Проект "Монументальные памятники на территории Тимирязевского района"

Предмет: История
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанское управление образования

Аксуатская средняя школа.

Тимирязевского района.

Мусина Махаббат

Кимля Евгения

ученицы 11 класса

Изучение монументальных памятников на территорииТимирязевского района

Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты.

Секция: Краеведение

Руководитель: Жакупова Баян Кошкарбаевна

учитель истории

Введение

Цель:

Изучение монументальных памятников на территории Тимирязевского района.

Гипотеза:

Каждый уважающий себя гражданин должен знать свою историю.

Памятники - народное достояние, но многие из них разрушены и нуждаются в восстановлении и защите.

Задачи:

1. Изучить историю создания памятников на территории нашего района.

2. Выявить наличие монументальных памятников по историческим вехам.

3. Проследить сохранность памятников.

4. Способствовать изучению и пропаганде истории родного края.

5. Издать пособие «Монументальные памятники

на территории Тимирязевского района».

6. Основываясь на результатах наших исследований, составить рекомендации по возможным туристическим маршрутам, которые расширяли бы представление гостей района об историческом прошлом на территории нашего района.

Методика эксперимента:

1. Все исследования мы проводили на территории Тимирязевского района на протяжении трёх лет (2005-2006уч г, 2006-2007уч г, 2008-2009уч г)

2. Поиск материалов в архивной документации

3. Изучение и анализ документов

4. Поиск людей, владеющих нужной нам информацией

5. Изучение литературы, статьи из газет

6. Составление карты памятников и пособие.

Новизнанашей работы:

Независимость дала нашей республике возможность вернуть казахстанскому

народу его собственную историю и культуру. Не секрет, что большинство

граждан нашей республики гораздо лучше знает историю стран дальнего и

ближнего зарубежья. При этом оставаясь в полном неведении об исторических

процессах на собственной земле. И наша работа – это малая капелька

восстановления исторических событий, прошедших здесь на землях

Тимирязевского района. У нас есть свои важные и легендарные места, о

которых не знает молодое поколение, имели место исторические события, о

которых не знает молодое поколение и не узнает. Если это не будет

исследовано записано зафиксировано сегодня завтра будет уже поздно.

С целью сохранения и передачи будущему поколению уважения к прошлому, охраны, использования и пропаганды культуры, традиций и истории в Казахстане введена программа «Культурное наследие». Одной из задач программы «Культурное наследие» является создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев.

Мы не должны забывать, что в статье 37 Конституции Республики Казахстан говорится о том, что граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Памятники вовсе не безмолвны. Они не только стоят на площади – они живут в нашем сознании.

Хронологические рамки нашей работы охватывают период с 1 тыс до 21вв.

Источниковедческую базу составили статьи из газет, научных изданий, интервью, информации, полученные от современников

1.«Не позволяй иссякнуть роднику».

Развитие независимой республики Казахстан предполагает возрождение национальной истории и культуры. У казахского народа есть наполненные глубоким смыслом слова: « Бұлақ көрсең көзін аш. Не позволяй иссякнуть роднику»

Это выражение напрямую относится к истории. Родник, который мы обязаны сберечь – это историческое прошлое своей страны, своего края, которое является нашим наследием, которое мы должны знать и передать последующим поколениям. Это высокое начало в человеке, сознание своей ответственности за происходящее в жизни. Сохранить всё это - цель каждого гражданина нашего Отечества.

1.1 Что такое монументальные памятники?

Памятники – это скульптурные или архитектурные сооружения, которые воздвигаются, чтобы увековечить знаменательные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги, деяния.

Памятники – вовсе не безмолвны. Они не только стоят на площади – они живут в нашем сознании. Они борются и защищают, утверждают истину или зовут на поиски её. Памятники – скульптурные или архитектурные произведения, создаваемые для увековечивания памяти лиц или событий. Понятие «памятник» близко понятию «монумент», но обычно, в отличие от последнего, памятником называют изваяния или сооружения, воздвигнутые в память умершего или события прошлого. Наиболее распространённым типом памятников являются скульптурные фигуры или группа, превышающие размером натуру, установленные на постаменте. Памятники воздвигаются в месте, доступном широкому обозрению или исторически связанном с определенным событием. Особый тип составляют надгробные памятники, возникшие в глубокой древности. Являясь произведением изобразительного искусства и архитектуры, памятники связаны с различными идейными течениями своей эпохи, отражают смену художественных взглядов, стилей искусства.

Памятники вызывают к себе определённое отношение. Как мы воспринимаем памятники, что в них нравится и что нет, какую роль они играют в нашей жизни? Все эти вопросы не к тому, кто стоит на пьедестале, и не к скульптору, его изваявшему. Эти вопросы к нам.

Исходя из собранного и исследованного материала, мы разделили все обнаруженные памятники на 5 категорий:

1. Памятники, датируемые Железным веком I тыс. до н.э.

2. Памятники, датируемые 18веком.

3. Памятники периода гражданской войны (1918-1920гг)

4. Памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны (1941-1945).

5. Памятники, установленные в послевоенный период (1945-90)

6. Памятники, установленные в районе с периода установления Независимости Казахстана.

1.2 Памятники древности на территории Тимирязевского района.

Тимирязевский район образован в 1963 г. Рас­положен в юго-западной части Северо-Казахстанской области. Площадь района 4,5 тыс. км2. Чис­ленность населения 18,1 тыс. чел. (2002). Из обще­го количества населения казахи составляют 37,3%; русские - 40,8; украинцы - 8,6; немцы - 3,1; бело­русы - 2,7; татары - 2%. Плотность населения - 4,4 человека на 1 км2.

На территории Тими­рязевского района 29 на­селенных пунктов, объ­единенных в 16 сельских округов. Административ­ный центр - с. Тимиря­зево. Наиболее крупные села: Тимирязево, Аксуат, Дмитриевка, Комсо­мольское, Мичуринское, Москворецкое, Ишим-ское и др.[3, 538]

А какие памятники есть на территории Тимирязевского района?

К памятнику эпохи раннего железа (I тыс. до н.э.) относится курган Кайран, который находится 8 км-ми южнее села Жаркен. (приложение с.19)

Он обнаружен и обследован в 2005г разведочным отрядом Северо-Казахстанской археологической экспедиции. Памятник расположен в полутора км западнее оз. Кайран.(приложение с25) Высота кургана составляет 1800см, диаметр 38-40м. Насыпь хорошо задернована, в центральной части фиксируется ровная площадка, провала не видно. С восточной, западной и северной сторон кургана виден ров. Памятнику характерен погребальный обряд племен Северного Казахстана в эпоху раннего железного века. Материалы археологических экспедиций хранятся в фондах Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.[4,379]

Памятником джунгарского периода (18в.) является могила Мендеке батыра и Сары - оба.

Сары - оба (жёлтый курган) – курган, сооружённый над могилой Сары батыра из рода уак. Расположен в 4-5 км к вост. от с. Докучаева, вост. Тимирязевского района. Высота около 5-6 м, диаметр более 20 м. По рассказам старожилов, Сары оба - священное место, тяжелобольные люди ночуют здесь для исцеления. Вокруг кургана множество могил, каменных плит, памятников. Сары батыр был двоюродным братом батыра Баяна, о котором писал в своей поэме «Батыр Баян» известный поэт Магжан Жумабаев.[3,с.491]

Очень много легенд существует о могиле Мендеке батыра, жившего в ХVIII, именем его гордятся жители нашего района.

Мендеке батыр (XVIII век) - военачальник. Выходец из рода канжыгалы племени аргын Среднего жуза. Был одним из предводителей войск Абылай хана. Сражался с джунгарами (18в.) вместе с известными батырами Кулеке, Телике, Кулсары и др. Подвиги Мендеке батыра воспевал в своих стихотворениях Шал Акын. Могила Мендеке батыра находится возле села Приозерное Тимирязевского района.[3,с.384]

Между селами Сулы и Приозерное, среди полей, находится древнее захоронение. Его мало кто видел раньше воочию, но о захоронении ходят предания.

Так, один из собеседников рассказывал о батыре, который защищал нашу землю от джунгар. Погиб он от ран, полученных в боях за свою родину.

В другом предании старики рассказывают, что в кургане был погребен великий человек степи. Желая остановить междоусобицы между двумя соседними племенами, он завещал похоронить себя именно на том месте, где проходил раздел земель. И курган, насыпанный из маленьких горсточек земли, опущенных на могилу, не был потревожен до наших дней. В наше время курган оградили оградкой.

Он пользовался уважением как военный предводитель, как святой аулие, по преданию, его могила обладает целебным свойством. В частности, люди, посетившие могилу, излечиваются от эпилепсии, энуреза и других недугов. У него было семеро сыновей, от них пошло родословное древо. Самый старший - Шанке, знаменитый бий, а о втором сыне только известно, что он был батыром, бием и руководил страной.

По рассказам родственников, проживающих в Урицком районе Костанайской области, в 3 км от села Приозерное в 18в. во время междоусобицы за раздел пастбищ Мендеке батыр защищал свою землю от рода алдай-аксуат-керей . Он родился в 1790 году в местечке Мезгил(ныне п.Комсомольский Сарыкольского района Костанайской области).

Однажды в одном из сражений копье врага воткнулось ему в полость рта и повредило язык. Старики рассказывали, что после этого он стал плохо разговаривать. В одном из сражений он был убит. Перед смертью батыр завещал, чтобы его похоронили на границе земель родов канжигали и алдай-аксуат. Из поколения в поколение передавали этот завет. Потомков у Мендеке много,они приезжают на могилу, чтобы прочитать молитву. Новое поколение батыра гордится своими предками. Сейчас бывшая улица Калинина в п.Сырыколь переименована в улицу Мендеке Батыра. Таким образом , 220 лет земли Сарыколя были и остаются колыбелью одной большой семьи.(приложение с26-29)

Памятник характеризует традиции казахов и уважение к предкам, сыгравшим значимую роль в жизни соплеменников.

Наша цель - сберечь и передать потомкам историю нашей земли.

На территории нашего района недалеко от с.Докучаево, на берегу озера Дос, находится могила Сегыз-серы Мухаммед Канапия Бахрамулы Шакшакова – акына, певца и батыра.

Историческая справка: Сегыз Серы родился 1818г, с. Благовещенке урочище Гултобе-Маманай ныне Жамбылского р-на СКО. (приложение с30) Знаменитый акын, герой национально-осво­бодительного движения (18в.). Учил­ся в Кызылжарском медресе. Владел арабской и русской грамотой. В народе большой популярностью пользовались песни Сегиз Сере "Укилим", "Керкем-ай", "Кара­гоз" (1-йвариант), "Гайникыз", "Айкен-ай", "Гаухар тас", ''Макпал". Сегиз Сере были созданы такие стихотворения, как "Калкаш", "Каргаш", "Бескарагер", "Гумыр", "Эсем арман", "Туган жер", "Кыз келбети', "Кыз сипаты", "Кашкын келбети', "Мухит— Жамал", "Шолпан кыз". Наря­ду с исполнением широко из­вестных в народе произведений героического и социально-бытового эпо­са Сегыз Серы излагал в своей перера­ботке популярные на Востоке поэмы легендарно-героического и любовно-приключенческого содержания. Известны его кюи: "Тулпар", "Кос кыран", ''Алмас кылыш" и др. Его считали сво­им наставником такие известные мас­тера айтыса, как Биржан-сал Кожагулулы, Жаяу Муса Байжанов, Кемпирбай, Базар жырау Отемисулы, а Нуржан Наушабаев посвятил ему поэму '"Ер Сехиз". Несколько произведений Сегыз Серы хранится в ру­кописном фонде Центральной научной библиотеки НАН РК (г.Алма-Ата)[3,с.494]

1.3 Памятники Советского периода

В селе Дмитриевка есть братская могила времён гражданской войны. Появилась она в1918 году. По окончании же Великой Отечественной войны на этом месте был поставлен обелиск «Воину победителю».

Со временем стали забывать о первоначальном захоронении, очевидцев этих событий уже нет. В одном из воспоминаний это звучит так…

В борьбе с контрреволюцией в Казахстане партия большевиков посылала в глубинки коммунистов с агитацией против белогвардейцев, для разъяснения политики советской власти.

Так в 1918 году в село Дмитриевка прибыл из Рязани коммунист, фамилия его нам не известна. Известно лишь, что он создал ячейку, куда входил и дядя Билетченко Раисы Максимовны, которая со слов отца передала нам эту историю. В эту ячейку входили еще односельчане, фамилии которых она запомнила – это Стаценко, Слесенко, Бочкарь, Самойленко. Белогвардейцы их схватили, закрыли в школе, целую неделю пытали, затем вывели за озеро и на бугре расстреляли.

Позже односельчане перенесли останки в поселок и захоронили в центре села. Так появился этот памятник.

А вот другая история, записанная со слов Самойленко Александры Леонтьевны, услышанная ею от отца Карпенко Леонтия Кирилловича.

Он служил в Красной армии. Когда заболел тифом, его отправили домой в Дмитриевку, где жила его семья. В это же время на квартире у Карпенко квартировал белогвардейский офицер.

Далее она рассказывает так. Белогвардейцы схватили 12 человек, в числе которых был и ее отец. Их бросили в школьный погреб. Зима была холодная, стоял тридцатиградусный мороз. В погребе висели шкуры, и они заворачивались в них, чтобы согреться. Многие арестованные сильно обморозились, в том числе и Карпенко Л.К.

Жена Карпенко умолила белогвардейского офицера, квартировавшего у нее, отдать ей закоченевшее тело мужа. Так как ее муж не подавал признаков жизни, ей отдали тело.

А ночью жители села слышали, как на озере строчил пулемет - расстреливали их односельчан.

В 1980г к 35-летию победы ВОВ на этом месте был установлен мемориал землякам, павшим в годы ГВ и ВОВ. Автор мемориала – скульптор А.А. Евдокимов. Основной композиционный акцент ста­туя (высотой 3 м) солдата в ши­нели, плащ-палатке, с каской в руке и автоматом за плечами. Статуя установлена на белом постаменте высотой 2,5 м. На фасаде постамента изображен орден Отечественной войны, внизу - гранитная табличка с надписью «Героически погиб­шим в гражданской войне 1918 года Неесало В.Е., Кошель К.О., Лесной М.П., Бабич И,И., Па­сечный Ф.Т., Олесенко Р.К.». Перед постаментом - декора­тивная клумба. Справа - стена, облицованная белым и зелено­ватым кафелем, с тремя таблицами фамилий погибших. Здесь же находится «вечный огонь». Перед «вечным огнем» - стенка высотой 1 м с надписью: «1941 -1945г» Памятник характеризует преемственность исторических процессов.(приложение 31-34)

Период советской власти также нашел отражение в истории нашего района. Рассказ о памятниках тех времен мы хотели бы начать с повествования об известной многим личности, революционере Сагындыке Аубакировиче Куркине.

Историческая справка:

В 1897 году родился Сагандык Куркин, житель села Жаркен Тимирязевского района Дмитриевского сельского округа, сын волостного богача. Он учился в Курганской губернии в г. Троицке. Сагандык окончил русскую школу. Тайно от отца занимался большевистской деятельностью.

В 1920 году в станице Дмитриевка Тимирязевского района во время кулацкого восстания находился белогвардейский штаб. Он служил в продотряде Петра Чернышова, красного казака, жившего в станице Дмитриевка. Куркин занимался сбором продуктов для жителей Петрограда и Москвы.12 апреля 1920 года был расстрелян на берегу озера недалеко от ст. Дмитриевка.

До образования Советской власти село Жаркен состояло из отдельных маленьких аулов, которые носили названия Сары, Отен, Уак, Токты, Жолдыбай, Мырзагали, Тотаман, Жолтай.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 159.5 Kb
Количество скачиваний: 16
Просмотров: 123

Похожие материалы