Методические рекомендации "Первое знакомство малышей с миром музыки"

Предмет: Музыка
Категория материала: Презентации
Автор:

Коротких А.С.

Первое знакомство малышей с миром музыки

Методические рекомендации

Караганда

2014

Составитель: Коротких Алла Сергеевна, заведующая фортепианным отделом КГКП «ДМШ им. Касыма Аманжолова» г. Караганды

Рецензенты:

Мукушева С.Б., заведующая кафедрой воспитания и социализации личности ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, кандидат педагогических наук.

Холопайнен Е.В., методист фортепианного отделения колледжа искусств им. Таттимбета

Коротких А.С.

Первое знакомство малышей с миром музыки: методические рекомендации / Сост. Коротких А.С. – Караганда, 2014. – 32 с.

Составитель методических рекомендаций уверен, что начинать музыкальное обучение целесообразно в раннем возрасте. В раннем возрасте, возможно, проводить увлекательные занятия в форме игр, которые заложат азы восприятия и понимания музыки.

Методические рекомендации адресованы педагогам подготовительных отделений детских музыкальных школ в качестве дополнительного и самостоятельного материала.

евые классы общеобразовательных школ. Преподаватель, занимающийся с детьми младшего возраста, должен хорошо знать детскую психологию. Прежде, чем говорить о музыкальном образовании в подготовительном классе, следует рассмотреть некоторые психологические аспекты, имеющие важное значение примени­тельно к начальному обучению в целом.

Начальное обучение – важнейший период в жизни ребенка. В эти годы он начинает активно познавать окружающий мир и самого себя; расширяется его информационное поле, появляется интерес к различным видам занятий.

Однако детство не есть период беспечной, «райской» жизни. В жизни детей, как и взрослых, много проблем, иногда трудноразрешимых, сложных, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, радо­ваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не мелочь, а скорее смысл жизни.

Детство – это не прекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым. Если проанализировать его поступки, содержание игр то бу­дет нетрудно обнаружить, что в подавляющем большинстве случаев он стре­мится подражать старшим. Во многих играх дети берут на себя роль мамы, папы, врача, учителя. Дети со всей серьезностью могут обсуждать пустяко­вые с точки зрения взрослого вопросы. В это время они вовсе не беспечны, напро­тив, озабочены «жизненно важными проблемами», и эти заботы тоже ведут их к взрослению. Наша забота о ребенке имеет педагогический смысл в том случае, если ребе­нок в общении с нами чувствует, что мы относимся к нему с доверием, считаемся с ним, понимаем его.

Столь ранний возраст отличается многими специфическими чертами. Де­ти этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому преподавателю необходимо так разнообразно и красочно проводить урок, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не ослабевал, вставлять игровую гимнастику, тем самым организуя небольшой отдых, не отрываясь от учебного процесса.

Другой характерной чертой этого возраста является огромная эмоцио­нальная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира. Это необхо­димо учитывать на уроке. Не следует откладывать надолго ответы на возникающие у ребенка вопросы на позднее время, любознательность ребенка должна быть удовлетворена.

Третья характерная черта состоит в том, что ребенок легко воспринимает новое, но так, же быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью приходится считаться при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребенок перед этим хо­рошо его усвоил. Как говорится, «повторение мать учения».

Четвертая характерная особенность – это иной темп мышления у ребен­ка. Ребенок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке приведет к отрицательным результатам.

Еще одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на уро­ке надо сначала продемонстрировать тот или иной предмет или указать на ту или иную ситуацию и лишь, потом давать их словесное обозначение.

Задумаемся над целями, которые мы ставим перед собой, приступая к обучению игре на фортепиано ребенка 5-6 лет.

Эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребенка, пришедшего обучаться фортепианной игре. В этом возрасте ребенок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей по­требности в напряженных, длительных занятиях с тщательной отработкой де­талей. Игру на фортепиано он представляет себе как своего рода новое раз­влечение, как новую игру.

Задача преподавателя – направить эту игру, сделать ее средством дости­жения преследуемой цели; предметом, используемым в этой игре – звуки, а целью – чтобы ребенок освоил особый язык, состоящий из звуков, – то есть музыку.



II.Организация учебного процесса учащихся подготовительной группы в классе фортепиано

Музыкальное обучение детей – одна из важнейших задач гармонического развития личности. Главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех обучения зависит, прежде всего, от того, насколько интересны для ребенка такие занятия. Принципы и приемы, положенные в основу уроков – игр, учитывают разнообразные свойства психических, умственных и физических возможностей детей. Работа по организации пианистического аппарата требует большого внимания со стороны педагога, особенно в столь юном возрасте. Основной всеми известный принцип – не навредить. В обучении игры на инструменте необходимо постоянно контролировать состояние рук ученика, не допускать напряжения в какой-либо части руки (плечо, предплечье, кисть, пальцы, корпус). Начиная каждое занятие, надо помнить, что постепенность и последовательность – золотое правило обучения. Все жестокости в игре, отрицательные моменты. Напряжение рук происходят зачастую от психологического зажима как следствие дискомфорта, когда ученик на уроке испытывает неудобства по разной причине (волнение, неуверенность в себе, волнение за игру, в собственных силах). Для начинающего пианиста сам инструмент вызывает некоторую робость, что может быть связано, с размером фортепиано, количеством клавиш и т.д. необходимо вывести ученика из этого состояния с помощью игровых упражнений, что позволит отвлечь его от лишних волнений, и настроит ребенка на естественную работу. Важно – естественность и непринужденность движений.

Очень важно уметь расположить к себе ребенка во время первого знакомства. Дети чувствительны и восприимчивы к интонациям речи, мимике педагога, к настроению. Фальшь и неискренность в поведении дети чувствуют мгновенно. Доброжелательность, радость встрече и знакомству, непринужденность и открытый интерес к ребенку – вот самые лучшие помощники педагога.

Во время знакомства расспросите ребенка о его интересах, о том, чем он любит заниматься, такие любимые передачи и мультфильмы смотрит по телевизору, есть ли у него дома домашнее животное, любит ли он рисовать, умеет ли читать и т.д. дети с удовольствием любят рассказывать о себе. Педагог тоже может рассказать о своих увлечениях и любимых занятиях. Это способствует возникновению более доверительной обстановки.

Итак, познакомившись, нужно ребенку рассказать о правилах поведения в школе и на уроке:

1) В школе необходимо здороваться при встрече со всеми учителями, и с теми у которых не обучаешься. Это знак вежливости и уважения.

2) Прежде чем зайти в класс, необходимо постучать в дверь кабинета и только после стука открыть дверь, войти и поздороваться со всеми присутствующими.

3) На урок приходить опрятно одетым, с чистыми руками, подстриженными ногтями.

4) В конце урока ученик обязательно должен попрощаться с учителем.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 14.74 Mb
Количество скачиваний: 1
Просмотров: 74

Похожие материалы