Презентация к уроку литературы по творчеству В. Г. Распутина
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Толмачева Марина Геннадьевна
|
Гуманизация образовательной среды при неформальном преподавании литературы
Толмачева Марина Геннадьевна, заместитель директора по НМР, МОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Ангарск
Что такое жизнь человека,
Если память о прошлых
Событиях не связывает
Настоящего с прошедшим!
Цицерон.
«Мы же, придя в мир, подобно незаконным детям, без наследства, без связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существованию… Наши воспоминания не идут дальше вчерашнего дня; мы чужды самим себе…Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего; все их знания – в их внешнем быте, вся их душа – вне их. Именно таковы мы».
П.Я. Чаадаев.
«Философические письма».
Размышляя о новом качестве воспитания, каждый педагог до сих пор ищет ответы на вечные вопросы, поставленные перед читателями русской литературой. Мы понимаем, что литература не должна быть иллюстрацией к историческим фактам, как понимаем и то, что нельзя подстраивать литературу под современный исторический процесс, когда агрессия в обществе принимает угрожающие размеры и мы вольно – невольно вынуждены принимать меры по формированию созидательного, соборного мышления у современных подростков. Грамотное изучение литературы возможно только как рассмотрение её в историческом движении и потому литературу нужно изучать только как её движение во времени, в единстве исторических взаимосвязей, в историко-культурном контексте. Её изучение невозможно без таких духовно-нравственных понятий как Идеал, Народность, Национальный характер, Совесть, Долг, Честь.
Поколение начала века в большинстве своём соответствует метафоре – «поколение, застигнутое сумерками». Это люди, которым присуще рациональное мышление и практичное отношение к бытию в отличие от предыдущего поколения «чудаков», живущих высокими идеями, дышащих стихами, лелеющих в своих душах мысль о том, «что красота спасёт мир». Сейчас другое время, другие люди, другая молодёжь, которую В.Пелевин метко назвал «поколением пэпси». Очевидная полифоничность, многоголосие современной литературы, обилие рекламы и глянцевых журналов изменили роль классической литературы и сменили ракурс у современного читателя, за которого теперь необходимо бороться всеми доступными средствами, в том числе и информационными.
Эмансипированная от нравоучений, от таких догм, как «Смысл жизни – в труде на благо Родине», «Не в деньгах счастье», «Прежде думай о Родине, а потом о себе», - новое поколение воспринимает жизнь прагматично и потому труд для них - не цель, а средство для жизни. Уничтожилась связь между профессией и тем, как человек зарабатывает себе на хлеб. То, что для большинства поколений было свято, то, что всегда считалось духовным опытом поколений, сейчас зачастую выносится на обочину, кажется устаревшим и тихо отживающим свой век. Патриархальное государство гарантировало многое, во всяком случае, о физическом выживании речь никогда не шла. И на этом фоне беззаботности можно было строить планы на будущее, думать о своём духовном развитии, в отличие от современного времени, когда десятки тысяч театральных учреждений и учреждений культуры закрыты, когда в театры ходит всего 5-7 % населения страны.
На изломе эпох время летит быстрее, люди становятся резче, но они так же мечтают о любви, так же иронизируют над собой и желают стабильной и мирной жизни, где им можно будет раскрыться как личности, они так же любят Родину и мечтают о счастье.
О современном поколении много и часто говорят, упрекая его в отсутствии глубины чувств. На фоне крушения цивилизации, экономических кризисов и экологических катастроф человек вынужден становиться резче, жёстче. Он выбирает то, что помогает ему выжить. В отсутствие культа культуры , рекламы хорошего искусства и литературы он выбирает то, что навязывает TVи радио и читает, к сожалению, больше детективов, чем исторических или философских романов.
Ученые отмечают, что на рубеже веков читатель больше обращается к справочной литературе, к сжатому тексту как носителю информации. Изменилось качество читательского восприятия, он не может позволить себе долгое чтение, быть неторопливым при чтении, но не должно измениться его нравственное измерение, его нравственный выбор.
Литература истосковалась по своему читателю, внутренний мир которого не желает мириться с «сорванной струной века» (С. Антоненко), по читателю, который помнит завет Чехова о том, что возле двери каждого человека должен стоять человек с молоточком и напоминать ему о том, что в мире есть не только радость, но и скорбь, болезнь…
В ситуации начала века, когда шкала ценностей сбита, верность лучшим человеческим качествам – любви, дружбе, благородству нужно учить! Сегодня современному поколению просто необходима и литература, именно она может восполнить недостатки родительского воспитания, может дать самые разные жизненные ориентиры, нравственные уроки…
Особая задача современных педагогов заключается в умении не только сохранить нравственные корни классической литературы, не только показать связь времен между поколениями, но и убедить молодежь в необходимости чтения хорошей литературы. «Устал от чтения моих стихов? Значит, хорошо читал!», - писала М. Цветаева.
Поиск героя времени в современной литературе дает возможность убедиться в том, что меняется не только время, но и люди, его представляющие. Т. Толстая в эссе «Интеллигент» пишет: «Интеллигентность- это просвящённость души, это альтруизм, это нравственный императив – и совестливость, и грызущее чувство ответственности за страну, за будущее, за свой и не свой народ».
Т. Кузовлева поднимает в своих стихах те вечные вопросы, на которые до сих пор нет ответа, хотя каждый над ними не раз задумывался:
Откуда это всё у нас в народе,
Как он сложился, этот странный ряд.
Жить в рабстве, рассуждая о свободе,
вперёд стремиться, а сползать назад.
Откуда это всё:
Высоты духа
Там, где черта последняя видна?
И эта окаянная разруха,
В которой вечно мается страна.
Современного читателя необходимо заново учить духовности, т.к. в погоне за модернизацией образования все меньшее внимание уделяется процессу формирования духовных ценностей. Образовательная суть предмета «литература» - это знание – понимание, ведущее к знанию-размышлению (Д.Мурин).
Мы живём в такое время, когда призыв к культуре мира, ненасилию, толерантности эхом прокатился по земному шару и причин тому множество.
Целью образования сегодня становится не подготовка человека к будущей деятельности (профессионально) за счет накопления впрок как можно большего объема систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности, овладение ею способами приобретения существующих и порождения новых знаний» (Б.О. Майер, Н.В. Наливайко). Ещё в 1995 г. ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности, где было принято общее понятие толерантности.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.
Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Задача педагогов:на примерах литературных произведенийвызвать позитивное понимание толерантности через уяснение проявлений её противоположности – интолерантности и нетерпимости; определить последствия нетерпимости для общества и уметь оценить её проявления как нарушения прав человека. «Искусство сближается с жизнью вовсе не в действительности, а в правде, т.е. в различении добра и зла» (Иннокентий Анненский».
К сожалению, современное общество агрессивно и молодежь часто негативно воспринимают жизнь, а слова «террор», «страх», «война» стали для них более привычными, чем милосердие и терпимость. Задача словесника – дать ученикам достойную точку опоры, на которой выпускники сами смогут сделать свой нравственный выбор и приостановить привыкание к «нравственной жестокости». Сегодня необходимо «…защищать самого человека от опасности загрязнения его души бациллами социальной заразы», пишет иркутский критик А. Сирин (ж. «Сибирь», № 3, 2004 г.).
Испокон веку проблемы противоборства Добра и Зла были в центре внимания выдающихся мыслителей. Неудивительно, что именно этими категориями руководствуется в своих поступках каждый из нас при оценке действий окружающих. На лекциях по литературе можно анализировать причины проявления зла, причины возникновения нравственных конфликтов ценностей, когда люди перестают понимать, что есть Добро и чем порой оно отличается от Зла. Проблема насилия в современном обществе привлекает внимание многих специалистов, но именно словесник способен без излишней морали, не прикрываясь этическими вывесками и общими формулами, дать направления методов борьбы со Злом, не прибегая к агрессии. Принудительное воздействие СМИ не может не оттеснять философскую, художественную, научную литературу, но именно с её помощью еще можно повлиять на всеобщее распространение проявлений псевдокультуры.
Сегодня необходимы уроки по формированию основ нравственности не только на социальном, но и на бытовом уровне. Важно заложить в сознание современного подростка сами этические понятия смысла жизни. Важно объяснить ему, что смысл жизни – одно из основных понятий этики, посредством которого человек соотносит себя и свои поступки с общечеловеческими ценностями.
В сегодняшнем мире, когда усиливаются миграционные процессы, когда пропасть между богатыми и бедными странами и людьми все увеличивается, когда мифами стали былые песни о равенстве и братстве, - особую роль должно сыграть Его Величество Русское Слово. Важно вовремя обронить его в юные души.
Тип материала: | Презентация Power Point (ppt) |
---|---|
Размер: | 1.51 Mb |
Количество скачиваний: | 10 |