Презентация "Фольклор в истории родного края" в рамках проекта "Истоки"

Предмет: География
Категория материала: Презентации
Автор:

   Веками народное сознание впитывало в себя все, чем была наполнена жизнь. Это были  радости и невзгоды, тяжелый труд и мечты  о лучшей доле, веселье и горе…

И все эти переживания  воплощались в  народном творчестве.

 

   Фольклорное наследие русского народа велико. Но  многое  время  уносит с собой. В наше время практически невозможно увидеть, как рождалась народная песня. Услышать  ее из уст  тех, для кого песня была частью жизни. Почти невозможно проследить, как создавалась уникальная народная одежда, как рождалась вышивка.         И счастье, что живут еще рядом те, кого мы можем назвать носителями традиционной русской культуры, хранителями ее языка, песен, обычаев.

    Изучением и сохранением памятников народной культуры до недавнего времени занимались участники проекта «Родная земля» под руководством Спрогис А.П. и проекта  «Наследие»   во главе с Ивановой С.Э.   В этом году проекты объединились. Наш объединенный проект называется  «Истоки».

     Мы занимаемся изучением родного края, его истории, словно заново знакомимся с людьми, которые были знакомы с детства и, конечно же, слушаем народную речь, по крупицам собираем жемчужины народной культуры - песни, частушки, работаем над воссозданием исторического костюма нашего края, изучаем традиции рукоделия( а это и вышивка, и ткачество и кружево и шитье.

     Хочется верить, что вместе нам удастся воссоздать хотя бы малую часть уникальной народной культуры.

 

    В рамках реализации нашего проекта мы занимаемся различными исследованиями. И сегодня представляем вашему вниманию  результаты работы по исследованию исторического костюма нашей местности – «Наследие Родной земли».

 

    (Текст выступления на научно-практической конференции школьников )

(Слайд №1)

     Народный костюм является важным историческим источником, который несет в себе обширную информацию об эпохе, традициях, обычаях и нравах народа

 Практическая ценность работы определяется тем, что содержащийся в ней материал, наши практические наработки могут быть использованы как материал при подготовке  к выступлениям на научных конференциях, а также в ходе практических работ по дисциплинам «Быт и традиции русского народа», «Устное народное творчество», «Народные праздники», для организации и проведения культурно-досуговых мероприятий, на уроках русского языка, литературы, географии, истории, технологии, изобразительного искусства , а также во внеурочной деятельности.

 

     Наша работа  над проектом началась с изучения экспонатов музея МОУ «Королевщинская СОШ».

(Слайд №2)

     В результате знакомства с  музейной коллекцией, а так же дополнительной литературой по данному вопросу мы  поставили перед собой цель: изучить историю  национального русского  костюма 19 века. Обозначить связь традиционного костюма с эстетическими представлениями, этическими взглядами, верованиями и традициями русского народа, а так же обозначить связь традиционного местного  костюма с костюмом белорусской Смоленщины.

Задачами работы является:

-изучение традиционного русского крестьянского женского костюма начала  XIХ века.

- изучение местного женского  костюма конца 19-начала 20 века, в том числе  обуви, головного убора, орнамента,

- проведение сравнительного анализа местного костюма и костюма Белорусского народа, проживающего на территории Смоленско-Белорусского приграничья.

Это сравнение не случайно, оно объясняется тем , что в 19- начале 20 века наша местность принадлежала территории Белоруссии и определялась как Витебская губерния Велижского уезда Сертейской волости, о чем свидетельствуют материалы школьного краеведческого музея.

 

(Слайд №3)

     К сожалению, костюм начала 19 века в нашей местности не сохранился и  нам пришлось воссоздать его по описаниям, приведенным в различных источниках специальной литературы. Мы пришли к выводу, что определяющим предметом женского крестьянского костюма  был косоклинный сарафан, который в разных вариантах имел широкое распространение в центральных и северных районах России под общим названием "Русский сарафан". Продуктом нашей деятельности на данном этапе работы стал девичий  костюм начала 19 века, а так же видеоролик, который мы представляем вашему вниманию.

(показ видеоролика «Русский народный девичий костюм Тверской области начала 19 века )

 

(Слайд №4)

     На этом наша работа не ограничилась, так как для нас представлял интерес женский сарафан , являющийся экспонатом школьного краеведческого музея.

 

(Слайд №5)

     Мы определили, что в конце XIX - начале XX века появился сарафан, который представлял собой  прямую юбку в сборку на лямках..

 

(Слайд №6-7)

 Другая его разновидность - лиф облекал только спину, а спереди прямые полотнища, присборенные на груди и застегивающиеся на пуговицу, опускались до низу.

   Сарафаны такого кроя были обнаружены  в нашей местности. Кроились такие сарафаны по определенной схеме. (Слайд №8)

(Слайд №9)     Для всех районов Тверской земли к концу XIX -началу XX века была характерна замена сложной трудоемкой вышивки, игравшей ведущую роль в оформлении рубах и сарафанов, на более простую декоративную отделку - цветастый ситец.

(Слайд №10) Но в нашей местности и в соседних районах, вплоть до середины 20 века для изготовления  как  будничных, так и праздничных сарафанов продолжали использовать пестрядь - клетчатую или полосатую ткань, которую ткали из предварительно окрашенной в разные цвета пряжи и шить прямые сарафаны, а позже юбки с блузой. Возможно это определялось близостью белорусского этноса, т.к. на территории белорусской Смоленщины определяющим предметом комплексов крестьянских костюмов этого периода были типичные предметы белорусской одежды – андарак (юбка), которая распространена на значительной территории соседней Белоруссии и в Литве и прямой сарафан. (Слайд №11)

 

     (Слайд №12-13) Что же касается женских рубах, то их крой мало отличался от рубах начала 19 века, а так же от рубах белорусской Смоленщины.

(Слайд №14) Но нами замечено, что орнамент  на вышивке рубахи, являющейся экспонатом школьного музея имеет белорусские  корни.

 

В костюмный комплекс наших народов обязательно входил фартук и головной убор.

(Слайд №15) Очередным продуктом нашей деятельности стал женский костюм конца 19 века, с нашими доработками. Это такие детали как фартук с вышивкой по подолу , головной убор- платок поверх кокошника и пояс, символ чести и достоинства.

В нашей местности сложилась этнографическая культура двух основных этнических групп - великорусов и белорусов.

Сходство в этнографическом плане населения великорусских и белорусских регионов  (жилища, быта, обрядов, фольклора, языка...) прослеживаются и в настоящее время.

 

     Работа по изучению родного края продолжается , и  с другими  наработками   мы   сможем познакомить вас  в следующих публикациях

 

(Слайд 16-17)

Тип материала: Неизвестен (pdf)
Размер: 2.69 Mb
Количество скачиваний: 11
Просмотров: 97

Похожие материалы