Методическая разработка внеклассного занятия на тему: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Конспекты
Автор:

Государственное (областное) образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Усманский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного занятия на тему:

«Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: преподаватель изоискусства Куфаев Г. В.

Название работы: «Пейзаж в изобразительном искусстве. Виды пейзажа». Количество страниц: 10 страниц.

Содержание.

1. Пояснительная записка …………………………………………………… 3

2. План конспект внеклассного занятия ………………………………….  4

3. Приложение …………………………………………………………………13

4. Список литературы ………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Внеклассное занятие по теме: «Пейзаж  в изобразительном искусстве. Виды пейзажа» рассчитано на два учебных занятия по 2 часа на каждое. Основной  целью данных внеклассных  занятиях  является закрепление навыков и умений, полученных на уроках по ИЗО. Студенты внимательно изучают, наблюдают характерные особенности природы различных времен года, учатся работать с такими художественными материалами, как акварель, гуашь, тушь, цветная бумага, мелки, пробуют правильно компоновать предметы на листе бумаги, видеть их характерные особенности и передавать их величину (больше - меньше, шире - уже, толще -тоньше).

Перед выполнением практической работы на тему: «Виды пейзажа» желательно проводить экскурсии в условиях городского пейзажа, где акцент ставится на разнообразие оттенков осенних деревьев, золотистую листву, поблекшую желтую траву, яркое или бледное небо и т. д. В ходе подобных уроков студенты учатся наблюдать, сравнивать времена года и выполнять быстрые наброски, а уже затем длительные сюжеты.

В ходе практической работы в изостудии применяются различные виды занятий: рисование по воображению, представлению и с натуры.

При выполнении композиции на тему: «Пейзаж», рисующие испытывают различные трудности. Работа над пейзажем требует от студента гораздо больше внимания, т. к. нарисовать уголок природы, как кувшин или яблоко в натюрморте очень сложно. Поэтому, при работе над пейзажем многие предметы и детали пишутся приблизительно. Однако, эта приблизительность на первый взгляд облегчающая работу, часто создает у начинающего художника ошибочное мнение. Может показаться, что в изображении пейзажа не надо прописывать тщательно детали. Но это совсем не так. Рисующий обязан хотя бы приблизительно знать и понимать законы перспективы, законы оптического изменения цвета и многое другое.

  Материал рассчитан на студентов 2-3  курсов, и имеет профессиональную направленность. Поэтому, первые работы в жанре пейзажа должны быть простыми, с четкой линией горизонта и обширным панорамным видом. Студентам в ходе исполнения необходимо опираться на пять основных этапов работы над пейзажем (см. иллюстрации в приложении). Данная работа способствует развитию творческих способностей, внимания, аккуратности выполнения задания, анализа и развитию логического мышления у студентов.

 

 

Занятие № 1.

Тема: «Пейзаж в изобразительном искусстве».

Цели: 1. Познакомить студентов с жанром ИЗО - пейзаж, его

           разновидностями, историей развития ,видами пейзажа, законами композиции, с творчеством

           художников пейзажистов XIX века (А.Саврасов, И.Репин,   

           В.Серов и др.)

     2.Совершенствовать изобразительные навыки, развивать

     зрительную     память, глазомер, творческое воображение.

     3.Воспитывать любовь к родной природе, произведениям ИЗО в 

     жанре пейзаж.    

Задачи:

·        Рассмотреть репродукции картин художников - И. И. Шишкина, В. А. Серова, И.Е. Репина и др., рассмотреть сюжет, характер, композицию произведений. Воспринимать красоту природы в различное время года.

·        Прививать навыки работы различными художественными материалами, техниками.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: картон, бумага, кисти, гуашь, кисти, цветные мелки,

                          акварель, баночка с водой.

Зрительный ряд: репродукции , слайды разнохарактерных по настроению и цвету  пейзажей, работы студентов из методического

                                 фонда «Изостудии».                      

Литературный ряд: стихи М. Ю. Лермонтова о природе.

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», С. Курёхин   

                                   «Утренние упражнения в Ореховом доме».

                             Ход урока:

I.                  Организация начала урока.

II.               Сообщение темы и целей занятия.

III.           Изучение нового материала.

 Беседа по теме урока.

1.История развития пейзажа.

Особое развитие пейзаж получил в искусстве Востока. Как самостоятельный жанр он появился в Китае ещё в VI веке. Пейзажи китайских художников очень поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке.

 Широкое распространение получил пейзаж в русском изобразительном искусстве. Многие пейзажи М. Воробьёва, А. Иванова, Ф. Щедрина, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана - шедевры не только отечественного, но и мирового уровня.

 

2. Понятие «Пейзаж». Виды пейзажа.

Пейзаж – это отдельное художественное произведение (живописи и графики) изображаемое природу. В переводе с французского «пейзаж» означает природа. Фигуры людей, животных, птиц, сюжетные сценки, являются средством дополнения и оживления пейзажа, придавая ему большую жизненную правду.

  Пейзаж представляет самостоятельный интерес , поскольку именно этот жанр ИЗО даёт возможность совершенствовать мастерство рисующего в области перспективы, композиционного построения и светотеневой моделировки форм и предметов.

 Пейзаж - это искусство группирования разнохарактерных объектов окружающего мира в едином выразительном пространственном образе.

  Вопрос:

- С какими произведениями русских художников вы знакомились в образовательной школе?

- Какие картины, изображающие времена года вы знаете?

- Какие краски преобладают в осенних пейзажах?

Ребята, посмотрите на доску, здесь расположены репродукции картин известных авторов (демонстрация и показ), Левитан «Золотая осень», Юон «Март», Шишкин «Рожь», Саврасов «Грачи прилетели».

  В этих произведениях присутствуют свои характерные особенности. Палитра цветов здесь очень многообразна. Краски лета сочные, яркие и радостные. Здесь присутствуют зеленый, алый, малиновый, синий, коричневый и оранжевый цвета.

В весенних пейзажах в картинах больше небесно-голубого цвета. Природа одевается в нежные неяркие наряды. Зимний пейзаж, как правило, содержит максимум цветовых контрастов. Здесь характерны оттенки голубого, фиолетово, серого.

Осеннюю палитру составляют краски  с тёплыми оттенками.

- А теперь  посмотрите ,на слайде представлена картина  И.Шишкина « В лесу .Упавшее дерево». Давайте вместе проанализируем это произведение. Глядя на этот пейзаж , мы убеждаемся в умении художника найти гармонию и ритм там, где кажется , всё случайно и беспорядочно. Каждой линией , каждым штрихом, росчерком тонко отточенного карандаша художник бережно и точно выявляет натуру. Поражает изящество, гибкость коротких штрихов, определяющих направление , фактуру, объёмную форму листвы, хвои, стволов и веток. Картина выполнена свободно и легко, что возможно только в момент вдохновения.

 Вопрос:

- Чем интересна вам эта картина? Какие чувства она вызывает?

  Опережающее задание.

К сегодняшнему уроку  студентке вашей группы было дано домашнее задание, подготовить стихи о природе.

Многие поэты в своих стихах воспевали природу родного края. Послушайте произведения А. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Когда читаем такие произведения, то мысленно рисуем тот или иной пейзаж.  Ответьте на вопрос:

- Какая картина возникает перед вами? Представьте и опишите эту картину.

  Пейзажная живопись является любимым жанром художников - пейзажистов , так как здесь заключается масса изобразительных возможностей . Особое  внимание привлекают просторы ландшафта, волнует счастливое мгновение восхода или предгрозовое небо , нужно лишь посмотреть вокруг , живо воспринять окружающий мир и попытаться изобразить его. Такое осознанное  переживание пейзажа, интенсивное познание окружающей природы глубоко обогащает. По  этой  причине с уверенностью можно утверждать ,что  лучше  всего рисовать пейзаж  с натуры, чувствовать , ощущать окружающий мир, вдыхать эти запахи и стремиться передать эти ощущения. К сожалению ,  бывают неблагоприятные погодные условия  из-за которых приходится рисовать по представлению в аудитории . Но всё же всегда есть возможность сделать быстрый набросок или зарисовку , для того что бы оживить пейзаж в своём воображении.   

    Ребята, а  теперь прослушайте произведения А. Вивальди «Времена года», С. Курехина «Капель», «Ветер» (5 минут).  Звучат музыкальные композиции, демонстрируются слайды художественных произведений  русских и зарубежных мастеров.

  На основе музыкальных композиций выполните творческое задание : « Это моя Родина» . Это может быть место где вы родились,  где ходили в школу,  ловили рыбу, проводили время с друзьями и близкими и т.д .

IV. Практическая работа.

 Задание для самостоятельной работы

Прежде чем приступить к практической работе, вы должны знать и соблюдать основные законы перспективы (линейная и воздушная).

Давайте познакомимся с ними:

1.     Для передачи пространства ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщённо.

2.     Ближние в картине предметы воспринимаются чётко, а удалённые расплывчито, неопределённо.

3.     Ближние предметы к зрителю обладают контрастной светотенью, видятся объёмными, а дальние предметы кажутся плоскими.

4.     На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда. Значит, предметы на переднем плане изображаются реальными цветами, а на дальнем плане с голубыми оттенками.

Требования к работам:

-компоновка в формате листа, масштаб;

-колорит, детальная проработка (художественные материалы и техники)

-завершённость, общевыразительность, обобщение.

При выполнении данного задания необходимо владеть определенной художественной техникой. Давайте вспомним некоторые из них:

а) техника рисования по мокрому грунту (краски наносят на влажную бумагу или картон, либо поверх влажного слоя краски; наглядный показ преподавателя у доски).

б) техника размывки (влажной кистью размываются световые пятна, контуры, поверхности предметов уже высохшей краски; наглядный показ).

в) техника рисования прозрачными красками (разбавленный слой краски наносится на сухую поверхность, работая разными оттенками возникает оптическое смешивание красок).

г) техника рисования гуашью по сухому (рисунок выполняется с использованием теплых и холодных цветов в зависимости от колорит картины).

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, по памяти и воображению, ответьте на следующие вопросы.

- Какие  ассоциации возникают на фоне прослушанных композиций?

- Выберите любимое время суток, года и т. д.  Вспомните  любимый уголок вашей местности.

Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу (индивидуальную или групповую) на тему: «Пейзаж моей Родины». Используйте эти впечатления для ваших рисунков. Вы можете изобразить вашу творческую работу в смешанной технике- использовать в работе карандаши, краски, детали аппликации. Чтобы работа не получилась примитивной, советую использовать передний , который располагается ближе к зрителю  и второй - задний план. Ваша работа получится богатой и динамичной.

В ходе практической работы обращается  внимание на допущенные ошибки, оказывается  индивидуальную методическую помощь, даются  советы и консультации.

IV. Итог урока.

Ребята, на следующем уроке мы завершим сегодняшние работы.

Д/з: выполнить творческую работу (сообщение, реферат) с подбором иллюстраций на одну из предложенных тем:

1.      Творчество импрессионистов.

2.     Творчество художников передвижников.

         V. Уборка рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие №2

Тема: «Виды пейзажа».

Цели: 1. Закрепить знания студентов о жанре «пейзаж».

            2. Научить студентов рисовать пейзажное пространство с

            учетом знаний элементов перспективы и законов 

            композиции, изображать природу в различных состояниях.

           3. Формировать умение выбирать горизонтальное или  

           вертикальное расположение формата бумаги, размер  

          изображения в зависимости от замысла.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: картон, бумага, кисти, гуашь, цветные мелки,

                          акварель, баночка с водой.

Зрительный ряд: слайды, репродукции разнохарактерных по настроению и  цвету  пейзажей, работы студентов, преподавателя  из методического  фонда «Изостудии».                      

Литературный ряд: стихи М. Ю. Лермонтова о природе.

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», С. Курёхин  

                                   «Утренние упражнения в Ореховом доме».

План урока.

1.          Беседа о жанре изобразительного искусства - пейзаж, закрепление знаний студентов.

2.          Постановка художественной задачи.

3.          Завершение практического задания.

4.          Подведение итогов, анализ работ.

Ход урока.

I. Орг. момент. (Приветствие, проверка готовности к уроку)

 - Вспомните и ответьте какими видами творческих работ вы занимались на прошлом уроке? Какие художественные техники вы изучили? Перечислите их.

II. Актуализация знаний.

К сегодняшнему  уроку студенты в вашей подгруппе  подготовили сообщения  на темы: «Творчество художников  импрессионистов». «Художники передвижники»     

 

       Давайте послушаем эти доклады (студенты выступают с презентацией, результатами поисковой работы, демонстрируют иллюстративный материал, отвечают на вопросы   одногруппников )

 Винсент Ван Гог (1853- 1890) Поль Гоген (1848 - 1903)

 Один из наиболее ярких представителей постимпрессионизма. Художник пишет как бы перегруженными, насыщенными красками , мазками напоминающими маленькими вихри. Любимая краска Ван Гога - жёлтая, солнечная. Большую часть жизни художник прожил во Франции. В провинции  Прованс, в Арле, там он пишет цветущие персиковые сады, созревшие хлеба, виноградники. Его лучшие работы: «Подсолнухи» , «Пейзаж в Овере», «Вид с экипажем», «Ночное кафе» и т.д. Автор работает со страстью, добиваясь «высокой жёлтой ноты».

 « Те , кто не верует в здешнее солнце, просто нечестивцы!»- восклицает он в одном из писем. в по

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 247.5 Kb
Количество скачиваний: 11
Просмотров: 85

Похожие материалы