"Самая поэтичная весенняя сказка"

Предмет: Музыка
Категория материала: Презентации
Автор:

Музыка

Послушай: музыка вокруг;

Она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны,

Раскаты громам, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

И дятла дробь, и поездов

Гудки, чуть слышные в дремоте

И ливень – песенкой без слов,

Все на одной звенящей ноте.

А снега хруст, а треск костра!

А металлическое пенье,

И звон пилы, и топора!

А проводов степных гуденье!

…Вот почему-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели,

Рояль, и скрипка,  и гобой.

                                                                        М. Ивенсен

 

О чем это стихотворение? О том, что музыка вокруг нас, все звуки природы музыкальны, стоит только прислушаться. (1 слайд)

И так, сегодня на уроке мы услышим и «увидим» отражение природы в музыке.

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков. (2 слайд)

В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. «В сущности, мой род – это сказка, былина, и, непременно русские», - говорил про себя композитор.

Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд. На нашем уроке речь пойдет об опере «Снегурочка».

«Снегурочка» - самая поэтичная опера композитора. Николай Андреевич считал ее своим самым лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы проникнута неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», - писал А.П. Бородин.

Обстоятельства создания оперы хорошо известны. Н.А. Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моей музыкальной жизни». Сказка А.Н. Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана им около 1874 года, когда она только в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитали, на сей раз «точно прозрел на ее удивительную. (3 слайд)

  Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

 Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». «Музыкальные мысли, и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор.

10 февраля 1881 года опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

Далее дать понятия опера, балет, либретто, хор, ария, музыкальный театр (слайды 4-7).

Оркестровое вступление к прологу оперы – это красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки. Представьте себе такую картину. Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой – скованная льдом река. За рекой – Берендеев посад. Послушаем. (8-32 слайды)

Какие изобразительные моменты вы услышали в музыке? (Крик петуха, щебетание птиц, капель). Грозная в начале, а потом просветленная, обрамленная пение птиц, звучанием капели музыка передает скорое наступление весны.

И. Котомин так охарактеризовал интродукцию к опере: «легкое, прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха, настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет, гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок».

Познакомимся с местом действия и основными героями сказки (герои и их партии указаны в презентации). (33,34 слайды)

В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна-Красна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодным веснам. Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но любя и жалея дочь – Снегурочку, не решается перечить грозному Деду-Морозу.

Из лесу выходит Дед-Мороз. На утренней заре он должен покинуть землю берендеев и умчаться в сибирские тундры. Беспокоит его только судьба дочери: Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее сердце огонь любви (пока Снегурочка холодна и чиста сердцем, ей не угрожает никакая опасность). Может быть, отдать, ее на присмотр в слободку, к бобылю? Весна зовет Снегурочку. Узнав, что ей разрешено покинуть, холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрывает радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободу берендеев, простодушно отвечает: «Людские песни!»

Послушайте Арию Снегурочки из этой сцены. Какой вы ее себе представляете? Звучание, каких инструментов переплетается с легкими, грациозными переливами голоса? Вам понравилась Снегурочка? Помогла вам музыка понять ее образ? (35-38)

В своей арии Снегурочка с восторгом поет о том, что дни и ночи готова слушать пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце. Тает?! – Мороз наказывает дочери избегать Леля, «не слушать ни речей его, ни песен». Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду. Появившись на Красной горке среди людей в Прощенное воскресенье народного праздника Масленица, Снегурочка прощается со своей прошлой жизнью. (39)

Живя в слободке, Снегурочка опечалена. Она чувствует, что ей не хватает душевного тепла, обидно, что пригожий Лель скучает с ней. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе. А вот и Мизгирь. Собираются девушки и парни. Богатыми подарками, привезенными из дальних стран, выкупает Мизгирь невесту и за руку выводит из круга девушек. Но вдруг его взгляд падает на Снегурочку. Потрясенный ее необыкновенной красотой, мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.

Во дворце Берендея слепые мудрецы славят мудрого и доброго царя.  На душе у Берендея неспокойно. Вот уже пятнадцать лет страна берендеев в немилости у Ярилы-Солнца: лето год от году короче, а весны все холодней. «В сердцах людей заметил я остуду, - с грустью и тревогой говорит царь своему ближнему боярину Бермяге, - не вижу в них горячности любовной, исчезло в них служенье красоте, а видятся совсем иные страсти». Слуги вводят Купаву. Заливаясь слезами, девушка просит Берендея наказать обидчика – Мизгиря – за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать весь народ на грозный царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь всенародно отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Но в тот момент в царских палатах появляется снегурочка. Ее нежная, хрупкая красоиа Глубоко трогает поэтическую душу Берендея. Он видит в ней одно из бесчисленных чудес Природы и сравнивает Снегурочку с весенним цветком – ландышем. Он уверен, что красота Снегурочки поможет смягчить Ярилин гнев. Но кто же будет женихом? Ведь ледяное сердце Снегурочки не знает любви. Мизгирь умоляет Берендея отсрочить его изгнание. «Клянусь, - с жаром восклицает он, - любовь моя зажжет Снегурочки нетронутое сердце!»

В заповедном лесу берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки  водят хороводы. Запел пастух Лель. Начинается она наигрышем пастушьего рожка.

 Растроганный пением Леля, царь предлагает выбрать ему девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца горячим поцелуем». «Возьми меня пригожий Лель», - доверчиво говорит Снегурочка. Но Лель выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Спускается ночь. Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о любви Леля. Появляется Мизгирь. Его страстные признания пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но перед ним непроходимой стеной встает заповедный лес. Тщетно Мизгирь пытается пройти сквозь чащу. Леший, охраняя Снегурочку, манит и кружит его по лесу.

Светает. На поляну выходят Лель и Купава. Они говорят о своей любви и вместе готовятся встретить Ярилин день. Едва сдерживая слезы, наблюдает за ними Снегурочка. Ее сердце познало муки ревности, так и не раскрывшись для любви. В отчаянии она бежит на лесное озеро и восклицает: «О мать, Весна-Красна! Отдай любовь, иль жизнь мою возьми!» Весна-Красна поднимается из озера, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев: «С рассветом дня вступает бог. Ярило в свои права и начинает лето». На прощанье Весна дарит дочери венок из волшебных цветов: в нем сокрыт «любовных сил… родник неистощимый». Все ярче разгорается утренняя заря. Широко раскрытыми глазами смотрит Снегурочка на мир Природы, завороженная его чудесной красотой. Из лесу выходит измученный бесплодными ночными поисками Мизгирь. Снегурочка радостно протягивает к нему руки. Ее сердце теснят новые, неведомые чувства.

Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со свитой. Мизгирь подводит Снегурочку к царю и просит благословить их союз. Яркий луч солнца пронзает утренний туман и падает на Снегурочку. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка начинает таять. Но, даже чувствуя близкую смерть, она благодарит мать за дар любви. (40-43)

Сцена таяния Снегурочки – один из трогательнийших эпизодов в опере.

Мне хочется, чтобы вы, ребята, были не пассивными слушателями, а поработали бы над созданием проекта слайд-шоу прощальной арии Снегурочки.  А также побывали бы в роли редакторов и исправили текст репортажа журналиста, посмотревшего в театре оперу. (44-58)

Итог урока:

Скажите, ребята, оставила след в вашей душе музыка Н.А. Римского – Корсакова? А как вы думаете почему? Музыка оперы была понятна вам? Получили ли вы эстетическое наслаждение от красоты этой музыки? Музыка показала нам красоту природы и чувств человека? Я думаю, что когда вы станете постарше, то обязательно побываете на этом спектакле.

По окончании урока предлагается спеть песню Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир». Одновременно с этим в презентации идет слайд шоу репродукций картин в стиле Сальвадора Дали.

 

 

 

 

Музыка

Послушай: музыка вокруг;

Она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны,

Раскаты громам, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

И дятла дробь, и поездов

Гудки, чуть слышные в дремоте

И ливень – песенкой без слов,

Все на одной звенящей ноте.

А снега хруст, а треск костра!

А металлическое пенье,

И звон пилы, и топора!

А проводов степных гуденье!

…Вот почему-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели,

Рояль, и скрипка,  и гобой.

                                                                        М. Ивенсен

 

О чем это стихотворение? О том, что музыка вокруг нас, все звуки природы музыкальны, стоит только прислушаться. (1 слайд)

И так, сегодня на уроке мы услышим и «увидим» отражение природы в музыке.

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков. (2 слайд)

В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. «В сущности, мой род – это сказка, былина, и, непременно русские», - говорил про себя композитор.

Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд. На нашем уроке речь пойдет об опере «Снегурочка».

«Снегурочка» - самая поэтичная опера композитора. Николай Андреевич считал ее своим самым лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы проникнута неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», - писал А.П. Бородин.

Обстоятельства создания оперы хорошо известны. Н.А. Римский-Корсаков сам рассказал о них в «Летописи моей музыкальной жизни». Сказка А.Н. Островского «Снегурочка» была первый раз прочитана им около 1874 года, когда она только в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879/80 годов он снова ее прочитали, на сей раз «точно прозрел на ее удивительную. (3 слайд)

  Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

 Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка». «Музыкальные мысли, и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор.

10 февраля 1881 года опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

Далее дать понятия опера, балет, либретто, хор, ария, музыкальный театр (слайды 4-7).

Оркестровое вступление к прологу оперы – это красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки. Представьте себе такую картину. Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой – скованная льдом река. За рекой – Берендеев посад. Послушаем. (8-32 слайды)

Какие изобразительные моменты вы услышали в музыке? (Крик петуха, щебетание птиц, капель). Грозная в начале, а потом просветленная, обрамленная пение птиц, звучанием капели музыка передает скорое наступление весны.

И. Котомин так охарактеризовал интродукцию к опере: «легкое, прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха, настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет, гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок».

Познакомимся с местом действия и основными героями сказки (герои и их партии указаны в презентации). (33,34 слайды)

В окружении птиц и цветов на Красную горку спускается Весна-Красна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодным веснам. Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз, да и сама Весна томится в неволе, но любя и жалея дочь – Снегурочку, не решается перечить грозному Деду-Морозу.

Из лесу выходит Дед-Мороз. На утренней заре он должен покинуть землю берендеев и умчаться в сибирские тундры. Беспокоит его только судьба дочери: Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее сердце огонь любви (пока Снегурочка холодна и чиста сердцем, ей не угрожает никакая опасность). Может быть, отдать, ее на присмотр в слободку, к бобылю? Весна зовет Снегурочку. Узнав, что ей разрешено покинуть, холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрывает радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободу берендеев, простодушно отвечает: «Людские песни!»

Послушайте Арию Снегурочки из этой сцены. Какой вы ее себе представляете? Звучание, каких инструментов переплетается с легкими, грациозными переливами голоса? Вам понравилась Снегурочка? Помогла вам музыка понять ее образ? (35-38)

В своей арии Снегурочка с восторгом поет о том, что дни и ночи готова слушать пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце. Тает?! – Мороз наказывает дочери избегать Леля, «не слушать ни речей его, ни песен». Мороз и Весна прощаются со Снегурочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду. Появившись на Красной горке среди людей в Прощенное воскресенье народного праздника Масленица, Снегурочка прощается со своей прошлой жизнью. (39)

Живя в слободке, Снегурочка опечалена. Она чувствует, что ей не хватает душевного тепла, обидно, что пригожий Лель скучает с ней. Красавица Купава сочувствует Снегурочке, но ей некогда думать о других: сегодня в слободку приезжает ее жених Мизгирь. В Ярилин день быть их свадьбе. А вот и Мизгирь. Собираются девушки и парни. Богатыми подарками, привезенными из дальних стран, выкупает Мизгирь невесту и за руку выводит из круга девушек. Но вдруг его взгляд падает на Снегурочку. Потрясенный ее необыкновенной красотой, мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.

Во дворце Берендея слепые мудрецы славят мудрого и доброго царя.  На душе у Берендея неспокойно. Вот уже пятнадцать лет страна берендеев в немилости у Ярилы-Солнца: лето год от году короче, а весны все холодней. «В сердцах людей заметил я остуду, - с грустью и тревогой говорит царь своему ближнему боярину Бермяге, - не вижу в них горячности любовной, исчезло в них служенье красоте, а видятся совсем иные страсти». Слуги вводят Купаву. Заливаясь слезами, девушка просит Берендея наказать обидчика – Мизгиря – за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать весь народ на грозный царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиж

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 9.18 Mb
Количество скачиваний: 1
Просмотров: 95

Похожие материалы