а в частности народных игр в воспитании детей дошкольного возраста и может способствовать восполнению пробелов в исследовании некоторых аспектов марийского устного народного творчества.
Литература:
1.Бабаева Т.И., Михайлова З.А." Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности."-СПб, 2004.
2. Бондаренко А.К.,А.И. Матусик"Воспитание детей в игре".-Москва,1983.
3.Васеева Г.В." Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада". - Йошкар-Ола, 1997.
4.Сапаев В.Ф."Йоча садыште занятийлаште эртараш келшыше дидактический да моло модыш".-Йошкар-Ола,1990.
5.Федорова С."Национальные традиции детей в воспитании детей дошкольного возраста".-Йошкар-Ола,1994.
6.Эльконин Д.Б." Психология игры".-2-изд.-Москва,1999.
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 3.87 Mb |
Количество скачиваний: | 6 |