Научный проект моей ученицы.Тема"Историческое значение памятников Чингистау".

Предмет: История
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

                         Содержание:

 

                         

                             1. Введение.                                          2 - 4 стр.

 

                             2. Теория.                                              4 - 28 стр.

               

                             3. Заключение.                                      29 стр.

 

                             5. Использованные литературы.         30 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Тема: Историческое значение памятников Чингистау.

 

Цель: Изучение и знание исторического прошлого родной земли.

 

   Памятники - это объекты, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Ценность таких объектов может быть исторической, археологической, градостроительной, эстетической и т.п.

 

   Чингистауская земля - богата историческими событиями, историческими личностями, которые способствовали историческому процессу, улучшению

политической, социальной, экономической жизни народа.

 

   Абайский район – духовная столица Восточного Казахстана. Это родина великих сыновей казахского народа - Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбергенова, Мухтара Ауэзова музеи которых располагаются в Абайском районе.

 

   Я изучаю исторические памятники, расположенные в Абайском районе с 2012 года. Эти памятники можно классифицировать на 2 большие группы:

   І. Памятники посвященные историческим личностям:

       Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбергенов, Мухтар Ауэзов, и многие др.

   ІІ. Памятники в честь великих историческим личностям в виде мавзолея:

        Жидебай, Борли, Би Ата, и т.д.

 

   Словно неспешный караван верблюдов, на двадцать километров протянулись горы Чингистау с запада на восток. Приземистые, невысокие, - самая крупная вершина Ханчингис, 1120 метров, - спускаясь к югу, отрогами Акшатау

соединяются они со знаменитым Тарбагатаем, с другой стороны сходятся с плоскогорьями Абыралы, разветвляясь словно старые корни. На карте горы эти неприметны, но примечательно место, занимаемое ими в истории. Здесь родина великих сыновей казахского народа Абая, Шакарима, Мухтара. И, как в священную Мекку, съезжаются сюда гости со всех концов страны  и из-за рубежа, вздыхают хрустальный воздух, восхищаются красотой пейзажей. Не мифического золота Чингисхана, груженного на сорок верблюдов, жаждут они, а обновления души, богатств духовных.

   Взглядом не охватить просторы Чингистау, птице не преодолеть в один перелет, не перебежать без передышки зверю, не сорвав когтей. Каждый, кто побывает на этой земле, словно заново перелистывая знаменитый роман-эпопею Мухтара Ауэзова «Путь Абая», увидит дорогу на Семипалатинск, идущую сквозь бескрайнюю голубую степь, мимо сопок, похожих на тымактобыктинцев, одинокую вершину Кокен, встречающую странников на их пути, родник, бьющий средь красноватых камней, узнает пейзажи из повести «Судьба беззащитной», курган Кушикбая - последнее пристанище прославленного батыра, до последнего вздоха защищавшего свой народ от

иноземных захватчиков. После перевала, названного его именем, взору откроется равнина, поросшая густым караганником и серым шенгелем, Здесь когда-то останавливался на зимовку аул Кунанбая, потому ее с тех пор так и зовут - Караганник Каная.

   Подъезжая к границе Абайского района, - а он занимает около четверти территории просторов Чингистау, - вы увидите холмы и сопки, напоминающие гривы тулпаров; возвышенности и впадины, поросшие камышем и серебристым ковылем, подцвеченные солончаками. Это Борли - Волчье логово, земля, как говорят казахи, орошенная каплей пуповинной крови будущего великого писателя

Мухтара Ауэзова. Здесь и дом - музей, открытый к его 90-летию, отреставрированный и пополнившийся новыми экпонатами. Неподалеку покоятся отец и мать Мухтара - Омархан и Нурмажал. В десяти километрах от Борли - могилы сына Абая Акылбая и жен Айгерим и Дильды.

   Черная лента шоссе приведет от Боли в село Каскабулак, центр совхоза им. М. Ауэзова. Здесь установлен памятник писателю. Не так далеко от села, на расстоянии одного перегона ягнят от Каскабулака, вас встретит хрустальным звоном  прозрачный, как слеза, родник Кши-Каскабулак. Это место, где появился на свет великий Абай. В расположившемся неподолеку ауле Айкудук в 1917 году был подняь эанавес первого казахского театра. Он представлял собой две спаренные юрты, и первая пьеса, сыгранная на его «подмостках» была «Енлик-Кебек» М. Ауэзова.

   Описав изрядный крюк, снова попав на шоссе. вы увидите простершиеся до горизонта поля и луга, зират Ералы, любимого сына бия Кенгирбая. Издавна этот могильник местные жители считали священным, дающим исцеление больным и страждующим. Не было человека, который не останавливался бы здесь, не преклонив колен. И сегодня, возвышаясь вдали от дороги, памятник старины как бы благославляет и напутствует странников.

   Рассекая вдвое равнину , названную именем Ералы, бежит стремительгная река Ашысу, На ее берегу виден еще один скорбный холм, место паломничества влюбленных и символ верности. «Безмолвный свидетель многих поколений, он словно таит в себе мрачную тайну… Здесь покоятся девушка и джигит. Его звали Кебек, ее - Енлик. Влюбленные, погибшие по воле жестоких биев».

 

Замри, прохожий, придержи коня,

Послушай, гость, печального меня:

Влюбленные погибли здесь в объятьях,

В сосуде песен жизнь храня.

Давай примолкнем на минуту, друг,

Дыханьем песни не встревожим звук,

Пока сердец влюбленных двух печальных

Земля хранит еще последний стук…

 

   Взявшись за руки, идут сюда новобрачные, давая обет любви и согласия. Ныне - это традиция, незыблемый обряд.

   Оглянитесь вокруг… Вслед за вами, как пасущиеся кони, тянутся холмы. А вот и окутанная дымкой вершина Архат. Немало народных преданий, легенд и песен связано с ней.

   На первом же ближайшем перекрестке вас встретит гранитная стела с бронзовым барельефом Абая. Дорога ведет в Жидебай, зимовье, где поэт провел последние свои годы.

   Тут покоятся останки живших когда-то именитых людей, ставших прототипами персонажей романа-эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Выделяется

воздвигнутый из желтого мрамора, окруженной высокой чугунной оградой

памятник Абаю Кунанбаеву, установленный 1960 году. Здесь же расположен

четырехгранный зират любимого младшего барта Абая - Оспана и его жены Еркежан, которой после смерти мужа по древнему казахскому обычаю - аменгерлик, суждено было скрасить последние годы поэта, став его опорой и поддержкой.

   На небольшом возвышении, в правом углу от памятника покоятся замечательный акын Шакарим и его сын Ахат. В 1986 году неподалеку от памятника Абая по канонам Востока воздвигнут  шестикрылый мавзолей, в котором захоронены мать Кунанбая Зере и мать Абая Улжан, ранее покоившиеся в шестигранном зирате. Близ мавзолея - еще один могильник, последнее пристанище отца Шакарима Кудайберды и маленького муллы Габитхана, ставшего также героем романа «Путь Абая»…

 

    Сегодня как Пушкин для России, так и Абай для Казахстана является национальной гордостью. Здесь проходят Абайские чтения, включающие·концерты, конкурсы чтецов произведений Абая, читательские конференции, беседы и выставки, посвященные творчеству Абая. Жители Семея и районного центра отличаются особым, трепетным отношением к литературному наследию своих знаменитых земляков. По словам журналиста «Рудного Алтая» - Ш. Азмухамбетова, по числу одаренных людей «на тысячу человек населения, обогативших отечественную науку, литературу, искусство своими трудами и открытиями, если бы такие подсчеты велись», Абайский район Восточного Казахстана «ходил бы, наверное, в лидерах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теория.

 

Для Восточного Казахстана, Абайский район является духовной столицей. Эта земля взрастила великих, всемирно известных сыновей казахского народа - Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбергенова и Мухтара Ауэзова. Экскурсионные фирмы Караула предоставят возможность всем желающим посетить музеи края, экспозиции которых посвящены этим великим личностям казахской культуры. Записаться на экскурсию можно по телефонам Караула. Перечень достопримечательностей Абайского района значителен. Кроме музеев стоит посетить: 
Памятник Кенгирбай бия, Памятник Нысан абыза, Памятник Айпара Ана, Мазар Токтамыс батыра, Мазар Мамай батыра, Памятник певца Абая Альмаганбета, Мазар Актамберды жырау, Памятник на Вершине «Кур кудука». Вы получите множество интересной информации от специалистов туристических организаций Караула при посещении таких исторических мест края, как: Перевал Шиликти, пещера Коныр аулие, Ишан аулие и Уй тас.

На карте горы Шынгыстау неприметны, но примечательно место, занимаемое ими в истории. Здесь родина великих сыновей казахского народа Абая, Шакарима, Мухтара. Каждый, кто побывал на этой земле, словно заново перелистывая знаменитый роман-эпопею М.Ауэзова «Путь Абая», увидит дорогу на Семипалатинск, идущую бескрайнюю степь, мимо сопок, похожих на тымак тобыктинцев, одинокую вершину Кокен, встречающую странников на их пути, родник, бьющий средь красноватых камней, курган Кушикбая – последнее пристанище прославленного батыра, до последнего вздоха защищавшего свой народ от иноземных захватчиков. После перевала, названного его именем, вы увидите Борли – Волчье логово, земля, где родился великий писатель М.Ауэзов. Здесь и дом-музей, открытый к его 90-летию, отреставрированный и пополнившийся новыми экспонатами.

Неподалеку покоятся отец и мать Мухтара – Омархан и Нуржамал. В десяти километрах от Борли – могилы сына Абая Акылбая жен Айгерим и Дильды. Черная лента шоссе приведет вас от Борли в село Каскабулак. Летом 2004 года по инициативе Акима района Б.Уйсумбаева и благодаря спонсорской помощи Акима г.Курчатова А.Мухтарханова и директора ТОО «Дегелен тас» В.Ковалева на месте, где родился Великий Абай, у родника Сырт-Каскабулак был установлен памятник из мрамора.

Описав изрядный крюк, снова попав на шоссе, вы увидите простершиеся до горизонта поля и луга, памятник могилу Ералы, любимого сына знаменитого бия Кенгирбая. В 1998 г. мазар был заново воздвигнут. Это равнина названа именем Ералы. Далее расположены Большая и Малая Орды.

В Малой Орде находится пещера Унгиртас, где когда-то от жестоких людей укрывались Енлик и Кебек.

Географическое положение:

Абайский район Восточно-Казахстанской области расположен у подножья гор Шынгыстау к юго-западу от Семипалатинска. Абайский район был образован в 1928 году. Территория – 20,9 кв.м. Население – 16978 тыс. человек. Основное направление экономики – животноводство. Западную и северную часть района занимает – мелкосопочная равнина. Климат – резко континентальный. Средняя температура в январе составляет –14,2 С; в июле – 20,7 С. Объем годовых осадков составляет 250-300 мм. По территории района протекают, такие реки, как Чаган, Ащи су, Карауыл, Кундызды, Шет, Мукур.С обретением независимости Чингистау, родина великих гениев казахского народа переживает период расцвета. Улучшилось социально-экономическое положение региона, у людей появилась уверенность в своем будущем. Давайте, обратим наши взоры на центр культурной Мекки казахского народа.

Караул – районный центр Абайского района с населением в 5069 человек.

На центральной площади, напротив здания акимата стоит памятник-монумент Абаю Кунанбаеву. Этот памятник был сделан в 1971 году.

   Здание акимата соответствующее требованиям времени было введено в эксплуатацию в 1991 году. Здесь принимаются решения, направленные на улучшение благополучия граждан, повышение экономического потенциала района.

Абай КУНАНБАЕВ


(1845 - 1904)

     Великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка. Родился 29 июля (10 августа) 1845 в Чингизских горах (ныне село Караул Абайского р-на Семипалатинской обл.) в кочевьях рода тобыкты в семье старшего султана Каркаралинского окружного приказа Кунанбая Ускенбаева. Получил хорошее гуманитарное образование. Учился в медресе имама Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Здесь познакомился с классической персидской литературой – классиками Ближнего Востока Фирдоуси, Низами, Саади, Хафизом и др. Также учился и в русской приходской школе, нарушая запрет медресе. После пяти лет обучения начал писать стихи, подражая восточным поэтам. Детское прозвище Абай, что означает «осмотрительный, вдумчивый», он получил от матери, сделав его впоследствии своим литературным псевдонимом. С 13 лет отец приучил его вникать в межродовые тяжбы, что составляло административные функции главы рода. Абай выступал посредником в спорах, обнаруживая логику и стремление к справедливости. К 20 годам был известен как хороший оратор и администратор. В 28 лет отошел от дел и занялся самообразованием. Писал стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову, изучал русскую культуру, занимался в публичной библиотеке. Познакомился с русскими политическими ссыльными, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. К этому времени относится начало его переводческой деятельности – он переводит на казахский произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, зарубежных классиков, пишет казахские песни на слова отрывков из Евгения Онегина. Наиболее известна его элегия, положенная на музыку, Карангы тунде тау калгып – стихотворное переложение перевода Лермонтова Ночной песни странника Гете. Абай в переводах на казахский учитывал особенности казахской культуры, ее песенные традиции и истоки. Не ломая их, он прививал казахскому языку новые формы, идеи и сюжеты, широко известные в мировой классике. Поэзия Абая отличается простотой и изяществом художественных приемов. В сатирических стихах Наконец, волостным я стал…(1889), Управитель начальству рад…(1889) поэт высмеивает царящие в казахской администрации порядки. Вводит новые стихотворные формы – шестистишья и восьмистишья: Из времени выпадает миг (1896), Разве не должен, мертвый, я глиной стать (1898), На воде, как челнок, луна (1888), Когда станет длинною тень (1890) и др. Для его поэзии характерны глубокий философский смысл и гражданское звучание. Известны стихи, посвященные временам года – Весна (1890), Лето (1892), впервые подписанное собственным именем поэта – Абай, Осень (1889), Зима (1888). Придерживаясь основных принципов казахского стихосложения, автор смог проложить новые пути развития родного языка. Некоторые лирические стихи он переложил на музыку: Абай был и композитором, знатоком и ценителем народной музыки. В этот же период создал несколько поэм. Сказание об Азиме и Масгуд построены на мотивах восточной классической литературы, поэма Искандер посвящена Александру Македонскому. 1882–1886-е стали для него годами наивысшего творческого подъема, когда были созданы его лучшие произведения. Он пишет об основных социальных и культурных проблемах казахского народа, описывая кочевой быт казахов, природу, призывает бороться с невежеством. Оставаясь всю жизнь просветителем, он призывал: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». Абай призывал способствовать прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля». С 1890 по 1898 записывал свои мысли в прозе, которые позже оформились в 45 назиданий своему народу. В 1933 была издана Книга слов, куда и вошли его философские раздумья по вопросам истории, просвещения и др. Его учениками были поэты Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай. Стихи и песни Абая распространялись по казахским степям, с ним дружили местные акыны, композиторы, певцы. Он выступал также в качестве советчика, рассказчика и являлся неформальным организатором объединения литераторов. Абай не раз высказывался по поводу устройства казахского общества – был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство. Будучи верующим мусульманином, сожалел, что его единоверцы ограничиваются формальными религиозными отправлениями без понимания их внутренней сути. Он писал: «Думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами». Он призывал открыто и дружелюбно относиться к людям других национальностей. Выступал за сближение с русской культурой, и через нее – с культурой мировой. Обличал пороки, призывал их исправлять, восстанавливая справедливость. Мировоззрение и просветительская деятельность Абая вызывали у многих раздражение. Вокруг Абая плелись интриги, оказывалось противодействие распространению его творчества. Поэт тяжело переносил предательство тех, кому доверял. В последние годы испытывал глубокое одиночество. После преждевременной смерти сыновей в 1895 и в 1904, через 40 дней после смерти последнего 23 июня (6 июля) 1904 в своем родном ауле умирает и сам поэт. При жизни лишь несколько стихов Абая увидели свет на страницах газет. Только в 1909 – через 5 лет после его смерти – в Петербурге вышел сборник его произведений под названием Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева тиражом в одну тысячу экземпляров. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, обаяние его личности стали импульсом для преобразования культуры казахского народа. Он «влил» в мировоззрение казахов поток новых образов, форм, сюжетов, идей, способствовал выходу казахской культуры из изоляции, открыв ее для влияния всемирной литературы. С 1930 в Алма-Ате произведения Абая активно печатались на русском и казахском языках, переведены на 60 языков мира. Именем Абая названы в Казахстане Алма-Атинский университет, театр оперы и балета, город в Карагандинской области и вершина в горах Алатау.

 

Шакарим Кудайбердыулы 

(1858-1931)

 Философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен-  булаке (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек.
Отец Шакарима отдал его с 5 лет аульному мулле, у которого он быстро научился арабской и персидской грамоте. Годы детства и юности Шакарима, несмотря на то, что он в 7 лет остался сиротой, прошли беззаботно, в достатке, под покровительством деда Кунанбая. Подлинным наставником Шакарима становится сам Абай. Юность Шакарима проходила в такой атмосфере, в которой почитались искусство слова, наука и образование. Будучи в Семее, Шакарим приобретает гармонь, шарманку и скрипку, на которой его научил играть какой-то русский музыкант. Он занимается также рисованием, работой по камню, изготавливает скрипки, домбры, держит скаковых лошадей, охотится с беркутом. Он изготовил протез для покалеченного когтя беркута из стали. В 14-15 лет Шакарим под влиянием Абая начал сочинять стихи. Темой его философствования были природа и этика, добро и зло. Едва Шакариму исполнилось 20 лет, как он решил заняться политикой для того, чтобы помочь своему народу, он старался упорядочить взаимоотношения между родами. На выборах Шакарим предложил свою кандидатуру и был избран в волостные правители. В системе правления главенствующее положение занимала колониальная политика царского правительства, основанная на ущемлении прав казахского народа. В действиях местных администраторов в этот период происходила неприглядная мышиная возня. На столь нелегком поприще Кудайбердыев неоднократно натыкался на непреодолимые препятствия, даже стал сомневаться в торжестве справедливости.
Целиком Шакарим отдался творчеству уже после сорока лет (с 1898г). Стал изучать западную и восточную литературу. Познакомился с наследием мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, Пушкина, Толстого. Литература, история, философия, музыка, риторика, естественные науки, география - все входило в круг его интересов. Шакарим самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Он отправляется путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом. В 1903 г. он был принят членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.
Начало XX в. знаменовало время подъема творческой деятельности Шакарима. В 1906 году он посетил Мекку, Мысыр, Стамбул, работал в библиотеках. Последний период его жизни совпал с революцией 1905-1907 гг., столыпинской реакцией, первой мировой войной, национально-освободительным движением 1916 года в Казахстане, февральской и октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией.
Шакарим участвовал в национально-освободительном движении "Алаш". Установление советской власти в Казахстане, голод 1920-1921 и 1930-1931 годов, массовая конфискация в 1928 году - все это оказало большое влияние на мировоззрение поэта.
В 1912-1922 годах Шакарим жил в местности Кенконыс, посвятив себя науке и творчеству. С 1922 года он жил в местечке Шакпан в совершенном одиночестве. 2 октября 1931 года Шакарим был безвинно осужден и тайком расстрелян. Великий талант, большой ученый на долгие годы был забыт. При жизни Кудайбердыева были напечатаны такие его книги как "Зеркало казахов", поэмы "Калкаман-Мамыр" и "Енлик-Кебек". Отдельные стихи, статьи, эссе были опубликованы в 1913-1924 годах в журналах "Абай", "Айкап", "Шолпан", в газете "Казах". "Абай" и "Шолпан" напечатали его переводы из Хафиза и поэму Физули "Лейли и Меджнун". Поэтический перевод "Дубровского" и "Метели" Пушкина были опубликованы в 1936 году в Алматы в журнале "Эдебиет майданы". Несмотря на то, что прокуратура бывшего СССР решением от 29 декабря 1958 года реабилитировала Шакарима за отсутствием состава преступления, продолжался запрет на творчество поэта, обвинявшегося в "буржуазном национализме". Пересмотра официального отношения к творчеству Кудайбердыева требовала казахская интеллигенция. Только после 1986 г. стало возможным возвращение поэзии Шакарима народу. Получили огласку его деятельность по проведению съезда алашевцев в Семипалатинске в 1918 году, статьи, философские эссе, стихотворения и поэмы, очерки и многое другое. По записи А.Кудайбердыева (1900-1984), сына Шакарима, поэта и композитора мы можем бросить свет на место музыки в мировоззрении Шакарима. Есть потребность объективно взглянуть на преемственность Абай - Шакарим. Именно Абай обратил внимание Шакарима на Восток, оплатил его расходы на путешествие в Мекку, Медину, Мысыр, Стамбул. Там Шакарим приобрел ценные книги и освоил восточную систему записи нот. Песни "Жастык", "Сегiз аяк", "Ажалсыз эскер" были сочинены Шакаримом в соавторстве с Абаем-композитором. В стихах Шакарима, переложенных на музыку, нашли отражение принципиальные мировоззренческие вопросы, напоминающие те, которыми задавался в свое время И.Кант: "Откуда я? Что я должен делать? На что надеяться?". Как последователь Абая Шакарим глубоко воспринял поэтическую и музыкальную стихию, исторически выработанную душой казахского народа, заложенные в ней пласты верований и понятий он претворил в основополагающих принципах своего философского мировосприятия.

Мухтар  Ауэзов

(1897-1961)

Мухтар Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Семипалатинская область). Умер 27 июня 1961 года в Москве. Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй выдающегося казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был зятем Ауэза, женившись на его сестре Нурганым. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара.

Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал — в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году после года учёбы в медресе устраивает мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 1912—1913 учебном году Мухтар с отличием заканчивает первый класс учительской семинарии, а завершает обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году. Молодой Ауэзов, по свидетельству педагогов, выделялся безупречным прилежа

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 2.46 Mb
Количество скачиваний: 37
Просмотров: 159

Похожие материалы