Программа дополнительного образования детей по народно-сценическому танцу "Лебедушка"
Предмет: | Другое |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Гайсина Юлия Валерьевна
|
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
по народно-сценическому танцу
«Лебедушка»
(творческое объединение «Сибирочка»)
педагог ДО Гайсина Ю.В.
Возраст участников: 9-13 лет
Срок реализации: 4 года
Количество часов: 216
г.п. Игрим
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области хореографии, а именно народно - сценического танца.
«Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества - путь национального роста и развития национального творчества».
Залогом социально-экономической и политической стабильности не в последнюю очередь является сохранение и совершенствование народной культуры.
Обращение к культуре многонационального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение, необходимо с точки зрения многих наук: философии, культурологи, искусства. В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза - как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в среде других.
Танец - это душа народа. Собирание, фиксация, изучение танцевального фольклора являются в наше время актуальнейшей задачей потому, что его богатства нередко очень быстро уходят со своими носителями, и мы должны торопиться, чтобы успеть собрать их как можно полнее.
Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.
Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций народного танца является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.
Сущность цели и задач обучения народно-сценическому танцу как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры часто интерпретируется столь многозначно и противоречиво, что выбор средств обучения народно-сценического танца часто является задачей крайне сложной, а признание какой-либо методики единственно правильной - достаточно проблемной. Малоизученными являются и педагогические, культурологические и искусствоведческие аспекты роли народно-сценического танца в сохранения и развития традиций в условиях системы дополнительного образования.
Исходя из актуальности вышеназванных проблем, разработана программа по народно – сценическому танцу "Лебедушка".
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности.
Поэтому идеологию программы "Лебедушка" можно сформулировать так: педагогическое обеспечение процесса обретения ребенком гармонии в различных сферах отношений:
- отношение к своему телу (принимаю образ собственного тела) и со своим телом (совершенствую свое тело, двигательные возможности организма);
- отношение к культуре (знакомство с культурой разных народов через танец, выстраивание собственных эстетических пристрастий), отношение с культурой (формирование собственного стиля функционирования в танцевальной культуре);
- отношение к окружающим людям (обретение друзей), отношения с окружающими людьми (обретение опыта строить отношения со сверстниками и педагогами в репетиционном и концертном процессе).
Цель программы: обеспечить социальное, физическое, эмоционально-психологическое развитие и ценностную ориентацию обучающихся в процессе освоения ими танцевальной культуры различных народов.
Задачи программы:
- обучение основным элементам народно – сценического танца,
- формирование интереса к танцевальному искусству (культуре), воспитание трудолюбия, формирование здорового образа жизни.
- развитие художественных, психомоторных, социальных способностей (пластичность, координация, артистичность, способность работать в коллективе).
Основные принципы и педагогические подходы к реализации программы.
Не следует стремиться к прохождению материала в полном объеме в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического воспитания учащихся. В случае необходимости педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы. Своеобразие условий работы в объединении заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала.
Подача материала выстраивается с учетом:
- постепенного формирования физического аппарата ребенка (в связи с этим постепенное усложнение образовательной программы);
- процессов психического развития ребенка;
- доступности материала, многопредметности;
- группового характера освоения образовательной программы и предъявления образовательного результата.
Для отдельных учащихся недостаточно хорошо освоивших программу, или проявивших танцевальные способности, по итогам контрольных уроков, зачетов, программа может быть скорректирована. Таким образом, ребенок имеет возможность освоить программу по индивидуальному маршруту.
Условия реализации программы:
В программе допускаются некоторые изменения в содержании занятий, в форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.
Возраст учащихся 9– 13 лет.
Занятия по программе проводятся три раза в неделю из расчета 216 часов в год.
Время реализации программы – 4 года.
Количество воспитанников в группах – 12 – 15 человек.
Формы проведения занятий
Формы учебных занятий: репетиционные; постановочные; информационные (беседа, лекция), практическое занятие.
Репетиционные занятия (репетиция от лат. repetitio - повторение) - основная форма подготовки (под руководством хореографа) представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями).
Постановочные занятия - творческий процесс создания эстрадного представления, осуществляется постановщиком совместно с художником, балетмейстером.
Информационное занятие предполагает беседы и лекции. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Лекция – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное назначение лекций состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Практическое занятие - (от греческого praktikos - деятельный, активный), материальная, целеполагающая деятельность людей.
Ожидаемые результаты:
Социально развитая личность, с гуманным отношением к окружающему миру, со сформированными эстетическими и гражданскими идеалами.
Изучение народно-сценических танцев, с различными по характеру ритмами и манерой исполнения народных танцев дает учащимся возможность:
§ приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актерский темперамент, органично чувствовать себя на сцене;
§ обрести навыки творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса.
Формы контроля:
Педагогический контроль предполагает такие виды как: систематический, периодический, промежуточный, итоговой годовой.
Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания.
Периодический контроль проводиться по окончанию темы, здесь решается такая же задача – проверить, как освоена тема, внимание обращается на правильность исполнения, техничность, активность, знания теоретической и практической части.
Промежуточный контрольосуществляется по итогам первого полугодия, задачами являются:
· выявить уровень освоения учащимися программы,
· определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения.
Форма контроля - дифференцированный зачет, анализ, самоанализ.
Итоговой годовой контроль проходит в конце учебного года (апрель – май) служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год. В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность.
Формой контроля являются: просмотр и анализ, тестирование, участие в поселковых, районных конкурсах и фестивалях, в отчетных концертах объединения и учреждения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно - тематический план на первый год:
№
Раздел
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
3
3
-
2
Истоки народного танца
3
3
-
3
Изучение основных движений народно – сценического танца.
30
9
21
4
Exerssise у палки
50
12
38
5
Изучение элементов танца:
Русский.
Белорусский.
Татарский.
130
27
103
6
Всего
216
54
162
Содержание программного материала первого года обучения.
В содержание предмета «Народно-сценический танец» входит:
§ место и роль народного танца в системе хореографического образования;
§ изучение истории и методики обучения народно-сценическому танцу;
§ освоение техники, стиля и манеры, исполнения основных элементов различных видов танца народов Российской Федерации, танцев народов мира.
На первом году обучения учащиеся знакомятся с «народно – сценическим танцем» и его терминологией, с построением урока и методикой изучения движений. Изучаются основные требования народно – сценического танца и приобретаются элементарные навыки координации.
Лекционные занятия Тема: Введение.Формирование и развитие системы народного танца. Выразительные средства народного танца. Различие народно – сценического и характерного танца. Народный танец на современном этапе
Тема: Истоки народного танца.
Народный танец как вид искусства хореографии. Народный танец и музыка. Танцевальный фольклор. Развитие народного хореографического искусства. Расцвет многонационального народного искусства.
Практические занятияТема : Изучение основных движений народно – сценического танца.
Основная задача практических занятий первого года обучения – постановка корпуса, рук, ног, головы на движениях тренажера начального этапа изучения. Развитие элементарных навыков координации.
1. Танцы, раскрывающие характер народа («Лявониха», «Веселуха»).
2. Танцы, отображающие трудовые процессы («Лянок», «Бульба», «Чоботы»).
3. Шуточные танцы («Юрочка», «Дударики»)
4. Танцы, изображающие птиц, зверей («Переплеточка», «Гусачок», «Журавль»).
5.Танцы, отображающие явления природы («Мацелица», «Рэчанька»).
Exerssise у палки ( Первое полугодие)
1. Demi и grandplie по выворотным позициям:
а) равномерное (классическая форма);
б) резкое (акцентированное).
2. Battement tendu 1 и 2 вид:
а) с подъемом пятки опорной ноги, усложняем исполнением на одном plie;
б) с переходом с носка на каблук, усложняем plie на опорной ноге; ударом и двойным ударом.
3. Battement tendu jete:
а) классическая форма;
б) с
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 149.5 Kb |
Количество скачиваний: | 16 |