РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРТЕПИАНО

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

униципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств № 2 п. Октябрьский Чердаклинского района

Ульяновской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФОРТЕПИАНО

(адаптированная)

 

 

 

 

Составитель:

преподаватель по фортепиано

Филичкина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Октябрьский  2013 год

Пояснительная записка.

 

Эстетическое воспитание – один из факторов формирования высокого интеллектуального уровня и нравственности, всестороннего развития творческих и художественных способностей подрастающего поколения.

 

Цельданного курса – овладение игрой на фортепиано, расширение  музыкального  кругозора детей, формирование их художественного вкуса,

воспитание музицирующих любителей музыки и вместе с тем подготовка наиболее одарённых учащихся к продолжению профессионального художественного образования.

 

Основные задачи:

 

Широкое эстетическое и нравственное воспитание учащихся, путём изучения лучших образцов мировой музыкальной культуры на основе осознанного восприятия музыки.

Развитие музыкальных способностей, приобретение основных исполнительских навыков  игры на фортепиано, исполнение большого количества произведений различных жанров и стилей, приобретение навыков ансамблевой игры, чтение с листа, самостоятельной работы над произведением, овладение основами аккомпанемента, развитие творческих способностей ученика и приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования.

Обучать при этом нужно высоко профессионально:

Правильно организовывать пианистический аппарат, оснастить ученика необходимыми техническими приёмами, научить понимать структурные закономерности музыкального языка и самостоятельно работать с нотным текстом.

Особенности данного курса:

 

Большинство детей занимается в музыкальной школе в плане общего музыкального образования и лишь очень незначительная часть готовится к дальнейшему музыкальному образованию, поэтому главный акцент ставится на музицировании, исполнении популярной музыки, в творческом развитии учащихся с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на фортепиано.

 

Основной принцип работы:

 

Основной формой воспитания ребёнка в музыкальной школе является урок по специальности.

От педагога требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение и терпение, кропотливая работа с каждым ребёнком.

Исходя из индивидуальных возможностей учащихся, педагог должен давать ему задания, систематически проверять. Необходимо развивать в ребёнке сознательное отношение к занятиям музыкой, особенно к домашней работе, учить вдумчиво, работать над изучаемым произведением, тщательно отрабатывая трудные моменты в произведениях.

Учитывая, что в сельской детской музыкальной школе обучаются дети самых различных способностей, необходимо разумное составление плана работы и сугубо индивидуальный метод обучения каждого ребёнка.

Программа должна подбираться по силам учащихся, репертуар должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю и фактуре. Для расширения музыкального кругозора ученика, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, этюдов, допуская при этом различную степень завершенности работы над ними, не обязательно изучать наизусть.

Наряду с учащимися, имеющими хорошие музыкальные способности, в музыкальных школах учится группа детей с ограниченными музыкально-исполнительскими возможностями. На  занятиях с данными учащимися следует больше опираться на развивающие методы обучения, делая акцент на различные формы музицирования и развитие творческих навыков.

При выборе репертуара допустимо облегчение сложности программы (в том числе по гаммам) на 1-2 класса.

В процессе классной работы большое внимание следует уделять чтению нот с листа и игре в ансамблях. Одним из важнейших разделов работы является развитие у учащихся навыка чтения нот с листа, которое должно начинаться с первого года обучения и носить систематический характер. Развитие навыков чтения с листа связано с воспитанием «внутреннего слуха».

Не выделяя ансамбль в отдельный предмет, обязательно включать в репертуар произведения для исполнения в ансамбле, что развивает умение слышать общую музыкальную ткань произведения, позволяет ученикам при пока ещё ограниченных пианистических возможностях играть более интересные по звучанию и технически сложные пьесы.

 Известно, что серьёзная заинтересованность в предмете появляется у учащихся в тех случаях, когда предмет расширяет их жизненные интересы, как за счёт новых теоретических знаний, так и за счёт новых практических навыков. Поэтому методика инструментальной игры должна быть нацелена, с одной стороны, на получение разносторонних знаний, с другой – на формирование умения и навыков, помогающих организовывать самостоятельную музыкальную деятельность детей.

С первых шагов обучения необходимо учитывать стремление детей к активной, творческой деятельности. Участие в ансамбле, прочтение и исполнение новой песни или пьесы, игра по слуху любимых произведений, мелодий и музыки из мультфильмов, эстрады, сочинение песен и танцев, любая возможность проявления собственного творчества – вот что больше всего привлекает детей к игре на фортепиано.

Желательно привить ученикам любовь к сценическим выступлениям, больше проводить музыкальных тематических вечеров, классных и школьных концертов, участие в которых можно засчитывать как зачёт. Участие в концертах, где дети получают удовольствие от общения с музыкой, видят, как приятно для окружающих их умение играть на фортепиано, служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес к учёбе и усердие в занятиях музыкой.

 

Учёт успеваемости:

 

 В течение учебного года основной формой учёта успеваемости учащихся является четвертная оценка, которая определяется на основании текущих, текущие оценки недопустимо завышать, но надо помнить, что поощрение учеников необходимо. Выступление учащихся оценивается по пятибалльной системе, в первом классе ученик проходит прослушивание и сдаёт академический зачёт в конце учебного года. Исполнительское продвижение учеников 2-6 классов проверяется дважды в год на академических концертах:

Один раз в конце второй четверти и второй раз в конце учебного года. Программы выступлений должны состоять из 2-3 произведений скомпонованных так, чтобы выявить сильные стороны ученика и отразить работу над преодолением недостатков. Впечатление от выступления ученика будет полным в том случае, если он играет хотя-бы два контрастных произведения. В течении года ученик должен сыграть произведения различных жанров и форм (начиная со 2 класса: крупная форма, полифония, 2 пьесы, ансамбль, 2 этюда). Для проверки остальных форм работы в 3-6 классах в середине 3 четверти проводится технический зачёт, который может включать в себя следующие разделы: 1- исполнение гаммового комплекса согласно своему классу; 2- чтение с листа; 3- музыкальная терминология.

Программа выпускного 7 класса должна состоять из 4 произведений (полифония, крупная форма, пьеса, этюд). В целях контроля за подготовкой к выпускным экзаменам в 7 классе проводится не менее 2 публичных прослушиваний с обсуждением. Каждый педагог может сам в своём классе проводить контрольные уроки в конце четвертей с выставлением четвертных и годовых оценок. Выступление учащихся на академических концертах, экзаменах обсуждаются комиссией. Цель обсуждения оказание помощи педагогу (который должен прислушаться к критике, используя советы коллег в дальнейшей работе) конкретные выводы из обсуждения и советы педагогу должны быть учтены и отражены в индивидуальном плане учащегося. Основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения, независимо от степени одарённости детей. Оценка является стимулом для улучшения работы, что позволяет несколько повышать её к старательному, но малоодаренному, и напротив снижать оценку способному, но плохо работающему ученику. Оценки за выступление и выставленные самим педагогом за работу дополняют, корректируют друг друга. Оценки, полученные на итоговом зачётном академическом концерте, не являются решающими при выведении итоговой годовой оценки.

 

Методические рекомендации

 

Начальное обучение.

Задачи начального этапа обучения для всех групп учащихся одинаковы, так как навыки грамотного разбора и чтения нот с листа, транспонирование и подбор элементарного аккомпанемента, игра в ансамбле – всё это является основой будущего пианистического развития ученика, но дальнейшее развитие каждого из них идёт по индивидуальному пути, в темпе, учитывающем возможности ребёнка.

На начальном этапе обучения необходимо накопить запас музыкальных впечатлений и овладеть рядом необходимых навыков, к которым относится воспитанный слух, умение быстро и грамотно читать нотный текст, свободный исполнительский аппарат, владеющий основными формами пианистической техники, понимание стиля и музыки и навыки игры в ансамбле.

Основной вид деятельности маленького ребёнка – игра, для того чтобы начальный этап обучения не вызвал физической и эмоциональной перегрузки, а так же для наибольшей эффективности, занятия проходят в развлекательно – игровой форме. Плохая адаптация к новому материалу, низкая приспособляемость, слабый общий уровень подготовки, физические и интеллектуальные перегрузки начинающего пианиста могут негативно отразиться на естественной заинтересованности ребёнка в занятиях на инструменте, а в связи с этим и на качестве воспитания исполнительского аппарата, поэтому основная методическая направленность в подборе учебного материала на начальном этапе обучения – подбор непродолжительных, несложных пьес, этюдов и гамм. Главным результатом должно стать закрепление у играющего элементарных игровых навыков:

  -  посадка за инструментом.

  -  навык постоянного слухового контроля.

  -  контроль свободы движения корпуса и рук.

  -  навык грамотного прочтения текста.

  -  знание наиболее употребительных музыкальных терминов.

  -  умение свободно и осознано исполнять пьесы в концертной обстановке.

 

Техническое развитие.

 

Успешное музыкальное развитие учащихся в значительной степени зависит от правильной посадки за инструментом и выработки ощущений пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса, при полной свободе и отсутствии «зажатости» во всех её звеньях – плече, локтевом суставе , кисти, пальцах.

Необходимо добиваться, чтобы ребёнок удобно и естественно сидел за инструментом, не допуская сгорбленного положения корпуса, поднятых плеч, слишком прижатых к корпусу или неестественно отставленных в сторону локтей и т.д.

В педагогической практике нередки случаи, когда из-за плохо налаженного пальцевого аппарата «зажатости» и «скованности» движений всей руки, дети не в состоянии успешно осваивать изучаемый материал, особенно пьесы инструктивного и виртуозного характера, играют их «коряво» и не ритмично.

С первых же уроков необходимо приучат ученика вслушиваться в своё исполнение, добиваясь выразительного звучания инструмента, внимательно и точно прочитывать авторский текст, работать над устранением технических трудностей. Педагог должен постоянно вырабатывать  у учащегося сознательное отношение к работе над музыкальным произведением не допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие учащегося. При разучивании музыкальных произведений педагогу следует обращать внимание на аппликатуру, которая должна быть подобрана им в наиболее удобной и целесообразной последовательности. Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития технических и художественных навыков.

Развитие  техники в широком смысле слова должно осуществляться в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитие техники в узком смысле этого слова (пальцевой беглости, чёткости и т.д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. Репертуар следует подбирать с учётом индивидуальных особенностей учащегося в степени технической сложности учебного материала, в степени доступности этого материала для анализа и осмысления его учащимся. Необходимо развить в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приёмов, помогающих осуществлять художественный замысел изучаемого произведения.

 

Методические рекомендации по чтению нот с листа

 

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы и создаёт необходимые условия для расширения его музыкального кругозора.

Работа в классе должна проводиться по двум, тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитию навыка тщательного разбора (анализа) текста и навыков беглого чтения с листа. Развитие навыка чтения с листа должно начинаться с первого года обучения и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

Разбирая в классе новое музыкальное произведение, педагог должен обращать внимание ученика на ладовую и метроритмическую основу произведения (знаки альтерации и размер при ключе), штрихи, аппликатуру и т.д. В  младших классах необходимо приучать ученика разбирать музыкальное произведение двумя руками, как правило, в медленном темпе, обеспечивающем тщательный и внимательный разбор.

Важно, чтобы учащийся в процессе разбора не менял взятого темпа, а так же научился просматривать текст на такт или несколько тактов вперёд.

Учитывая, что навык чтения нот с листа развивается постепенно, путём кропотливой и систематической работы, произведения, намеченные для чтения с листа должны быть тщательно подобраны: наиболее целесообразно начинать работу с небольших по объёму пьесок в тональностях до 2-х знаков в ключе, в простых метроритмических размерах с очень простой фактурой в аккомпанементе и доступном восприятию мелодическим рисунком.

Лишь после того, как у учащегося появится уверенность и умение читать с листа эти несложные произведения, можно постепенно усложнять задания.

Как правило, пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых с учащимися по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а так же различные переложения, популярные песни, танцевальную музыку и т. д.

Следует практиковать чтение с листа ансамблевых произведений. В ансамбле должны играть как сами учащиеся, так и педагог с учеником. Эта форма работы вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль. Необходимо, чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать с листа не только первую, но и вторую партию. Ученика следует, приучат предварительно просматривать музыкальный текст, воспитывая у него способность, самостоятельно воспринимать  мелодию и умение пропевать её вслух. Умение легко ориентироваться в нотном тексте и бегло читать с листа во многом зависит от количества и разнообразия изучаемых музыкальных произведений.

 

Составление индивидуального плана

 

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи. При  правильной и объективной оценки данных учащегося, разумно составленном плане работы и сугубо индивидуальном методе обучения, каждый из зачисленных в школу может закончить её, естественно, по разным индивидуальным планам и с  разной степенью подвинутости.

Пути развития каждого ребёнка определяются лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и несоответствующие его возрастным особенностям.

Необходимо помнить, что непосильная художественно-эмоциональная задача является за частую более вредной чем чисто техническая, так как приводит к чрезмерной эмоциональной и умственной перегрузки учащегося.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. В каждом классе на протяжении всех лет обучения педагог должен знакомить учащегося с лучшими произведениями русской и зарубежной классической музыки, творчеством отечественных и современных зарубежных композиторов. Помимо инструктивного материала, необходимого для развития технических навыков, следует проходить с учащимися возможно больше художественных пьес, всячески поощряя нешкольные выступления.

В конце каждого полугодия педагог должен указать в индивидуальных планах изменения репертуарных списков, отметить выполнение плана, а в конце года дать развёрнутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости.

 

Ожидаемые результаты

 

Занимаясь по данной программе, ученик приобретает самые необходимые практические навыки игры на фортепиано. На основе большого количества лёгких, понятных, интересных ребёнку пьес, пусть пройденных без тщательной отделки, не только расширяется музыкальный кругозор, но и закрепляются изученные технические приёмы, приобретается навык чтения с листа, умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая свобода. Играя переложения песен (мелодий с аккомпанементом) ученик постепенно учится применять на практике различные фактурные варианты аккомпанемента, что пригодится ему в игре по цифровкам, в подборе по слуху, при самостоятельном музицировании. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребёнок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему после окончания школы. Выпускник будет иметь в руках репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи, друзей. Фортепиано для ученика должно стать любимым инструментом, он должен полюбить музицировать.

 

Содержание программы 1-го года обучения

 

1.Донотный период работы

Теория и практика:

Развивающие игры, знакомство с инструментом /клавиатура, регистры, деление на октавы, название звуков клавиш, понятия о нотах./ Пение со словами, подбор по слуху. Слушание музыки: ознакомление с разными жанрами, развитие слуха. Определение музыкальных стилей /полька, песня, вальс, марш/. Профессиональная гимнастика. Организация игрового аппарата, игра третьим пальцем.

 

2.Игра по нотам каждой рукой отдельно

Теория и практика:

Нотный стан. Скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы. Понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации. Знакомство с длительностями: целая, половинная, четвертная, восьмая. Паузы. Организация игрового аппарата. Посадка за инструментом. Игра нонлегато одним пальцем каждой руки /3-й, 2-й и 4-й/. Игра средними пальцами /2-3-4 нонлегато/. Игра всеми пальцами нонлегато. Двойные ноты. Игра легато по две ноты. Работа над штрихами. Исполнение пьес приёмом легато, стаккато. Игра поочередно каждой рукой с использованием всех штрихов.

 

3. Игра по нотам двумя руками

Теория и практика:

 

Скрипичный и басовый ключ. Понятие знак при ключе. Понятие f и p. Аппликатура. Позиционная игра. Игра двумя руками, только в скрипичном ключе. Перенос руки на широкие расстояния /броски/. Разбор лёгких пьес и работа над штрихами, аппликатурой, динамическими оттенками. Игра двумя руками в скрипичном и басовом ключе. Игра пьес с элементами полифонии.

4. Работа над техникой

Теория и практика:

 

Игра гаммы До мажор двумя руками по 4 ноты nonlegato  и legato в пределах одной октавы, а затем каждой рукой отдельно в одну октаву. Гаммы Соль, Ре мажор. Тоническое трезвучие аккордами по 3 звука каждой рукой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы). Обращать внимание на свободу игрового аппарата. Работа над первым и пятым пальцем. Игра упражнение на разные штрихи: легато, стаккато, устойчивость 1-го и 5-го пальца при полной свободе.

 

5. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

 

Подбор индивидуальной программы для выступления.

Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

 

6. занятия по индивидуальной программе

Теория и практика:

 

Творческая работа, связанная  со слушанием музыки, подбором по слуху; транспонирование, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д. Игровые формы обучения.

 

 

Содержание программы 2-го года обучения

 

1.Повторение пройденных в 1-м классе теоретических понятий и выученных произведений

Теория и практика:

 

 Чтение с листа лёгких пьес за 1-й класс, подбор по слуху, транспонирование, слушание музыки. Повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изучаемых ранее произведений. Закрепление навыков полученных в 1-ом классе, усложнение штрихов.

 

2. Работа над техникой

Теория и практика

 

Гаммы мажорные – До, Соль, Ре, Ля, Ми двумя руками в одну- две октавы в прямом и противоположном движении (от одного звука). Гаммы минорные (натуральные, гармонические и мелодические) Ля и Ми каждой рукой отдельно в одну – две октавы. Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от нескольких звуков в одну – две октавы. Тонические трезвучия по 3 звука каждой рукой отдельно  в пройденных тональностях. Разбор и работа над этюдами, овладение более сложными техническими приёмами, объяснение терминов, встречающихся в нотном тексте.

 

3. Работа над полифонией

Теория и практика

 

Разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия (тема, противосложения, и т.д.), работа по голосам, по фразам различными приёмами, развитие памяти, запоминание наизусть каждого голоса.

 

 

4. Работа над крупной формой

Теория и практика

 

Разбор и совместная работа над произведениями крупной формы. Работа над штрихами, аппликатурой, артикуляцией. Развитие внутреннего слуха, умение находить баланс между мелодией в правой руке и аккомпанементом в левой. Оркестровое представление фортепианного звучания.

 

5. Работа над пьесами

Теория и практика

 

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами. Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи, образов с помощью музыкальных и выразительных средств.

 

6. Подготовка к выступлению

Теория и практика

 

Подбор индивидуальной программы для выступления на академическом концерте или экзамене. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

 

Содержание программы 3-го года обучения

 

1.Повторение пройденных в 2-м классе теоретических понятий и выученных произведений

Теория и практика

 

Повторение произведений, исполненных на экзамене. Чтение с листа мелодий с несложным аккомпанементом (в виде одной ноты в басу, бурдонной квинты, лёгкие переложения, детских песен). Подбор к мелодии, основанной  на кадансовом обороте, гармонического сопровождения в виде главных трезвучий /T,S,D/. Транспонирование. Повторение теоретических обозначений.

 

 2. Работа над техникой

Теория и практика

- гаммы мажорные - До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа двумя руками в прямом и противоположном (кроме Фа мажора) движении в 1-2 октавы, темп умеренный;- гаммы минорные (3 вида) - Ля, Ми, Ре в прямом движении двумя руками в одну-две октавы, темп умеренный;- хроматические гаммы каждой рукой отдельно в пройденных тональностях в одну-две октавы, темп умеренный;- тонические трезвучия с обращениями аккордов по три звука каждой рукой отдельно (можно и двумя вместе) в пройденных тональностях;- арпеджио короткие по 3-4 звука каждой рукой отдельно в две октавы в нескольких тональностях. Темп медленный. Разбор и работа над этюдами, овладение более сложными техническими приемами, объяснения терминов, встречающихся при разборе новых пьес, работа над организацией игрового аппарата.

 

З. Работа над полифонией

Теория и практика

Разбор и совместная работа над произведениями полифонического склада. Теоретические понятия (тема, противосложение, и т.д.), работа по голосам, по фразам различными приемами. Развитие памяти, а также внутреннего слуха, развитие навыка предслышания.

4. Работа над крупной формой

Теория и практика

Разбор и совместная работа над произведениями крупной формы. Работ

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 163.5 Kb
Количество скачиваний: 9
Просмотров: 77

Похожие материалы