Нетрадиционные технологии на уроках ремесла в 6 классе «Особый ребёнок»
Предмет: | Технология |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Артамонова Наталья Михайловна
|
Актуальность и педагогическая целесообразность программы трудового обучения по ремеслу детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии, т.е. расширения массовой культуры. В то же время интерес к изделиям декоративно-прикладного творчества в последнее время значительно возрос.
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народов основой областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образцов, внимания к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней. Но чтобы не потеряться в потоке информации, от человечества требуется постоянное эстетическое самоопределение. У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый. Программа «Ремесло» трудовой деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) по декоративно-прикладному творчеству основывается на принципах природосообразности, культуросообразнности, коллективности, патриотической направленности, проектности.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущим традициям тех или иных регионов, не противоречащим общечеловеческим ценностям. В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры общества. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.
Принцип коллективности предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создать условия для позитивно направленных самопознаний, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования). Диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел-реализация-рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, на то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, - главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него.
Цель программы по ремеслу – формирование у обучающихся, воспитанниками с ОВЗ и снижением интеллекта до умеренной умственной отсталости в процессе создания и представления изделий декоративно-прикладного искусства способности управления культурным пространством своего существования.
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 4.91 Mb |
Количество скачиваний: | 1 |