Презентация родительского собрания по теме: "Межпредметные связи общего и дополнительного музыкального образования"
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Сизова Юлия Анатольевна
|
Слайд (1) Межпредметные связи общего и дополнительного музыкального образования
(Слайд 2) Реформа общеобразовательной и профессиональной школы явилась важнейшим событием в педагогической жизни нашей страны, и она ощутимо вошла в жизнь каждому, кто причастен к обучению и воспитанию детей.
Необходимо заметить, что школа становится на качественно новую ступень, обеспечивая не только глубокое усвоение учащимися знаний, но и повышение уровня нравственной и эстетической культуры школьников.
(Слайд 3) Важную роль отводит реформа предметам эстетического цикла, улучшению нравственного воспитания и эстетического развития учащихся. В основных направлениях Реформы прямо сказано о необходимости «развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Музыкальное воспитание является одной из реформ эстетического воспитания, цель которого – формирование в человеке способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное. Умение видеть красоту окружающего мира, творить и жить по ее законам делает человека гармоничнее, совершеннее. Именно школа дает возможность приобщить к музыке всех детей, сделать музыкальное воспитание подлинно массовым.
(Слайд 4) Музыкальная школа, как одно из важнейших звеньев эстетического воспитания в системе общеобразовательной школы - подлинное завоевание культурной революции нашей эпохи. Курс музыкального образования состоит из нескольких дисциплин:
·обучение игре на том или ином музыкальном инструменте;
·сольфеджио;
·музыкальная литература: зарубежная, русская, советская;
·хоровое пение, вокал.
Все эти предметы неразрывно связаны друг с другом и, более того, не могут существовать в «одиночестве». Сегодня происходит интеграция учебного процесса, предметов музыкально-эстетического цикла, во многих школах проводятся интегрированные открытые уроки хора и сольфеджио, фортепиано и музыкальной литературы и т.д.
(Слайд 5) Деятельность педагога-музыканта и педагога средней школы интегрирована уже изначально! Учитель музыки, как бы положительно он ни оценивал музыкальные способности ребенка, его успехи и перспективы, должен понимать, что чем выше достижения ученика в средней школе, тем лучше для его музыкального развития. Поэтому нельзя заниматься музыкой в ущерб общему образованию, за счет времени, необходимого для выполнения школьных заданий, чтения художественной литературы, физического развития. И, напротив, педагог средней школы не может отрицать, что осознание повышенной трудности обучения таких детей в двух школах и связанной с этим ответственности окажут положительное воздействие на формирование нравственных качеств ребенка. Возможность выступить на праздничном концерте или рассказать о музыке товарищам на классном собрании окажется той привилегией для этих детей, которую дает обучение в музыкальной школе.
Музыкальная практика учащихся в средней школе – одна из форм сотрудничества двух учебных заведений, хороший стимул для занятий и средство развития самосознания учащихся.
(Слайд 6) Наилучшим вариантом интегрирования уроков являются «взаимопроникновения» литературы, музыки, изобразительного искусства и эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силы.
Чтобы лучше почувствовать взаимосвязь музыкальных предметов и литературы, можно рассмотреть два вопроса: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы, и наоборот, какие потери понесла бы литература без музыки?
(Слайд 7) Наиболее простой пример связи слова и музыки – песня, более сложные примеры – жанры оперы, балета, кантаты. Без текста, без либретто эти жанры вообще не существовали бы. Знакомясь с фрагментами из опер, балетов, на уроках музыкальной литературы школьники встречаются с великими образцами взаимодополнения, взаимообогащения двух искусств.
(Слайд 8) Хоровое пение – это коллективное выражение замыслов авторов, заложенных в исполняемых произведениях, композитора и поэта. Это не только активное восприятие и прочувствование произведения искусства, но и умение вызвать у слушателя мысли и чувства, соответствующие художественной трактовке произведения. Это умение «обогатившись – обогащать».
Рассматривая связь музыкальных дисциплин с изобразительным искусством, можно выявить две точки зрения:
можем ли мы увидеть музыку? можем ли мы услышатьживопись?
В процессе живого восприятия школьники постигают смысл слов Р.Ролана о том, что искусство переходит одно в другое, и один род искусства находит свое продолжение в другом.
(Слайд 9) Теперь рассмотрим взаимосвязь задач музыкально-эстетического воспитания и изучение истории в старших классах.
Важной частью предмета истории является изучение художественной культуры как явления общественного сознания. Во всех его курсах по темам о культуре значительное место отводится истории искусств. Такое решение правомерно, поскольку именно искусство способно с особой силой воссоздать исторический облик эпохи, донести до учащихся мораль общества, его идеологию, показать устремления и надежды народа.
Музыкальная культура I-го периода новой истории может быть представлена творчеством Баха, Моцарта, Бетховена и Шопена.
Бурное развитие музыкального искусства в XVIII веке, его окончательное освобождение из-под власти церкви, та роль, которую музыка начала играть в пробуждении сознания масс, вызвали к жизни творчество целого ряда выдающихся композиторов. Среди них возвышаются две грандиозные фигуры – Бах и Моцарт. Если искусство Баха знаменует музыку всей первой половины XVIII века, то творчество Моцарта достойно завершает его.
(Слайд 10) Творчество Баха связано с Просвещением. Оно насыщено демократическими идеями, несет в себе явный положительный идеал, рационализм эпохи.
(Слайд 11) Творчество Моцарта многогранно. Гуманизм и демократизм его произведений утверждали просветительские идеи.
(Слайд 12) На примере произведений Л.В.Бетховена можно показать, что музыка способна выражать социально-значимые идеи.
(Слайд 13) Романтизм в музыке представлен творчеством Ф.Шопена. Оно развивалось в русле романтического искусства и неразрывно связано с национально-освободительной борьбой.
(Слайд 14) А теперь обратимся к новейшей истории, всемирно-известным годам Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Эпизод нашествия из I-ой части VII симфонии Д.Д.Шостаковича - точно выраженная композитором сущность того явления, которое обозначается страшным словом «фашизм» - рождение бесчеловечности из пустоты, примитивности, бездуховности.
(Слайд 15) Интересно проследить межпредметные связи музыкально-эстетических дисциплин с точными науками и иностранными языками. Что, странновато? Знакомясь с новым произведением или песней, ученик обращает внимание на многочисленные обозначения темпов произведения, штрихов, оттенков исполнения, помогающие для раскрытия того или иного музыкального образа. А ведь известно, что вся музыкальная терминология ведется в нотном письме на итальянском языке.
Allegro - скоро
Moderato - умеренно
Forte - громко
Piano – тихо
(Слайд 16) Математика – царица наук тесным образом перекликается с предметом сольфеджио. Сольфеджио – это математика в музыке. Изучая большой раздел по сольфеджио – интервалы, виды интервалов, обращаешь внимание школьников, что название интервалов соответствует названию латинских порядковых числительных (интервал с латинского – промежуток, расстояние). Как выясняется, музыкальное образование в общеобразовательной школе является настоящим подспорьем в нравственном, интеллектуальном развитии и воспитании школьников, не говоря уже о развитии эстетического вкуса! Но могу определенно заявить, что музыка помогает развивать у ребят абстрактное мышление, воображение, логику и память. Педагоги всех предметных циклов отмечают у этих ребят повышенную любознательность.
·Ни одна тема в обоих предметах не существует сама по себе. Каждая тема «вытекает» из предыдущей и подготавливает последующую.
·Элементарному счету подчиняются количество тактов, фраз, предложений в мелодии, количество ступеней в гамме, кстати, обозначающиеся римскими цифрами, количество октав на клавиатуре, линеечек на нотном стане, количество тонов и ступеней в интервалах и т.д.
·По некоторым понятиям сразу даже не определить идет здесь речь о математике или о музыкальном предмете, например, цифры, количество, параллельность, промежуток, расстояние и т.д.
·Абстрактное и логическое мышление как неотъемлемая часть математических действий и умозаключений, необходимы и на уроке сольфеджио при написании гармонических и мелодических диктантов и последовательностей, при разрешении и обращении тех или иных интервалов или аккордов.
(Слайд 17) Таким образом, можно подвести некоторые итоги по проблеме межпредметных связей общеобразовательной и музыкальной школы. Музыка представляет собой не только предмет эстетического наслаждения, но и в большей степени, чем любой другой вид искусства, влияет на идейные и моральные качества людей, формирует их нравственный облик. Своими особыми, присущими только ей средствами музыка воспитывает понимание прекрасного, развивает эстетическое отношение как к искусству, так и к окружающей жизни. И чем раньше человек встретится с серьезной музыкой, тем скорее он сможет овладеть всей духовной культурой, стать всесторонне и гармонично развитой личностью. Не случайно В.Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
Опыт показывает, что целенаправленные занятия музыкой способствуют и развитию интеллектуальных способностей детей. Как правило, учащиеся музыкальной школы, несмотря на свою повышенную занятость, лучше усваивают материал и успевают по всем предметам. Объясняется это тем, что процесс обучения музыке, т.е. слушательская, исполнительская, а нередко и музыкально-творческая деятельность учащихся ДМШ оказывает воздействие на формирование не только музыкального восприятия и мышления, но и восприятия и мышления вообще. У детей, занимающихся музыкой, все психические процессы – восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление – развиваются интенсивнее и глубже. То же относится и к формированию личности школьника, направленности его учебных и познавательных интересов. Проведенные недавно в Венгрии исследования показали, что дети, ежедневно соприкасающиеся с музыкальными занятиями, делали значительно большие успехи в школе, чем дети того же возраста и тех же способностей, но не занимавшиеся музыкой. Лучше усваивались арифметика и орфография, улучшалось поведение и даже некоторые физические данные – в частности, объем легких и подвижность грудной клетки. Немаловажное значение имеет и то, что юные музыканты более организованы, инициативны, у них выше развито чувство ответственности за любую выполняемую работу. Занятия музыкой требуют от них достаточно высокой степени самоорганизации, самоконтроля, умения четко планировать время. Здесь почти никогда не встает вопрос о дисциплине, не возникает проблемы «трудных детей».
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 176.87 Kb |
Количество скачиваний: | 52 |