"Радуга детства"

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Презентации
Автор:
В современной психолого-педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали достаточно распространенными научно-обоснованными понятиями. С игры постепенно снимается «клеймо» пустяка, забавы, развлечения. Игра становится серьезным инструментом профессиональной деятельности. Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон видел единственный правильный путь в игре, которая представлялась ему одним из практически полезнейших занятий. Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. В конце XIX века появились первые научные теории игры. Игра стала предметом систематического научного изучения с различных позиций. Анализ литературы свидетельствует об отсутствии четкого определения игры. Игра как многомерное и сложное явление рассматривается в исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. В ходе анализа многочисленных исследований нетрудно выявить определенное противоречие, которое обусловлено самой природой игры. Так, по мнению Д.Б.Эльконина, «игра» не является научным понятием в строгом смысле слова (это вывод выдающегося ученого, долгие годы занимавшегося психологией детской игры). [14, c.33] Дать научное понятие игры пытались многие ученые, но все они пришли к такому же выводу - точного определения человеческой игры нет. Игра – форма психического поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности. (Д.Н.Узнадзе)[10, с.55] Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. (Л.С. Выготский)[10, с.55] Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». (А.Н. Леонтьев) [10, с.55] Игра – серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. (Э. Берн) [1, с.3] Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Г.К. Селевко) [10, с.55] Для рассмотрения игры как педагогической технологии следует обратиться к соответствующим научным подходам: ·     процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А.Валлон, П.Ф.Каптерев и др.); ·     деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.); ·     технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров идр.). Понятие игры как процесса, деятельности или технологии весьма условно и вызвано необходимостью научного уточнениях параметров рассматриваемого явления. Чтобы сформулировать понятие игровой технологии, необходимо ввести понятие педагогической технологии. В педагогической литературе существует множество значений понятия технологии. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П.Волков) Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния. (В.М. Шепель) Технология — прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. (В.А. Сластениным) [15, с.34] Один из ведущих авторов, работающих в этой области, Н.Е. Щуркова, дает описание ходов педагогического взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе. Ее «технологии» воспринимаются как опыт, тонкие ходы еще одного новатора, но их трудно, если не невозможно, повторить, переносить, так как они не формализованы в какой-то схеме, алгоритме. [15, с.34] Сказанное позволяет сформулировать признаки технологии более жестко: четкость и определенность в фиксации результата; наличие критериев его достижения; пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов воспитания. [15, с.35] Г.К. Селевко относит игровые технологии к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Данные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Под «активностью» подразумевается такая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью и соответствием социальным нормам. В процессе воспитания принцип активности ребенка является основным.  
Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 2.21 Mb
Количество скачиваний: 4
Просмотров: 119

Похожие материалы