ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Предмет: Директору-завучу
Категория материала: Презентации
Автор:

Даньшов Сергей Николаевич

МБОУ «Городецкая СОШ»;

директор, к.п.н., учитель высшей категории

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА (слайд 1)

Уважаемые дамы и господа! Позвольте выразить слова благодарности и признательности мэрии г. Уси за приглашение в вашу страну! Это высокая честь для меня и я с радостью принял приглашение для участия в столь значимом событии! Я представляю не только Россию как учитель, педагог, но и как руководитель средней общеобразовательной школы, а еще как представитель Оренбургского казачества.

Сегодня перед российской школой в условиях открытого общества, перехода экономики потребления, распределения на экономику знаний становления обществознаний, стоит задача подготовки мобильных людей способных работать в ситуациях неопределенности и владеющих корпоративной культурой. Между тем социальные и психолого-педагогические исследования в образовательном процессе фиксируют наличие серьезных затруднений. Бездуховность, проявляющаяся в эгоизме, неустойчивость общечеловеческих ориентаций школьников на труд, образование, Отечество, способны снижать учебную мотивацию, ограничивать возможности коллективного взаимодействия, использования коллектива в качестве инструмента воспитания. Проявление сострадания, соучастия, миролюбия, уважения к другим и самому себе не должны отходить на второй план, становясь препятствием в воспитании свободной, духовно-богатой, высоконравственной, патриотичной личности. Поэтому педагогику интересуют вопросы создания детского, школьного (классных) коллективов и использования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно - через коллектив. Основная цель – воспитание такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая «умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально». (слайд 2)

Теория коллектива, коллективного воспитания активно разрабатывалась с 20-х гг. прошлого века и считалась традиционно педагогической до определенного времени. С начала 80-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны других общественных наук: философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности. Структурой и становлением системы интерперсональных и деловых связей занимается социальная психология. Коллектив в целом как социальную систему изучают социологи. Юриспруденция рассматривает коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

История неопровержимо показала, что основным и решающим фактором социальной жизни являются «динамические силы» людей. Люди могут делать очень многое, если у них есть соответствующие цели, установки, хорошая социальная организация (достаточно привести примеры действия динамических сил людей в периоды социально–экономических реконструкций, единения в защите Отечества). Огромное значение динамических сил людей бесспорно важно для всего социального развития страны. Но они зависят, в первую очередь, от того, как воспитаны и обучены люди, насколько они «активны и в какой мере владеют современными формами и способами коллективной деятельности».

Идея создания и развития коллективной, духовно-нравственной среды воспитания обусловлена становлением новой гуманистической педагогической парадигмы образования. Особенно ослабление коллективов, наблюдаемое в школе, действует отрицательно на весь образовательный и воспитательный процесс, на выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов. Одной из первых задач был поиск современно-результативного средства воспитания, духа коллективизма школьников, создания сплоченных классных коллективов, способных к решению сложных жизненных задач. (слайд 3)

Основой воспитания в коллективе, Ш.А Амонашвили считал творение счастья каждого из воспитанников: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье» (слайд 4). Главные постулаты в развитии теории коллектива как воспитательного инструмента обоснованы в исследованиях Н.М. Борытко, Т.Е. Конниковой, В.С. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, И.В. Мудрика, О.С. Богдановой, И.Б. Первина. В их трудах получили решение многие проблемы, имеющие большое практическое значение: активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь классного коллектива с широкой социальной средой, гуманизация межличностных отношений и др.

С учетом состояния современной образовательной среды школы таким средством воспитания и формирования классного коллектива было обосновано использование традиций казачества. Аргументы в пользу выбора этого средства усиливаются тем, что в условиях роста национального, патриотического самосознания людей, современная педагогическая наука и практика чаще обращаются к историческим памятникам, культурным традициям, в частности традициям казачества, как средству воспитания подрастающего поколения. (слайд 5) Культурные, экологические, патриотические, художественно-эстетические, этические ценности отечественного казачества в комплексе ориентируют учащихся на духовно-нравственное совершенствование, на коллективное единство и сплочение. (слайд 6) Наш интерес связан одновременно с проблемами коллективного воспитания (в частности, области нравственных и патриотических традиций отечественного казачества) и становления коллектива как субъекта воспитания. Самобытность культуры, традиции являются важнейшим фактором национального единства и солидарности. (слайд 7) То, что сохранила в себе культура в виде традиций, подтверждает «свою значимость для общества, пользу для личности» (Д.С.Лихачев). Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением. Реализуя механизм «социальной наследственности», каждое новое поколение людей усваивает достигнутые предыдущей человеческой деятельностью знания, умения, ценности. Происходит приобщение новых поколений людей к достигнутому на данном историческом этапе уровню развития культуры. «Каждому народу свойственна своя культурная традиция, как в материальном, так и в духовном плане» (К.Леви–Строс). Национальная традиция «создается национальными общностями, объединенными общим языком, территорией, экономикой, этническим самосознанием». (слайд 8)

Казачество является хранителем высоких духовных и нравственных ценностей. В традициях отечественного казачества как средства коллективного воспитания мы выделяем традицию защиты Отечества и духовную установку. Можно сказать, самобытность народной казачьей культуры базируется на духовности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностях. В основе веры казаков лежит глубокая идея любви к ближнему, казак готов «положить душу свою за други своя». (слайд 9) Казаки были разных народностей, религий и объединяло их всех одно - любовь к родной земле, матери, казачье братство и заповеди:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай!

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги свою семью, служи ей примером! (слайд 10)

Чувство личной веры, «Бог в душе» - не мешает жить казакам по законам общинного братства. Казак умеет ценить свободу превыше всего и храбро ее защищать. В казачьих традициях заложен высокий духовно-нравственный коллективный воспитывающий потенциал, который веками накапливали наши предки - казаки, здесь присутствует любовь и уважение к близким, родной земле, почитание веры и культуры других народов, ответственность, сплоченность, взаимопонимание, защищенность, взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, «чувство локтя», гласность и здоровая критика, соревнование. (слайд 11) С использованием традиций казачества в формировании классных коллективов каждый школьник приобретает полезные качества – нравственность, духовность, толерантность, патриотизм, через приобщение к богатому историческому наследию, становится истинным гражданином своей страны и способен приносить пользу людям и обществу, а главное – способен быть членом коллектива и в дальнейшем общества. А традиции казачества это лишь средство, инструмент в нашей педагогической работе.

Передаваемые из поколения в поколение традиции казачества указывают на наличие определенной самобытной системы воспитания, на содержание которой оказывали влияние не только культурные, но и географические, социальные, социобиологические и хозяйственные факторы. Под влиянием этих факторов и природной среды сложилось некоторое сходство языка, нравов, обычаев, быта и психологических характеристик Оренбургских казаков с другими Российскими казачьими обществами. В процессе воспитания казаки опирались на представления об общности происхождения их судеб, участие в исторических событиях, на связь с языком и «почвой». Сплав культур, этнокультурная общность породили на Южном Урале казачью культуру. (слайд 12)

Казачьи традиции - это устойчивая транслируемая компонента содержания образования, эффективность использования которых в процессе формирования классного коллектива вызывает у подростков и старшеклассников патриотические чувства, активизацию познавательных мотивов, «согласование» содержания воспитания с «образом» духовной культуры казачества, усвоение духовно-нравственных норм морали и поведения. (слайд 13)

Полагаем, и сегодня только на основе исторических традиций возможно формирование классного коллектива, в котором могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Никакой метод по формированию классного коллектива и воспитания в нем школьников не может быть выведен из представления о паре учитель - ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Четкая система обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива, система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности, направленные на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед (А.С.Макаренко) и построение целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом, идея направленного развития у ребенка субъектной позиции (В.А.Сухомлинский).

Школьный коллектив выступает «средой освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов. Часть из них он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом классного коллектива он становится в силу определенных условий и вынужден принимать те правила взаимоотношений, которые свойственны этому коллективу. Это вовсе не означает, что школьник должен пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Но он не может пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, который открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и противопоставления. В конечном итоге в коллективе происходит осознание социально ценностных качеств (гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость), формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. При современной организации всей социальной жизни приходится устанавливать очень сложные отношения, включая производственные, личные, эмоционально – волевые, интеллектуальные, которые необходимо достаточно тонко дифференцировать и строить иногда по отдельности, а иногда вместе друг с другом. Все это предполагает значительно более широкий набор культурных (эстетических, общественных, эмоциональных, научных, коллективных и пр.) средств, чем тот, который может дать современная система воспитания. (слайд 14)

Для реализации поставленных задач по формированию классных коллективов на традициях отечественного казачества нами целенаправленно создавались педагогические условия. Гипотеза заключалась в следующем: эффективность процесса формирования классного коллектива как инструмента духовно-нравственного воспитания его субъектов зависит, во–первых, от вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность; во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. (слайд 15)

Работу в формировании классных казачьих коллективов по духовному, физическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе культурных традиций казачества проводят грамотные специалисты из числа педагогического сообщества в сотрудничестве с казаками «Первого отдела». Основные направления образовательно-воспитательной деятельности: духовно-нравственное, патриотическое воспитание на исторических традициях Оренбургского казачества, общефизическая, огневая и строевая подготовка, песенный фольклор, всестороннее развитие, углубленное изучение предметов по выбору. (слайд 16) Интерес самих ребят возникает в силу особенности программы. Были созданы кружки по изучению быта казаков, боевого искусства, семейного воспитания, созданию образцов одежды, инструментов, предметов декоративно-прикладного искусства. (слайд 17) Ученики могут выбрать интересное дело. Им предложены для выбора мероприятия, в которых они по желанию могут принять активное участие (тематические «огоньки», уроки «Мое Отечество», «Казаки Оренбуржья»; тематические программы в лагере дневного пребывания «Атаманская сотня», «Казаки из века в век», «Я – казак»; групповые мероприятия: «Разговор о главном», «Моя родина – Россия»). (слайд 18) В летний период для ребят организуется военно-спортивный лагерь в котором строгая дисциплина, товарищеская взаимовыручка, ответственность и самостоятельность, полный распорядок дня, где занятия по военной подготовке чередуются с различными видами отдыха. Нравятся ребятам поездки, пешие походы и марш-броски, посещение краеведческих музеев, областного цирка, воинских частей, плавание и верховая езда (джигитовка) – вот далеко не полный перечень дисциплин и мероприятий, по которым ведутся занятия с казачатами. (слайд 19-20) Вся деятельность данной программы имеет духовно-нравственную основу и направлена на формирования единого, сплоченного детского коллектива. Это условие обеспечивается в соответствии с интересами учащихся, чтобы неизвестное для них новое знание совпадало с целью деятельности по формированию духовно-нравственной воспитанности. В духовно-нравственных традициях казачьей культуры подростки находят примеры культурного общения, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, знанию. (слайд 20-23) Например, традиционные наказы казакам, уходящим на службу, заключающие идеи терпимости, гражданственности, патриотизма в классных коллективах воспринимаются эмоционально и осознаются как ценность:

- помни, по тебе судят о народе твоем! Будь прост, но не подобострастен, доброжелателен, но не льстив, храни достоинство, но не гордись. Каждое слово твое – слово народа твоего. Все люди равны, и нет народов больших и малых. Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь ровно добр и открыт всем – «как аукнется, так и откликнется!» Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! Но помни, что воля не своеволие, лихость – не разбой, а доблесть не жестокость!

- помни: храбрые всегда добрые, потому как они сильные! Не мсти! Будь свободен душой, но страсти держи в оковах. Да не овладеют они сердцем твоим, да не ввергнут тебя в пучину беззакония. Никогда не воюй со слабеющим, но только с тем, кто сильнее тебя! Сразив врага, будь милостив. Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе, чем мы остановим ненависть человеческую. Прощай врагам своим, не трать души своей на ненависть и зависть, (слайд 24) и продляться дни твои в мире и радости, и обретешь ты память и славу в потомках. Ты опора и защита России!

Становление коллективной деятельности школьников, объединенных общей целью, мы фиксировали при создании музея истории казачества, подготовке и проведении радиопередач «Казачьему роду нет переводу!»; работе в Internet, библиотеках; проведении конкурсов, краеведческих викторин, олимпиад, факультативов и кружков по изучению казачьего народного творчества (хоровых песен, танцев), встречах с участниками фольклорных ансамблей «Перегода», «Вольница». (слайд 25) На этом этапе воспитание и обучение органически сливаются в один процесс, в котором ученик выступает в роли носителя казачьих традиций: стремится рассказать о традициях казачества в школе, друзьям, родителям, интересуется литературой, произведениями искусства. Происходит естественный переход в коллективных отношениях, переход на новые технологии case – study, развития критического мышления, технологии повышения мотивационного потенциала образовательной среды, технологии самопрезентации и формирования субъектной позиции. Коллективом можно называть группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм – в группу-коллектив.(слайд 26)

Можно утверждать: культурные традиции казачества позволяют раздвигать границы выбора, а в коллективной деятельности школьники сами могут найти ответы на волнующие их вопросы,(слайд 27) овладевают способами ведения диалога, дискуссии, умениями рефлексии. Мы отмечали: когда расширялся круг общения с людьми - носителями культуры, обычаев и традиций казачества, обогащались чувства ребят. Не только переживались радость, торжество, но были огорчение, неуверенность, временная обида. Находясь в поле такого «духовно-нравственного напряжения», в коллективе каждый учился самоопределению, выработке жизненной позиции, терпимости к иному мнению. Система отношений определялась разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному.

Как видим, основным механизмом совершенствования классного коллектива становилось «со-бытие» (М. М. Бахтин) (слайд 28) учеников и педагогов - казаков, в котором ключевым технологическим моментом является сотворчество, доверие (В.Г.Рындак). (слайд 29) Объективно это - деятельность педагога-носителя рефлексивного профессионализма (Л.Б.Соколова) во взаимодействии с учеником создавать условия для саморазвития в учениках коллективистских качеств. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо действия создавались временные коллективные органы. В них входили школьники, которым первичный коллектив поручал планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром выступает актив, обладающий потенциалом культуры коллективной деятельности. Каждый в коллективе осваивает роль лидера - организатора; подчиненного - исполнителя, сохраняющих стиль, тон и традиции коллектива. Объединенные единством цели и деятельности, они все вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов коллектива.(слайд 30)

Сегодня кадетское казачье образование в нашей области проходит сложный и ответственный этап. Это не простая задача для нас. Предстоит еще многое сделать. Не случайно сегодня мы вспоминаем, живем и воспитываем наших детей по казачьим традициям, заповедям. Вспоминаем их не для фольклорных музеев, а для созидания богатой и счастливой жизни. Только вместе с детьми мы, взрослые, собственным примером сможем сплотить наших детей и из классных коллективов вырастить в будущем настоящих сплоченных людей, объединенных общими человеческими и духовно-нравственными ценностями, направить ребят по верному пути, который приведет их к истокам добродетели. Это начало настоящей и очень увлекательной жизни, жизни которой не будет конца. Ведь вскоре в казачата пойдут их дети… Ну а мы, взрослые, с помощью таких нужных и полезных дел всегда будем воспитывать сильных духом и телом ребят.

Итак, в основе использования традиций отечественного казачества по формированию классного коллектива лежит культурологический подход, позволяющий получить результаты, труднодостижимые в традиционном обучении. Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически, а для этого необходимо приложить много усилий. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные, стимулирующие, воспитывающие функции при наличии общественно значимых целей, их последовательное развитие, как условие и механизм постоянного движения вперед, включение школьников в разнообразную социальную деятельность, создание отношений ответственной зависимости между членами коллектива, обеспечение действенной работы его органов, систематическая и практическая связь коллектива через наличие положительных традиций, увлекательных перспектив, атмосферы взаимопомощи, доверия, требовательности и сознательной дисциплины.

Я уверен, что у китайского народа существуют глубокие традиции в воспитании подрастающего поколения и для нас будет ценным познакомиться с их духовным, высоконравственным воспитывающим потенциалом и опытом по формированию классных коллективов, по воспитанию в них молодых людей.

Список литературы

1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.

2. Власова, Т.И. Воспитание духовности личности / Т.И. Власова // Известия Юж. отделения РАО. – Ростов н/Д. – 2010. – Вып.2. – С. 25-35.

3. Леви-Строс, К. Печальные тропики / К. Леви-Строс. – М.: Знание, 1984. – 287 с.

4. Новикова, Л.И. Воспитание? Воспитание? Воспитание… Воспитание! / Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. – М., 2002.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения.

7. Щедровицкий, П.Г. Материалы школы культурной политики / П.Г. Щедровицкий, В. Розин. – М., 2003, 2004.

8. Соколова, Л.Б. Психолого-педагогическое исследование: инновационные процессы. Монография / Л.Б. Соколова. – М.: ЭКСМО, 2013. – 348 с.

Даньшов Сергей Николаевич, к.п.н., учитель высшей категории, МБОУ «Городецкая СОШ»; директор.

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 5.71 Mb
Количество скачиваний: 6
Просмотров: 108

Похожие материалы