"Народные песни и духовная музыка в репертуаре детского академического хора"

Предмет: Музыка
Категория материала: Презентации
Автор:

МОУ ДОД Быковский центр развития творчества детей и юношества

объединение “Хоровое пение”

Народные песни и духовная музыка в репертуаре

детского академического хора «Звонкие голоса»

Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению посредством песен. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, и одновременно передавали определенный объем жизненно необходимой информации. Фольклор отражает особенности исторического развития народа. О тесной и непосредственной связи национальной истории и музыкального народного творчества говорил великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь: «Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы, и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразиться, как только в его песнях». Именно в песне народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.

Хоровой коллектив «Звонкие голоса» (участник и дипломант районных конкурсов школьных хоров, участник областных конкурсов “Юные таланты Московии” им. Г. Струве, лауреат Всероссийского детского конкурса-фестиваля 2015г. «Солнечный круг» им. А. Островского, лауреат Всероссийского конкурса “Доброта спасет мир”) в своем репертуаре имеет немало произведений духовной, классической и народной музыки, которые приобщают как обучающихся так и слушателей к национальным народным песенно-фольклорным сокровищам и гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и современного.

Занятие хора – это комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Хоровое пение - единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе самое большое количество межпредметных связей: русский язык, литература, физическая культура, живопись, как не странно, арифметика, история и это ещё не весь перечень предметов… Подобная интеграция благотворно сказывается не только на качественных сторонах личности учащихся, но и непременно влияет на успеваемость в целом.

На каждом занятии нашего коллектива при разучивании новых песен обучающиеся знакомятся с историческим периодом их написания, стилем. Это важно для интерпретации хорового произведения. Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта. Народную песню интересуют, прежде всего, реальные факты. Рассказ о них важнее искусства художественного вымысла. Если собрать все вместе исторические песни, то получится целая история – не писанная, а рассказанная, спетая. Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению, обеспечивая прогресс общественной мысли именно посредством песен.

Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине.

Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди. Русская история, полная ярких и часто трагических событий, стимулировала рост способности народа к песнетворчеству. Создатели народных песен воспевают добро, мужество, человеколюбие, справедливость. В их творчестве, полном жизни, энергии, простоты и искренности, отражается нравственное здоровье народа. Сама природа русской песни сочетает в себе поэзию, музыку и пластику движений. Слово, несущее смысл песни, играет ведущую роль в музыкальной речи. Выразительная речевая интонация – основа русского народного пения. Народное пение опирается на естественную фонетику разговорной речи со свойственным ей богатством и индивидуальным характером смысловых интонаций и тембровых красок.

Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» – в духе городского романса, авторские, массовые, хороводные. Есть песни-плачи и песни-жалобы, есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни-баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, шутки-прибаутки (“Комарочек”, обработка А. Абрамского), теплые колыбельные.

Песни другие, которые при исполнении сопровождались самыми разнообразными движениями, выразительной мимикой и жестами. Это хороводные и плясовые песни (“Со вьюном я хожу”, “Пойду ль я, выйду ль я”).

В работе с обучающимися отмечается значение народной, духовной музыки в грозные исторические периоды. Мы берем в репертуар такие песни о судьбе русского народа, о судьбе каждого человека, о свободной, вольной жизни, как

“Ах ты, степь широкая” (обработка Д. Печникова, переложение для детского хора И. Ивановой) , песни, которые переносят нас в далекое прошлое: в эпоху татаро-монгольского нашествия, во времена царя Ивана Грозного. Множество песен создано о крестьянских войнах Степана Разина и Емельяна Пугачева, о войнах, которые вел царь Петр Первый (кант на взятие в 1702 г. Шлиссельбурга , виватный кант на заключение Ништадтского мира “Радуйся, Росско земле”, автор неизвестен), о знаменитых походах Александра Васильевича Суворова и героях Отечественной войны 1812 года (военная народная строевая “Солдатушки, бравы ребятушки” слова и музыка народные).

При практическом изучении народных песен обучающимися интересно наблюдать изменение отношения как к мелодическому, так и текстовому содержанию песни, распеванию слогов, неожиданным ударениям, непонятным словосочетаниям для современного языка, от почти неприятия до полной влюбленности в песню, до истинного понимания содержания и характера исполнения. Один из примеров: разбирая кант на взятие в 1702 г. Шлиссельбурга “Радуйся, Росско земле”, предстояло не только перевести текст на современный язык с древне-славянского, но и для полного понимания содержания произведения и характера исполнения пришлось обратиться к источникам информации, в которых говорится о событиях начала XVIII века, о значении побед Петра Великого для русского народа. Причем, параллельно было дано задание детям найти самостоятельно значение различных слов таких, как “адамант”, попытаться выяснить кто такой “Радамант”, с чем они с успехом справились. Это привело в свою очередь к тому, что ребята очень быстро выучили текст, а характер исполнения приобрел соответствующее духу содержания настроение гордости, уважения к победам русского войска.

В заключении. В своей книге «Школьный хор» композитор, профессор, бессменный руководитель детского хора «Пионерия» Георгий Александрович Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности, развитию стремления знакомства с историческим прошлым. Исходя из вышеизложенного, трудно переоценить значение народной, духовной музыки в изучении и понимании исторического наследия народа, выполняя задачу воспитания гармонически развитого подрастающего поколения, используя благодатный материал искусства хорового пения, что особенно актуально сегодня, когда в обществе происходит переосмысление нравственных и культурных ценностей, народных традиций.

Использованы материалы:

“Хоровой класс в системе общеобразовательной школы”, И.В. Калачикова;

Программа дополнительного образования, О.Н. Ященко;

“Школьный хор”, Г.А. Струве.

Выделенные курсивом названия песен из репертуара хора.

Педагог дополнительного образования

Ирина Николаевна Иванова

Февраль 2016 г.

Тип материала: Архив RAR (rar)
Размер: 26.62 Mb
Количество скачиваний: 4
Просмотров: 184

Похожие материалы