Организация контроля знаний и умений на уроках ИЗО и черчения Статья автор Парахина М.Н.
Предмет: | ИЗО, МХК |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Парахина Маргарита Николаевна
|
Организация контроля знаний и умений
на уроках ИЗО и черчения
Подготовила учитель ИЗО:
Парахина М.Н.
Дисциплина ИЗО предполагает обучение школьников с 1-го по 6-й класс. Соответственно возрастному признаку и уровням знаний и умений учащиеся распределяются по этапам обучения: 1-й этап обучения (базовый уровень знаний) — с 1-го по 4-й классы; 2-й этап обучения (проективный уровень знаний) — 5 - 6-е классы..Содержательная основа знаний в уровнях определена последовательностью восприятия художественных приемов, способов рассуждения и изображения. По результатам наблюдения целесообразно провести распределение учеников внутри каждого класса на особые группы:
• группа учеников, предпочитающих творческий подход в любых учебных ситуациях;
• группа учеников, конструктивно использующих усвоенные ранее знания в новых ситуациях
• группа учеников, использующих в основном репродуктивные способы работы.
Критериями для деления могут стать личностные особенности учащихся: исходный уровень художественной подготовки, мотивация к выполнению заданий, перенос усвоенных приемов и методов, способность к нахождению творческих решений, накопление полезных навыков, мобильность в выборе идеи. Природные художественные способности сложно считать полноценным критерием, так как не у всех учащихся особенности проявляются одновременно и полностью, наличие природных способностей не всегда говорит о склонностях и возможностях учащегося. Таким образом в каждом классе формируются три условных группы.
Оценивание работ учеников
Принципы оценивания
Обучение знакомству и овладению художественными приемами навыками проходит в русле дисциплины ИЗО, результатом работы является учебное художественное «произведение».
1. Процесс обучения ИЗО происходит не в специализированной, а в общеобразовательной школе. В специализированных школах работы оцениваются с позиций профессионального подхода – акцент делается на художественные достоинства работы, во многом зависящие от природных способностей автора. В нашем же случае задача обеспечения профессионального мастерства учитывается, но не ставится как главная, так как учебный план рассчитан лишь на средний уровень художественной грамотности и теоретических знаний.
Шкалы оценивания
Контроль и проверка учебной работы проводятся в реальном масштабе времени, непосредственно по окончании работы или перед новой работой, так как за 1 урок это очень мало времени для выполнения работы. Оценка ученических работ в классном журнале ведется по 5-балльной шкале.
5-балльная шкала:
5 — «отлично» — уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу полностью выполнена;
4 — «хорошо» — уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача выполнена;
3 — «удовлетворительно» — уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью);
2 — «неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена;
1— «крайне неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача сознательно не выполнялась.
Объективная фиксация уровня знаний и умений, выраженная в оценках по 5-балльной шкале, часто влечет снижение или потерю мотивации учащимися, а искусственное завышение оценок затрудняет педагогический анализ.
Поэтому оценка знаний, умений и навыков, должна вестись по расширенной шкале(+,-)таким образом оценивание проводится по 10 бальной шкале.
Во многих методических пособиях по изобразительному искусству уделено внимание оцениванию детских рисунков. Справедливо перечислены важные требования к учету успеваемости: регулярность и своевременность оценки, аналитический подход к оцениванию рисунка с привлечением мнения учеников, критериальность .
Среди критериев оценки называют:
· композиционную организацию рисунка,
· характер формы и передачу пропорций предметов,
· качество конструктивного построения,
· правильность перспективы,
· достоверную передачу объема,
· владение техникой и общее впечатление от работы.
Включаются и такие критерии оценки, как оригинальность, степень завершенности, сохранение традиции и выполнение поставленных задач. Таким образом, критериальный подход в оценивании детских работ по изобразительному искусству оправдан педагогическим опытом. Методики оценивания работ предполагают многосторонность. Например, считается целесообразным оценивать изобразительную деятельность ребенка не только по сумме усвоенных знаний, умений и навыков, но и по их целевому применению. Выделяются две позиции оценки способностей ученика: по художественной грамотности (владение формой, цветом, передачей пространства без специального исследования композиции) и по умению применять арсенал изобразительных средств. Оценка таких способностей учащегося в этом случае производится на основе критериев вариативности (манипуляция способом изображения предметов по своему усмотрению); динамичности (изображение предмета в движении); активности или пассивности (работа самостоятельная или под воздействием стимула). Помимо художественной грамотности эти критерии отражают качества личности ребенка и образ его действий.
Повысить объективность оценки художественного развития учащегося предлагается при совместном просмотре и обсуждении работ. В одинаковых условиях каждый ученик показывает (иногда представляя и защищая свой подход к работе). Экспертами (учениками класса) оцениваются следующие моменты: самостоятельность, динамика, выразительность, графичность и эмоциональность. Принимается во внимание как замысел, так и само изображение. В результате просмотра рисунки ранжируются по уровням: низкий уровень (плохое отношение к своей работе), уровень средней художественной выразительности (с замечаниями) и уровень художественной выразительности (без замечаний). Замечено, что уровневая и критериальная оценки способствуют более эффективной дальнейшей деятельности учащихся.
Осуществляя оценочную деятельность, следует обратить внимание на то, что приведенные в пример подходы к оцениванию детских рисунков работает ,когда эта работа ведется постоянно.
Кроме того, для оценки учебного произведения предлагается использовать еще и показатели, которые уточняют критерии.(Например: качество штриховки цветными карандашами или личный вклад в создание композиции) Если критерий отражает наиболее характерные свойства учебной работы, то показатель более конкретно будет измерять какое-либо свойство. Показатель, с одной стороны, конкретизирует оценку, углубляя, сужая поле оценивания и задавая конкретное направление оценочной работе. С другой стороны, он позволяет разнообразить этап оценивания заданий, выявлять сильные и слабые стороны учащихся и повышать гибкость учебного процесса. Также оценка с применением четких критериев может способствовать:
— обеспечению положительной мотивации для изобразительной деятельности ребенка;
— дальнейшему увеличению объема знаний в изучаемой области;
— формированию адекватной самооценки у учащегося.
Эти выводы позволяют утверждать, что целенаправленное выделение отдельного этапа урока для оценивания каждой детской работы с комментарием учителя и учеников, непосредственно по ее окончании задает деловой и профессиональный стиль отношений учителя и учащегося. При этом выполнение учеником конкретно поставленной задачи видится более продуктивным и мотивирующим.
Просмотр творческих работ учащимися не является единственным.
Также применяются и другие формы контроля:
· тесты,
· блиц – опросы и творческие работы учащихся ,
· графические диктанты,
Графические диктанты - одна из форм анализа развития учащегося на конкретном этапе. По ним можно судить о пространственном мышлении ребенка, уровне внимания, воображении, о его слуховой и зрительной памяти.
· проверка альбомов и тетрадей.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 28.97 Kb |
Количество скачиваний: | 18 |