Перезентация к уроку по изобразительному искусству "Надя Рушева. Юная художница, навсегда оставшаяся юной" (7 класс)

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Презентации
Автор:

 

 

Надя Рушева.

 

Юная художница, навсегда оставшаяся юной

 

Слайд 1. Московская художница Надежда Рушева прожила 17 лет, месяц и неделю, ушла из жизни совсем юной, но оставила огромное художественное наследие. Работая в основном пером – чернилами или тушью – она почти в совершенстве овладела техникой линейной графики. Она проиллюстрировала произведения Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Г.Х. Андерсена, Ч. Диккенса, В. Шекспира – более 50 русских и иностранных авторов. Ее художественное наследие составляет около 10 тысяч работ. Выставки Нади Рушевой прошли по всему Советскому Союзу, а также в Японии, Германии, США, Индии, Монголии и других странах.

 

Cлайд 2. Надя Рушева родилась в творческой семье. Отец – Николай Константинович Рушев являлся театральным художником. Мать – Наталья Ажикмаа-Рушева (род. 1926) была балериной. Жила семья в Улан-Баторе. В столице Монголии родители девочки занимались преподавательской деятельностью. Летом 1952 года семья переехала на постоянное место жительства в Москву. Имя девочке дали не просто так. По-монгольски Надежда – это Найдан, что в переводе означает «вечноживущая». Назвав ребёнка подобным образом, родители оказались провидцами. В наши дни творчество Нади Рушевой известно практически каждому культурному человеку, как в России, так и за её пределами.

 

Слайд 3. Свои необычные способности к рисованию девочка начала проявлять в возрасте 4 лет. Отец читал малышке сказки, а та брала в руки лист бумаги, карандаш и начинала рисовать сказочных персонажей. Николай Константинович, являясь профессиональным художником, очень скоро заметил, что его дочь обладает настоящим талантом живописца. Он вынужден был признать, что не может рисовать также как Надя.

 

Слайд 4. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков.

 

Слайд 5. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане»Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

 

Слайд 6. В свои ранние годы Надя Рушева больше всего любила сказку «Маленький принц» французского писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. Она нарисовала порядка 30 рисунков к этому произведению.

 

Беря в руки карандаш, девочка быстро и точно наносила на бумагу изображение. Создавалось впечатление, что на листе уже присутствуют невидимые линии. Ребёнок их только обводит. При этом юная художница никогда не пользовалась стиральной резинкой. Она создавала очередную иллюстрацию один раз и навсегда. Каждое из этих творений представляло собой уникальное изображение, удивительно точно раскрывающее образ сказочного героя.

 

Слайд 7. 8. Очень много рисунков Надя Рушева посвятила А.С.Пушкину. Раздел, посвящённый А.С.Пушкину, включает рисунки, которые воссоздают различные эпизоды биографии поэта, показывают его друзей, отца и мать, предков Ганнибалов, Пушкина – счастливого отца семейства со своими детьми и Натальей Николаевной. Есть рисунки, рассказывающие о последних часах жизни поэта. Все эти иллюстрации удивительно точно характеризуют эпоху первой половины XIX века. Создаётся впечатление, что юная художница была непосредственной участницей тех далёких событий.

 

Слайд 9. В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет.

 

Слайд 10. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».

 

Слайд 11.12. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.

 

Слайд 13. В 1967 году Надя была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралие.

 

Слайд 14.Пришла известность, слава, признание. Правда, гонораров из - за возраста Нади ей почти не платили – не принято было в те времена выплачивать деньги ребенку. Все уходило в карманы вышестоящих устроителей выставок, взрослых дядей и тетенек, в неведомые союзы и комитеты. (Лишь однажды, на скудно выплаченную часть какого - то гонорара, родители Нади смогли купить ей демисезонное детское пальто.) Впрочем, о деньгах никто и не спрашивал, это тоже было не принято в тогдашнем «сверхблагополучном» советском обществе. Но вот любопытный и трогательный штрих. На многих рисунках Надя Рушева изобразила себя в джинсах. На самом деле у нее их не было – семья со скромным достатком не могла позволить себе купить дочери, пусть и «самой лучшей девочке в Союзе» (так писали газеты) очень модную вещь. И Надя позволяла себе изредка мечтать о ней - хотя бы в рисунках!

 

Слайд 15. Надя любила рисовать и не мыслила жизни без рисования. . Когда она упоенно создавала свои циклы рисунков к разным темам, то чрезвычайно много читала и занималась, кроме этого любила поездки и путешествия, даже небольшие: на автобусе в парк, сквер, на реку, в лес... Ее мало привлекало пустое времяпрепровождение, а на первом месте для нее всегда были какие – то сложные духовные интересы и переживания: новые песни Владимира Высоцкого, стихи Евтушенко, поездка в музей Пушкина, билеты на балетный спектакль, книга об античном искусстве. Она могла спорить с любым по возрасту человеком о том, что считала важным и необходимым для верного понимания чего либо: явления, вещи, искусства, поступка.. В истории она осталась взрослым ребенком. В точности как ее любимый персонаж – Маленький Принц.

 

Слайд 16.Надя умерла очень рано – в 17. Накануне девочка вернулась из Питера, где снималась в документальном фильме о Пушкине. Все произошло ошеломляюще, пугающе быстро! Вот как рассказывала о трагедии 6 марта 1969 года мама Нади, Наталья Дойдаловна Ажикмаа – Рушева: "5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ленинграда. Они на несколько дней ездили на съемку документального фильма про Надюшу. Приехала моя доченька веселой, рассказывала о своих впечатлениях. Утром на следующий день я засобиралась на работу, а Надюша - в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Дочь была оживленная, радостная. В руке она держала горящую красную свечу, по которой стекал белый воск. «Мама, посмотри, как красиво!» Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец приехали, увезли мою девочку на "скорой помощи" в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась.

 

Слайд 17. Надю похоронили на Покровском кладбище. На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок». Там теперь лежит и Николай Константинович – отец пережил дочь всего на шестьлет.

 

Слайд 18. Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве, в Школьном мемориальном музее Нади Рушевой в школе № 1466, где она училась.

 

Слайд 19. Мать Нади Рушевой, Наталья Дойдаловна живет в одиночестве в маленькой, скромной квартире, в которой от всего былого воспоминанием остались лишь обветшалые афиши выставок, несколько пожелтевшие от времени хрупкие рисунки в папках, планшетах и на стенах, и небольшая коллекция фотографий девочки. В письменном столе покойного ныне Николая Константиновича Рушева лежит огромная беловая рукопись интереснейшей книги воспоминаний о Наде, в четыреста с лишним страниц. Не так давно была издана книга Николая Константиновича «Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери».

 

В запасниках Пушкинского музея хранится огромное количество рисунков (около восьмисот) большая часть художественного наследия гениальной девочки, феи рисунка. Грустный Лис по-прежнему доверчиво прижимается к хрупко-острым коленям художницы, сгибает преданным калачиком хвост и пытается заглянуть в лист бумаги, над которым волшебно летает перо.

 

Cлайт 20. Спасибо за внимание!

 

 

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 18.71 Mb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 74

Похожие материалы