Презентация по музыке на тему "Авторская песня" (9 класс)
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Кудрявцева Татьяна Владимировна
|
Любительские виды музицирования, как и в домашние занятия музыкой, требуют общения, участия и понимания единомышленников. Это преимущественно отразилось в авторской песне, которая на протяжении последних десятилетий занимала одно из первых мест среди любительских музыкальных жанров.
Наиболее самобытные и яркие создатели авторской песни — это Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор, Юлий Ким, Александр Дольский.
Доверительность и искренность музыкальной интонации, мелодичность, не сложная аранжировка (только голос и гитара) - характерные качества авторской песни. Или, наоборот, выразительность авторской песни фигурировала в обращении к самым проблемным темам общественной жизни, страстно, порой даже с надрывом.
К таким жизненным проблемам как дружба, надёжность, честность очень часто в своём творчестве обращался Владимир Высоцкий.
Посмотрите отрывок из кинофильма «Вертикаль», в котором снимался Владимир Высоцкий и послушайте «Песню о друге» в его исполнении. Известность этой песни была и впрямь общенациональной. Возможно, это было предопределено, прежде всего, романтической темой — горы, надёжность мужской дружба, испытание на выносливость... Обаяние этой песни заключалось в музыкальной декламации стихов в непревзойдённом авторском стиле Высоцкого.
По-другому авторская песня сейчас называется бардовской, хотя некоторые из знатоков жанра не согласны с этим определением. Впрочем, именно это название говорит о том, что её исполнителями и авторами являются не профессиональные музыканты. Наряду с этим, многие барды, являясь непрофессиональными музыкантами, были профессиональными поэтами.
Например, Визбор даёт определение авторской песни как «песни литературной, несмотря на все её музыкальные удачи. Эта песня стоит на фундаменте литературы, и лучшие бардовские песни — это и лучшие поэты».
Булат Окуджава, будучи высокопрофессиональным поэтом, в авторской песне текст ставит всегда на первое место. Мелодия приобретает у него роль музыкального аккомпанемента, который усиливает воздействие стиха. Послушайте «Песенку об Арбате», акцентируя своё внимание на тексте песни.
Кто из фанатичных почитателей сегодняшних эстрадных кумиров вдумывается в смысл тех слов, что они поют? Прочитайте текст известных куплетов - и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь такие песни воспринимаются отдельными слушателями и зрителями как откровение, оттесняя с эстрады, с телеэкрана истинные чувства и мысли, которые излагает музыкальное слово. Истинная поэзия под музыкальный аккомпанемент предстала как противовес эстрадной развлекательной песне - искусству, которое лишено нравственных идеалов и духовных ценностей.
Творчество бардов с начала 60-х и примерно до середины 80-х годов имело всенародное признание. Оно едва ли было связано с отдельными музыкальными значениями творческого процесса этих авторов. Впрочем, успешный результат в этой области, естественно, был. Здесь, наверно нужно сказать о том, что большая часть бардовских песен была противопоставлена официальной торжественной риторике академических композиторов.
И это в то время, когда на первых страницах газет постоянно мелькали заголовки вроде: «Великой дате — достойную встречу!», «Даёшь магистраль века!», «Даёшь пятилетку в три года!», «Выполним план великих работ!», «Городам — молодеть!» и т. д. А барды в это время создавали свой собственный, понятный и бесхитростный язык. Для людей того времени злободневными были негромкие, простые и искренние слова, обращённые к каждому человеку индивидуально. Исходя из этой установки, авторскую песню сопровождала только гитара.
ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ОБ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ:
«Доминантой в авторской песне является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. Личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика выступают в качестве дополнительных значимых характеристик авторской песни». (И. Соколова, публицист, литературовед).
Авторская песня противопоставлялась не только эстрадной песне, но и официальной советской массовой песне, которая являлась звеном идеологической пропаганды. На советской эстраде лидировали песни о вождях, о героях Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о советских выборах, при этом нельзя не признать, что множество таких песен вмещали в себя не только идеологическую пропаганду, но и бесспорный талант авторов.
ИЗ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О СОВЕТСКОЙ МАССОВОЙ ПЕСНЕ:
«Разные бывали времена, и можно по-всякому относиться к разным периодам советской жизни. Но «советская песня» — наша, отечественная, то ли благодаря, то ли вопреки, уж неважно как, но появилась именно в самые непростые времена. Такие имена, как Дунаевский, Соловьёв-Седой, Фрадкин, Покрасс, Мокроусов и т. д. — знаменитые композиторы-песенники, — это феномен, который мог возникнуть только у нас!» - утверждает советский композитор Юрий Сергеевич Саульский.
Несмотря на бесспорную правоту в оценивании лучшего советского песенного достояния, мы не можем не учитывать ту социально-политическую среду, которая сделала общенародно популярной именно авторскую песню. Авторская песня не вела войны и споров. Она нашла способ общения и смогла утвердить те ценности, которым в официальном обществе практически не находилось места.Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 16.82 Mb |
Количество скачиваний: | 21 |