Прогнозирование содержания воспринимаемого текста

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Тесты
Автор:

Урок развития речи

Прогнозирование содержания воспринимаемого текста.

Цель:

Обучающая

- Обучение написания изложения с творческим заданием, используя прием прогнозирования.

Развивающая

- развитие умения анализировать учебный текст

- развитие устной речи

- развитие ассоциативного мышления

- развитие функциональной грамотности

Воспитательная

Воспитание сознательного отношения к искусству.

Ход урока.

  • 1.Разминка (побуждение)
  • 2. Работа с эпиграфом
  • «Понимание текста есть в той или иной мере
  • понимание индивидом самого себя»
  • А.А. Брудный
  • Учитель
  • Я выбрала этот эпиграф не случайно, так как, по – моему мнению, он как нельзя лучше подходит сегодня к нашему уроку. Мне и нашим гостям хочется увидеть как вы понимаете самих себя, а значит как вы умеете понять текст.
  • 3.Предтекстовой этап работы.
  • Мозговой штурм
  • Работа в группах
  • Задание
  • 1 группа дает ассоциации к слову художник
  • 2 группа дает ассоциации к слову подвиг.
  • - почему этих два слова? Потому что текст, с которым мы сегодня будем работать называется «Подвиг художника», а эти слова с которыми вы поработали, помогли мне понять то как вы понимаете их смысл и их значение. Итак, текст называется «Подвиг художника».
  • - Как вы думаете, что может быть отражено в заглавие текста. Обычно это тема. Давайте с вами вспомним, что такое тема текста (тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии)
  • Что же тогда такое основная мысль (основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан). Но она тоже может быть выражена и в заглавии и в одном из предложений текста.
  • Итак, я возвращаюсь к своему вопросу: Как вы думаете, что отразилось в заглавии текста – тема или основная мысль (заглавие позволяет предложить , что в тексте пойдет речь о каком-то поступке художника (тема) и очевидно этот поступок автор оценивает как подвиг.
  • Предложите, о чем автор мог бы сообщить в тексте с таким заглавием «Подвиг художника»
  • Приблизительные ответы (имя художника, возможно биографические сведения о нем, его словесный портрет, внутренний мир творческой личности, рассказ о его работах. Текст может включать сведения об эпохе, в которой художник творил, о взаимоотношениях с современниками. Кроме того, в тексте должны содержаться сведения о поступке художника, который оценивается автором текста как подвиг: когда при каких обстоятельствах, как был совершен этот поступок, оценка действий художника современниками и потомками).
  • Отобразите свои предположения в виде схемы в своих группах.
  • Общее выносим на доску.
  • Защита постеров.
  • Знакомство с текстом.
  • 4.Соберите текст. Стратегия «Мозайка» (текст разбит на 4 части, группы распределяют кому отдать какую часть, затем уходят по очереди по группам).
  • 5.Горячий стул (пересказ)
  • 6.Пересказ по аналогии.
  • Вы познакомились с текстом, сейчас для каждой группы будет своя ситуация, где что-то домысливая, а может и нет, вы должны дать
  • 1 группа пересказ
  • Ситуация №1
  • 1.Вы работали вместе с Буанаротти. Чем вы занимались (приблизительный ответ – бил камни в камнеломне, ужасный, тяжелый труд).
  • 2.Группа Ситуация №2
  • Вы ученик Буонаротти, чем помогаете великому мастеру (поддерживал приспособление подавая и меняя краски, мыл кисточки).
  • 7.Вернемся к тексту.
  • Поскольку вам писать изложение вам нужно знать пересказ. Составьте, пожалуйста в группах сейчас рисуночный конспект текста. Защита рисуночного конспекта.
  • 8.Вернемся к нашим записям. Посмотрим, какие предположения из тех, которые вы давали методом мозгового штурма оправдались, а какие нет.
  • 1 группа – ищут то, что спрогнозировали и совпало
  • 2 группа – то, что не совпало из ваших прогнозов.
  • Беседа
  • Ребята, почему автор ничего не сказал об эпохе? (для автора было не важно, как выглядел и когда родился Микеланджело. У него была другая цель – показать грандиозность замыслов художника, его титанический труд).
  • В какой части текста дана оценка труда Микеланджело? (в первой части: труд титана, подвиг художника; а также в конце: мы благодарны художнику за его колоссальный труд ).
  • - а как сам Микеланджело оценивал свой труд? Считал ли он, что совершает подвиг? (нет, для него такая всепоглощающая работа была естественной, он не мог жить иначе).
  • Вывод.
  • Рассказывая о творческой деятельности Микеланджело, автор приводит нас к размышлению над философской проблемой. Что это за проблема? (автор задается вопросом о смысле творчества; ради чего Микеланджело все дни своей жизни отдавал такой неистовой, такой всепоглощающей работе?)
  • - отвечает ли автор на поставленный вопрос?
  • - как бы вы ответили на него?
  • Просмотр презентации.
  • Д/з. опираясь на схему и ваши записи, напишите подробное изложение текста с творческим заданием и попытайтесь высказать собственное мнение о смысле творчества.
  • Рефлексия
  • 1.Что нового я узнал.
  • 2.В чем испытывал трудности
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 19.65 Kb
Количество скачиваний: 25
Просмотров: 138

Похожие материалы