Технология изготовления Дэйбиир комаромахалки

Предмет: Технология
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Министерство  Образования республики Саха (Якутия)

Муниципальное образовательное учреждение

«Чокурдахская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Чикачева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий проект

по технологии на тему:

«Дэйбиир - комаромахалка»

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

                                                          Выполнила: ученица 8 а класса

                                  Горохова Ирина

                              Руководитель:

                                                         Горохова Иванна Николаевна,

                                             учитель изо и черчения

                                                              Научный руководитель:

                                                              Петрова С.И.,

                                                              кандидат исторических наук,

                                                              доцент кафедры фольклора и

                                                              культуры Института языков и                        

                                                                  культуры народов Северо–Востока

                                                              РФ СВФУ им. М.К. Аммосова

 

 

 

 

Чокурдах, 2015

                                 

 

 

 

Содержание

 

 

 

            1.     Обоснование возникшей проблемы и потребности.

            2.     Определение конкретной идеи, ее формулировка.

            3.     Выбор оптимального варианта.

            4.     Традиции шитья народа Саха.

            5.     Выявление основных параметров.

            6.     Схема обдумывания.

            7.     Материалы, инструменты, приспособления, оборудование.

            8.     Традиционные швы шитья народа Саха.

            9.     Контроль качества.

       10.     Правила безопасности работы во время работы.

       11.     Санитарно-гигиенические требования.

       12.     Экологическое обоснование.

       13.     Экономическое обоснование.

       14.     Самооценка

       15.     Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                      Обоснование возникшей проблемы и потребности

 

Когда мы жили в Намском улусе, наша семья познакомилась с народной мастерицей Слепцовой Анной Николаевной. Она познакомила меня с методами работы с конским волосом. Я ей помогала в начальной обработке конского волоса и хвоста, научилась традиционному  плетению украшений на лбу, вместе делали из остатков различные сувениры.

Приехав обратно в Аллайховский улус, я стала скучать по вечерам, проведенным вместе с Анной Николаевной. И однажды, когда я начала готовиться к выступлению по танцу, мне попался на глаза дэйбиир. И я подумала, интересно, правильно ли сделан этот дэйбиир, вот бы сделать самой и по традиционному методу.

Работа с конским волосом – один из самых древних технологий  изготовления изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из конского волоса связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала.

Работа с конским волосом как вид рукоделия позволяет развивать творческие способности и художественный вкус каждого, кто занимается этим видом декоративно – прикладного искусства.

Ручные работы всегда ценятся очень высоко, особенно в наше время, когда техника  и искусственные  технологии  полностью  заменили ручной труд. Поэтому я решила перенять  опыт многих поколений и научиться традиционным обработкам конского волоса и хвоста.

Якутская народная прикладная культура отличается своей глубокой, богатой духовной традицией.

В современной жизни традиционная технология вырывается из привычной бытовой обстановки и ее развитие диктуется стилем жизни. Сегодня мое поколение должна перед собой поставить задачу возрождения традиционной культуры и сохранить ее национальную бытность.

В Аллайховском улусе развито коневодство в двух населенных пунктах: Берелях и Быягныр. Население использует в пищу только мясо. А шкуру, камусы и конский волос используют только единицы людей.

Проблема в том, что население имеет мало информации по обработке конского волоса и технологии традиционного шитья.

 

2. Определение конкретной идеи, и ее формулировка

 

Работу начали с изучения необходимой литературы по культуре якутского народа. В словарях нашли значение слова дэйбиир. В интернет - ресурсах попытались найти данные по обработке конского волоса или хвоста, а также последовательность выполнения дэйбиирэ. К сожаленью, необходимой информации было мало, и тогда мы решили позвонить и посоветоваться с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо -  Востока РФ СВФУ им. М.К. Аммосова Петровой Светланой Ивановной и  народными мастерами по декоративно – прикладному искусству со Булатовой Евдокией Гаврильевной, Слепцовой Анной Николаевной, Гермогеновой Татьяной Осиповной . Это нам дало возможность узнать о том, чего не нашли в книгах. Ответы были однозначными.  А также по интернету получили фотографии мастер - класса изготовления дэйбиирэ. Это нас очень обрадовало.

Появилась идея украшения дэйбиирэ, где мы решили использовать следующие технологию шитья и материалы:

·        Лоскутное шитье;

·   Бисер;

·   Кожа.

 

 

3. Выбор оптимального варианта

Чтобы осуществить свой замысел, мы разобрали найденный дома дэйбиир и проанализировали его. В результате, мы пришли к выводу, что данный дэйбиир был сделан не по традиционному методу:

1.     На конце рукоятки нет конусообразной детали, который дает возможность экономии сырья, создавая пышность дэйбиирэ.

2.     Конские волосы соединены клеем. В традиционной технологии шитья клей никогда не использовался.

Посмотрев состояние дэйбиирэ, мы решили:

1.     Сделать или купить новую рукоятку для дэйбиирэ;

2.     Собрать заново дэйбиир. Сырье  оставить прежнее, так как конский хвост старого дэйбиирэ сохранил свою структуру и может использоваться и в дальнейшем. Конский хвост будем соединять  пучками, используя узел называемый в народе саха «а5ыстаах баайыы» («восьмерка»).

3.     В украшении дэйбиирэ использовать лоскутное традиционное шитье, бисер, кожу.

4. Традиции шитья народа Саха

Одежды изготавливались из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот. 

Мастерицы стараются не показывать линию шва в изделиях: закрывают металлическими бляшками, несколькими рядами прямой бисерной отделки, вышивкой нитками и подшейными волосом  оленя или пропускают кант  между швами.

С точки зрения верований народа это можно объяснить тем, что сама одежда является для человека защитой от влияний и воздействий, злых духов, которые могут проникнуть сквозь некачественно прошитые линии шва в душу человека и «поранить» его.  А с технологической точки эти приемы являются показателями качественной отделки – ведь раньше одежда шилась на века, передавалась от поколения к поколению, как семейная драгоценность, по наследству.

Особенности украшения изделий

Якуты – творцы великолепных аппликаций из сукна,ровдуги, меха, создатели красивых и сложных по составу изделий. Яркими узорами украшались конские убранства, шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки,сумки.

Часто для украшения одежды использовали мех белки, горностая, бобра, выдры, соболя, рыси, тарбагана, волка и лисы. Наряду с мехом украшали бисерными полосами, нашивками из прорезной кожи, с вырезами в виде лепестков, кружков, полукружий, овалов или ромбиков, а также использовали вышивку из цветной нити.

Семантика цвета

Мифологическое, религиозное и художественно-эстетическое мировоззрение у якутов, как и у других народов, ярко выражается прежде всего в семантике цвета, в орнаментальной композиции, декоративной отделке и украшениях костюмных комплексов.

Якутская традиционная одежда отличается стройностью композиции, гармоничностью цветов, естественной связью декора и символики.

Примерно с рубежа ХVIII–XIX веков, как раз с приходом русских, на якутских костюмах начинают встречаться хроматические цвета: зеленый, красный, желтый, фиолетовый и их сочетания. С этого времени явно ощущается влияние русской культуры. Основные цвета женской праздничной шубы — красный, желтый, зеленый, черный.

Основной фон — черный, символ Матери-Земли. Он составляет костяк, опору, на которую накладываются цвета-знаки. Широкая полоса из красной ткани идет по подолу, бортам, по груди, плечевой части, вдоль позвоночного столба, охватывая таз и бедра, а также полоска вставляется на уровне предплечья. Так как красный цвет — цвет жизни и плодовитости, красные полоски как бы окружают со всех сторон своей аурой женскую фигуру, выполняя не только продуцирующую, но и охранительную функцию.

Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками. В мифоритуальной традиции якутов красный цвет — цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.

Зеленый цвет придает свадебной шубе свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. На свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.

Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном желтый цвет располагается на уровне предплечья и в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.

Конский волос и его характеристика

Отличительная особенность конского волоса – необычная прочность и практичность в быту. Конский волос у якутов имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Таким уникальным материалом является конский волос – натуральный, эластичный, вечный.

Комаромахалка

Кыл [ср. тюрк. кыл, монгольский -  «кiл5асун»] хвостовый конский волос; кыл буолла стало вровень съ волосомъ, которымъ щита посуда; тыным тысы кыл са5а халла! Дыхания моего тонкий волосок лишь остался!

Я.; ат кыла конский волосъ; Gordius seta, волосатикъ В11. (ср. кыл уон); табiан кыла, верблюжiй волосъ Е.; балык ciciu кыла переднiй спинной плавникъ (см. п. атах 1 и кутурук); кыл быа волосяная веревка; кыл ту щетина, жесткiй волосъ, шерсть кыл уон (лучше, чем ат кыла) волосатикъ Ник.; Кыл Куомаi Волосяное горло, сказочное (мужское и женское имя); кыл быысыттан орусуiдум - я его уберегъ (спасъ), когда онъ былъ на волоске отъ смерти; кыл туганiнан cпъша, торопясь; кыл тынынан духомъ, мигомъ, очень скоро (съездить, сходить); кыл мучу какъ разъ (доехатъ, застать).

Комаромахалка имеет и ритуальное, и хозяйственное применение. Хозяйственное применение комаромахалки это летом отгоняет комаров, мошек и используют как веер от жары. Иногда люди, которые работают с утра до вечера, когда отдыхают, используют дэйбиир вместо подушки, любят класть под голову.

Ритуальное применение комаромахалки имеет магическую силу, может изгнать с человека злых духов, неприязни. В старину каждому ребёнку делают собственный Дэйбиир, который имеет оберегающую функцию, при этом ребёнок учится охранять природу, и всё что окружает его.

Изготавливают его из хвостовой части лошади (кыл), строго соблюдая положение хвоста. При изготовления комаромахалки, кыл (хвостовая часть конского волоса) не меняют положение волоса как сверху вниз и снизу вверх.

В наше время, комаромахалку применяем, чтобы зло не вошло в дом, подвешиваем его над входными дверьми. Она охраняет благополучие людей и скота от злых духов, помогает человеку, хранит его от разрушительных сил.

 

 

 

 

5. Выявление основных параметров

Цель моей работы - Исследование технологической культуры шитья якутов на примере изготовления   комаромахалки – дэйбиир.

Для этого мне предстоит изучить:

· необходимую литературу;

· традиционные технологии обработки конского волоса;

· традиционное шитье якутского народа;

· семантику цвета;

· смоделировать выкройку для украшения дэйбиирэ с использованием лоскутной техники и бисера.

 

 

 

 

 

6. Схема обдумывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Материалы, инструменты, приспособления, оборудование

1.            Нитки.

2.            Мех.

3.            Конский хвост.

4.            Бисер

5.            Кожа

6.            Иглы.

7.            Ножницы.

8.            Наперсток.

9.            Рукоятка для дэйбиирэ

10.       Утюг.

 

8. Традиционные швы шитья народа Саха

Традиционные швы для шитья:

·  

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 7 Mb
Количество скачиваний: 14
Просмотров: 153

Похожие материалы