Подготовка к итоговому сочинению по литературе
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: |
Шестерова Людмила Ивановна
|
Открытый урок 26 ноября 2014 г. в 11 классе учителем Шестеровой Л.И.
Подготовка к итоговому сочинению по литературе
Урок начинается с музыки. Звучит «Танго смерти» Антонио Вивальди.
- Что выражает музыка? Какое чувство рождает?
(чувство тревоги, страха).
Эти ощущения испытывают многие выпускники накануне экзамена. А наш одноклассник выразил это образно: «Сочинение по литературе - это и есть «танго смерти».
Чтобы рассеять эту тревогу, внушить уверенность в том, что писать самостоятельно сочинение может каждый, мы и подготовили этот урок.
I. Слово учителя
- С какой целью ввели итоговое сочинение по литературе?
(Выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме).
- Следовательно, что мы должны продемонстрировать?
(Владение письменной речью и умение обращаться к литературному источнику).
II. Экспресс- подготовка к сочинению
1.Что значит слово «сочинение»?
Оно имеет корень «чин», что означает «порядок», «иерархия». Следовательно, сочинение – это упорядочение мыслей, приведение их в порядок, продиктованный темой.
2. С чего начать и к чему стремиться?
Из 5 предложенных направлений разумнее отработать какое-то одно тематическое направление. Затем выбрать второе запасное на случай неудачи с первым. Затем поставить себе за правило читать каждый день хотя бы по 100 страниц текста.
3. Как развивать навык письма?
Рассуждать на бумаге несколько сложнее, чем в уме. Писательский навык приходит не сразу. Его следует достаточно долго развивать. Вырабатывается он в результате постоянного чтения и регулярного написания текстов. Попробуем перенести наши мыслительные процессы на бумагу с помощью простых упражнений. Их несколько, я их потом вам покажу, а пока остановимся на одном.
- Перед вами несколько предметов: ваза для цветов, декоративный чайник, парусник, деревце с бисерными ягодами. Внимательно рассмотрите их. Закройте глаза и выберите один понравившийся. Не открывая глаз, мысленно перечислите как можно больше признаков этого предмета. Откройте глаза и в течение минуты запишите все, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет. По окончании посмотрите на предмет и сравните со своими записями. Сделайте для себя вывод.
Далее задание переходит в творческую плоскость с языковым аспектом. Спонтанно, (что это такое?- Спонтанный – самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин) запишите подряд несколько слов, связанных с этим предметом, ассоциации, которые возникают с этим предметом. Они могут быть совсем неожиданными и увести далеко от предмета. В таком случае объясните свою логику. Можно использовать сравнения (на что похоже), метафоры (напоминаю, это слова в переносном значении, основанные на сходстве: костер рябины красной). Итак, у вас 2 минуты.
4.Чтение выполненного задания
Во время проверки читаем сначала ассоциации, при этом не называем предмет: его надо всем угадать Если ассоциация неожиданная, непрозрачная, объясняем ее. Затем читаем детали предмета.
- Как вы думаете, какие качества личности развивает это упражнение?
(Наблюдательность, память, умение концентрировать мысль на деталях. Это раз. Развивает внутреннее зрение, которое позволяет в любой момент перенести на бумагу образ предмета. А создание образа – это и есть цель писателя. Это два. Тренирует речевой навык. Это три. И как вывод: нет никакой необходимости списывать сочинение, потому что у каждого свое видение мира. Один и тот же предмет видится по- разному. Цените собственные способности и развивайте их. Они уникальны.
Следующие упражнения оставить для резерва.
- Составьте список всего, что вы боитесь, – список страхов. Выберите один страх и напишите о нем, исследуйте его и постарайтесь понять причины.
- Напишите монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте после того, как все деревья срубили.
III. Выбор темы сочинения (презентация)
Следующий этап подготовки к сочинению – выбор темы. Что для этого нужно?
1. Прежде всего – осознать тему, понять, что от тебя требуется.
2. Найти ключевые слова.
3. Определить объем темы – тот круг проблем, который нужно обязательно затронуть, т.е. ответить на вопрос: «О чем я буду писать в сочинении?»
4. Сформулировать тезис – это та главная мысль, которую надо доказать, на которой держится весь текст.
5. Выбрать литературное произведение, на которое нужно опереться.
Итак, из пяти предложенных направлений мы выбрали четвертое - «Спор поколений, вместе и врозь». Прежде всего, читаем комментарий, что от нас требуется: «Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной».
Далее из этого направления выбираем тему: «Вечный конфликт отцов и детей: в поисках компромиссов». Ищем ключевые слова. Какие?- «конфликт» и «компромисс». Что они значат? (ответы детей)– «Конфликт- это столкновение противоположных целей, мыслей, взглядов». «Компромисс- разрешение некоей конфликтной ситуации путем взаимных уступок».
- Значит, о чем мы должны писать? (ответы детей). Конфликт родителей и детей, зрелости и молодости, уходящего и появляющегося.
- Для чего мы взялись за эту тему? Какую мысль хотим доказать? Какой тезис нам кажется важным? (ответы детей).
Думается, эта идея важна для всех живущих: если спор поколений вечен и неизбежен, так ли уж необходим конфликт? И можно ли соединить несоединимое, на первый взгляд, - «вместе» и «врозь»?
- На какое произведение удобнее опереться, рассуждая на данную тему?
Без сомнения, одно из самых талантливых произведений, целиком посвященных интересующей нас проблеме, является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
IV. Советы учителя (презентация)
Алгоритм работы над сочинением, или 10 шагов к успеху
Шаг 1.Внимательно прочитай все темы, остановись на той, что тебе ближе.
Шаг 2. Подбери те произведения, в которых затрагивается эта тема. Не обязательно они должны быть из программы старших классов, вспомни рассказы из программы среднего звена(«Юшка» А. Платонова, «Кладовая солнца» М.Пришвина, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Уроки французского» В. Распутина - вот вам пример деятельного сострадания) или из уроков внеклассного чтения, или то, что читал сам.
Шаг 3.Вспомни цитаты, не обязательно дословные, м.б., яркие афоризмы.
Шаг 4.Еще раз прочитай тему сочинения и соотнеси с тем, что ты хочешь писать.
Шаг 5.Вступление удобно писать в виде вопросов, сформулированных по проблеме.
Шаг 6.Если трудно начать со вступления, попробуй начать с главного и не забудь вернуться к вступлению.
Шаг 7.Прочитай начало, посмотри, соответствует ли оно теме.
Шаг 8.В основной части хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (с фильмами, живописью, музыкой).
Шаг 9.Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала привести пример, а потом рассуждение, а не наоборот.
Шаг 10. Перед тем, как писать заключение, прочитай работу. Хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо. Мысли основной части можно повторить в заключении другими словами.
V. Советы читающему (презентация)
1.Эбби Бил, автор книги «Быстрое чтение за 10 дней», рекомендует включать фоновую музыку при чтении. Произведения Моцарта или другая классическая музыка способствует улучшению концентрации и запоминанию.
2.Кстати, интересная подробность: когда человек читает быстро, его глаза устают гораздо меньше, чем тогда, когда человек читает медленно. Практически все люди (95 %) читают весьма медленно – примерно 180-220 слов в минуту. Это значит, что человек прочитывает одну страницу за 1,5-2 минуты.
3.Убедитесь, что в отрывке вам знакомы все слова. Если непонятно хоть одно слово, посмотрите в толковый словарь. Ибо даже одно незнакомое слово сделает непонятным целую страницу.
VI. Обсуждаем варианты вступления, основной части, заключения
1 Возможное вступление к данной теме – ее актуальность.
2 Чтение вариантов вступления учениками.
3.Работаем с основной частью (доказательства, литературные аргументы, автор, название произведения по данной теме). Чтение вариантов детьми.
4 Заключительная часть.
5 Чтение вариантов заключения учениками
VII. Составляем план сочинения
Мы выбрали направление, вычленили тему, сформулировали тезис, определили литературное произведение. Теперь составляем план. «Одна минута, потраченная на планирование, экономит 10- 12 минут при исполнении», - цитата из книги «Делегирование» Брайана Трейса.
Автор рекомендует большую задачу разбивать на много маленьких. С четко составленным планом можно строго следовать по маршруту и не сбиваться с пути. Грамотно составленный план – это половина работы.
Помним, три кита нашего сочинения: вступление, основная часть, заключение. Основная часть разбивается на подпункты.
Чтение плана, составленного учителем:
План к сочинению по теме «Конфликт отцов и детей: в поисках компромиссов» (презентация)
I. Вступление
Проблема отношений поколений вечна и злободневна.
II. Основная часть.
Конфликт отцов и детей: в поисках компромиссов.
1. Отражение данной проблемы в литературе.
2. Многоплановость конфликта в романе «Отцы и дети».
3. Родители Базарова:
а) отец Василий Иванович;
б) мать Арина Власьевна.
4. Каковы отношения между членами семьи Базаровых?
5. Суть конфликта между ними.
6. В чем нужно упрекнуть Базарова и в чем можно его оправдать?
7. Есть ли выход из этой ситуации?
III. Заключение.
Врозь, но вместе.
VIII. Сочинение на тему:
«Вечный конфликт отцов и детей: в поисках компромиссов»
Проблема отцов и детей стара, как мир. Столкновение взглядов, отстаивание мнений, защита своих интересов порождает конфликт поколений. Это противопоставление характерно для любого общества и длится всю историю человеческих отношений. Еще Сократ в 470г.до н.э. возмущался: «Наша молодежь дурно воспитана и нисколько не уважает стариков». Этот конфликт поколений можно смело назвать вечным.
Естественно, что литература сказала свое веское слово в решении проблемы «отцов и детей». Это и отношение «века нынешнего и века минувшего» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». И «мысль семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир». И «темное царство», навязывающее свои нормы поведения, в драме А. Островского «Гроза». Зачастую это противостояние приводило к трагедии. И, уж точно, делало сложнее жизнь отцов и детей.
А можно ли избежать прямых столкновений и поискать компромиссы? Можно ли обойти острые углы, чтобы не пораниться и не поранить других? Да и есть ли победители в этой необъявленной войне? Попробуем выяснить это, опираясь на роман И.Тургенева «Отцы и дети», целиком посвященный интересующей нас проблеме.
Итак, в сюжете произведения преобладает многоплановый конфликт между аристократом П.Кирсановым и нигилистом Е.Базаровым; любовный конфликт между Одинцовой и Базаровым; внутренний конфликт Базарова с самим собой; это и завуалированный конфликт автора с героями. Но из всего многообразия столкновений хочется остановиться на конфликте главного героя с родителями, т.е. проблеме «отцов и детей» в прямом смысле слова.
Что же представляют собой родители? Василий Иванович – уездный лекарь, видимо, хороший, т.к. был награжден орденом во время эпидемии чумы. Он гордится знакомством с декабристами и дедом, который служил при Суворове. Сейчас это мелкий землевладелец, сад обработан его руками. И по-прежнему лечит крестьян, причем бесплатно. Это очень добрый, мягкий человек.
Арина Власьевна любит поесть и поспать, знает толк в варенье и сушенье и не разбирается в политике. Суеверна и невежественна, при этом очень добра и заботлива.
Своего единственного сына родители не просто любят. Все их мысли – о нем, вся забота – о нем, и нежность, и обожание, и уважение.
А как же Евгений? Он замечает их любовь и сам испытывает к ним нежные чувства. На вопрос Аркадия: «Ты их любишь?» - отвечает без колебаний: «Люблю». И перед смертью он признает: «…таких людей днем с огнем не сыскать». (Но если быть честными, заметим, что говорит он о любви к родителям Аркадию и Одинцовой, а не им, сердешным. Да и всего два раза на протяжении целой романной жизни).
Значит, не в отсутствии любви возникает проблема «отцов и детей». Суть конфликта в том, что это люди разного мировоззрения. Странно, что у патриархальных людей вырос сын-нигилист. Сам он говорит об этом: «Всякий человек сам себя воспитать должен». И когда плоды многолетнего родительского воспитания перекрывает собственное восприятие жизни, возникает конфликт.
Кто в нем виноват? В чем можно упрекнуть Базарова? И можно ли его оправдать?
На наш взгляд, упрекнуть можно в черствости и эгоизме, в невнимании и непонимании стариков. И оправдать можно: теперешние достойные отцы относились к своим родителям весьма небрежно. Так, Николай Петрович Кирсанов вспоминал: «Однажды я поссорился с матушкой, она кричала, не хотела меня слушать. Я сказал ей, что вы, мол, меня понять не хотите: мы принадлежим к различным поколениям. Она ужасно обиделась». Так что в отношении к предкам добропорядочные дети мало чем отличаются от нигилиста. Что лишний раз подтверждает вечность проблемы человеческих отношений.
Так же можно упрекнуть Базарова в неуважении к родителям, в которых он не видит личностей. Он говорит, что они не беспокоятся о собственном ничтожестве. Но автор приводит обратные факты, рассказывая о достойной и даже героической жизни отца. В матери же Евгений видит только домохозяйку, и невдомек ему, что Арина Власьевна – друг и опора для своего мужа. После отъезда сына именно она, простоватая старушка, находит нужные слова плачущему мужу: «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Только я останусь для тебя неизменно, как и ты для меня».
Упрекнуть Евгения в этом отношении можно. Оправдать нельзя.
Можно упрекать Базарова, можно оправдывать, можно поискать правых и виноватых. Но на самом деле, это сложный и даже трагический конфликт – конфликт с любимыми и любящими людьми. Критик Д. Писарев по этому поводу писал: «…и выхода никакого нельзя придумать».
Неужели и вправду нет выхода? Значит, нет счастливых семей, где живут разные поколения? Есть! Есть там, где в различиях ищут общее, где в разъединении ищут объединение, где в отторжении ищут притяжение.
Есть старый афоризм: «Дети больше похожи на не отцов, а на свое время». И это надо понять старшим. И принять. Есть и другая истина: «Родители мудрее детей, т.к. умеют жить в гармонии с миром». И это надо понять младшим. И принять. Значит, конфликта можно избежать, если дети будут проявлять терпимость, а отцы – мудрость.
Мы идем по противоположным берегам бурной реки под названием «жизнь». Река-жизнь, река-время разделяет нас и отталкивает друг от друга. А мы назло и вопреки протянем друг другу руки помощи, руки понимания, руки-мосты. Ведь и в названии романа есть три слова. Соединительный союз «и» выступает в прямом значении – соединительном. Потому что в жизни есть добро и зло, рождение и смерть, отцы и дети. И, наверное, правда не на стороне отцов, и не на стороне детей, а на стороне жизни. В которой мы все – врозь. Но ведь и вместе.
IX. Звучит Концерт для скрипки с оркестром Антонио Вивальди «Времена года». «Зима» Оптимизм, светлое настроение и уверенность: «Все будет хорошо»!
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 72.5 Kb |
Количество скачиваний: | 9 |