Музыкальный жанр русского романса
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Пельменева Наталья Васильевна
|
ВЫСОКИМ СЛОГОМ РУССКОГО РОМАНСА…
Методическая разработка
литературно-музыкального вечера
Цель: расширение интеллектуального и эмоционального кругозора учащихся
Задачи:
· познакомить учащихся с одним из жанров музыкальной культуры- русским романсом
· способствовать обогащению их духовного мира.
Оборудование:
· презентация «Генералы двенадцатого года»
Методические рекомендации:
· основная предварительная подготовка к вечеру связана с вокальными номерами, поскольку вечер предполагает исполнение романсов
· для создания атмосферы дворянского вечера в литературно- музыкальной композиции исполняются два бальных танца «Венский вальс» и «Медленный вальс»
· вечер требует создания лиричной, немного загадочной, созерцательной атмосферы. Следовательно, может использоваться размещение участников по кругу с ярко выделенным центром внимания – импровизированной сценой
· для исполнения романсов требуется гитара/фортепиано, другие музыкальные инструменты
· для организации музыкального оформления в процессе беседы, а также для создания необходимого настроения в начале и по завершении вечера могут быть использованы аудио-записи романсов или классической музыки.
Сценарная разработка
1. Сегодня я нисколько не боюсь.
С безумным веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
2. Удивительное это явление – романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна.
3. Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее её соловьи.
То ль в расцвете судьбы, то ль на склоне
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое,
И былым мое время продли.
4. Романс Гурилева «Сердце- игрушка»
5. Зарождение русского романса началось во второй половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задумчивостью, непосредственностью передаваемых в них чувств.
6. Своим происхождением романс обязан русской песне. Однако первые русские романсы сочинялись на французском языке. Вечером в имении собиралось избранное общество, где не только пели, но и вальсировали пары замечательных танцоров.
7. Венский вальс.
8. Романсы исполнялся в домашнем кругу одним солистом и обязательно с инструментальным сопровождением фортепиано, а чаще всего- гитары.
Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором все в цветенье и разгаре:
"Сияла ночь, луной был полон сад".
9. Музыкальный жанр романса сразу завоевал всеобщую любовь, хотя имена первых создателей произведений остались неизвестными.
10. А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков
11. Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает
И петь, и плакать, и любить.
12. Необыкновенно проникновенные романсы, раскрывающие чувства человека, образы природы, размышления об искусстве создавал Николай Андреевич Римский-Корсаков. Одним из известнейших произведений композитора является романс «Не ветер вея с высоты»
13. Романс Н.А.Римского –Корсакова «Не ветер вея с высоты»
14. Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает! И практически у каждого романса есть своя удивительная история.
15. Впервые они повстречались на бале - маскараде в Петербургском Большом театре. Он почему-то сразу обратил на неё внимание. Она была стройна и изящна. Маска скрывала лицо, но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Они говорили недолго – суета маскарада разлучила их. Вскоре он написал стихотворение «Средь шумного бала».
16. Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
17. Это стихотворение будет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым станет тогда, когда превратится в романс на музыку Петра Ильича Чайковского. А слова к нему написал Алексей Константинович Толстой. Он посвятил его своей будущей жене – Софье Андреевне Миллер. В ней он нашёл не только свою единственную женщину, но и умного друга. Давайте послушаем этот романс.
18. Романс А.К.Толстого, П.И.Чайковского «Средь шумного бала…»
19.Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. В них звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – слова о том, что трогает душу каждого человека.
20. Кавалергардский или конный полк,
Литавры, трубы, боевая слава,
Простреленных штандартов дряхлый шёлк.
Ура! Ура! Равнение на право!
И государь в сиянье на коне
Кругом ни шороха, ни дуновенья
…..Так издали рисуются – не мне.
Империи последние мгновенья.
21. Романс на стихи М.И.Цветаевой «Генералам двенадцатого года»
22.Те удивительные люди, которым был посвящен романс на стихи Марины Цветаевой, действительно умели все: брать вражеские крепости, склонять голову перед женщиной, беззаветно любить Родину, и даже великолепно танцевать.
22. Медленный вальс
23.Жестокий романс, я смеюсь над тобою:
За то, что красив ты и светел,
За то, что на все, что случилось с судьбой,
Ты просто и ясно ответил.
За то, что умна твоя старая грусть,
И я перед нею немею.
За то, что я знаю тебя наизусть -
И лучше сказать не умею.
24. Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого. А потому не будем прощаться, лишь скажем: «До новых встреч с русским романсом!»
Использованная литература:
• «Ваши любимые песни», составитель Г. В. Павленко.
• «Гляжу в озера синие», составитель Е.Б. Сироткин.
• «Русские песни и романсы», составитель В. Гусев.
• «Русский романс», составитель В. Рабинович.
• журнал «Воспитание школьников» №5/95г. «Вечер русского романса».
• журнал «Воспитание школьников» №3-4/92г., № 6/94г.
• Рабинович В. Заметки о русском романсе // Русский романс
• «Учительская газета» от 22 июля 1997г.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 52.5 Kb |
Количество скачиваний: | 5 |