Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Презентации
Автор:

1.Слайд Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка

 

Қазақ  халқының көнеден келе жатқан салт – дәстүрлері, ырымдары өте көп. Қазақ «қазақ» деген атын осы кезге дейін қазақи салт - дәстүрлерімен, ырымдарымен, той – мереке, тағы басқа да жол – жосындарымен   талай елді таң қалдырып келеді. Ата- бабамыздың қалдырған асыл мұрасын қадірлеп, жоғалғанды жаңғыртып, қайта жаңартатын ендігі болашақ ұрпақтың өз қолында.  

 

2.Слайд  Шілдехана - торжество, связанное с рождением ребенка.

Шілдехана (праздник рождения)

 

Рождение ребенка является большим семейным праздником. К нему готовятся заранее и ждут его с нетерпением. В народных традициях нашли отражение различные этические стереотипы поведения молодых родителей в связи с рождением сына или дочери. Например, уже в первый вечер после рождения ребенка в доме собирались родственники, друзья. Этот праздник назывался шілдехана, шілде күзет. Поздравления близких символически означали охрану матери и новорожденного от злых духов. В которых народ верил издавна.  

3.Слайд   Бесікке салу, бесік той - праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша.

При первом укладывании ребенка в колыбель в нее, согласно традиции, должно было быть положено семь необходимых вещей. Во-первых, то, чем укрывают ребенка: одеяло, шапан (халат), а во-вторых, для будущей жизни малыша: кебенек (одежда воина или пастуха), тон (шуба), жабу (попона для коня), жүген (узда), қамшы (камча, плеть). Каждый предмет символизировал определенное пожелание: шапан - быть достойным сыном своего племени, узда - стать ловким наездником, кебенек - вырасти воином-батыром. В первый же день рождения малыша в доме собиралась молодежь. Появление нового члена семьи, особенно если это мальчик. Считалось большим праздником. Гости исполняли традиционную песню, в которой звучали добрые напутствия: расти большим, здоровым, веселым. Добрым, умным, имей храброе сердце и т.п. В этот торжественный день закалывали барана - қалжа. Его мясо и печень первой должна была попробовать молодая мать и сделать это еще до сбора гостей. До исполнения ребенку 40 дней его обычно не показывали посторонним, опасаясь сглаза.

 

4.Слайд  Есім қою, ат қою - обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.

5.Слайд Қырқынан шығару - обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей.

Қырқынан шығару (Праздник сорока дней)

 

Этот семейный праздник еще раз свидетельствует о том огромном внимании, которое уделяется в казахской семье новорожденному. По традиции, торжество обычно проводится на сороковой день со дня рождения ребенка. Приглашенных очень много, и празднество проходит в торжественной обстановке. В этот день с ребенка впервые снимают ит көйлек (собачью рубашку), в которую его одевали сразу же после рождения. По народному поверью, «у собаки сорок душ», и поэтому «собачья рубашка» должна оберегать малыша от всех бед. Но к сорока дням он считается уже достаточно «большим». И охраняющую его рубашку можно снять и отдать собаке, предварительно завернув в нее какую-нибудь еду в качестве награды. После снятия этой рубашки ребенка обычно купают в сорока ложках воды. Приговаривая: «Пусть 30 позвонков твоих и 40 ребер поскорее закрепятся». Затем следует первая стрижка, которую доверяют самому уважаемому человеку в семье. Чаще всего женщине. Снятые волосы скатывают на ладони в клубок и подшивают младенцу под воротник его одежды. Первые состриженные ногти собирают, заворачивают в траву и закапывают в землю. Также поступают с первыми выпавшим зубом и волосом. Эти обычаи связаны с древней верой в священность первых волос и ногтей, которые, по поверью, должны продолжать свой рост вместе с ребенком. Родители верили, что долгое сохранение в земле срезанных волос и ногтей принесет их потомку избавление от земных проклятий со стороны возможных будущих врагов и убережет его то прочих бед. Народные традиции имеют огромное нравственное значение. Этическая их сущность заключается, прежде всего, в том, что они формируют определенную психологическую установку. Которой ребенок подсознательно будет следовать в будущем. Наставления и пожелания, родных должны сформировать определенный стереотип поведения и образа жизни, а также выработать полезные привычки. А страх перед карой за отход от заветов отцов и близких людей оградит, человека от совершения дурных поступков и будет способствовать продолжению традиций рода, поддерживанию древних обычаев и добропорядочных взаимоотношений.

 

6.Слайд  Тұсау кесу - по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый  уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать.

 музыка

 

 

І-жүргізуші: (Холмогорова Ксюша)

Біз қазақ халқы әулет дәстүрін қастерлеп, дәстүрлік мұраларды насихаттап жүрген халықпыз.

Дәстүрдің озығы бар, жазығы бар,

Өткеннен бізге жеткен асылы бар.

Сәбидің кейбір кезін қызықтайтын,

Қазақта «Тұсау кесер» рәсімі бар.

 

ІІ-жүргізуші:(Фишер Татьяна)

«Тұсау кесу», еркін жүре бастаған бал-бөбектің басқан қадамы құтты болып, одан әрі жаны жамандық көрмей, жүріп кетуіне тілек білдіретін салт.

Күлгенің де той сенің,

Жүргенің де той сенің.

Қызықтасын халайық,

Тұсау кескен бұл күнің

Есте қалсын, жарқыным.

І-жүргізуші: (Холмогорова Ксюша)

    Бүгінгі күні  Игнаттың «Тұсау кесер»  тойын өткіземіз.

 Әдетте, балаға 12-14 ай болғанда қаз тұрып, жүре бастайды. Осы кезде ауылдағы қарт әжелер мен қыз-келіншектер жиналып, ойын-той жасап, шаруаға икемді, пысық, елгезек, еңбексүйгіш бір келіншекке жас баланың тұсауын кестіреді. Ата-әжелеріміз бұл ырымға қатты көңіл бөлген. Өйткені баланың болашақтағы жолы, аяқ алысы жақсы, нық болуы осы тұсау кесуге байланысты деп түсінген.

Әлбетте, баланың тұсауы ала жіппен  кесіледі: Ала жіп ақтық пен адалдыққа жол ашады.

Период, когда ребенок делает первые шаги, является одним из самых содержательных в его жизни. Казахи уделяли ему большое внимание. Оттого как пойдет ребенок, по их мнению, зависела не только сама ходьба, но и как сложится его дальнейшая жизнь, с какой полнотой и содержательностью.

Ножки ребенка перевязывали свитой веревкой  из пестрой ленты . Пестрой лентой, чтоб вырос хорошим, честным человеком, не переходил дорогу другим, чтоб был удачлив в дороге, чтоб был всегда сыт, рос и жил без печали.

 

Обряд разрезания пут проводил житель аула или родственник, качества которого родители хотели видеть в своем ребенке с пожеланиями:     «Қашсаң құтыл, құсаң жет», т.е. «Будет убегать - пусть его не догонят, будет преследовать, пусть — догонит».

 «Жүрдек болсын, талтақ боп өспесiн», т.е. чтобы был быстрый на подъем, вырос хорошим человеком, а так же:

 Бiрiншi тiлек тiлесем,

Жер таянып жатпасы.

Екiншi тiлек тілесем,

Жалғыздың артында қалмасы.

ІІ-жүргізуші:(Фишер Татьяна)

Ты, во-первых, не ленись,

И на ножки поднимись.

И желаю, во-вторых,

Не отстать от остальных.

Родители ребенка вместе с гостями, приглашенными на это торжество, радовались этому событию. Торжество сопровождалось общим угощением. После чего взрослые и дети участвовали в играх и шуточных развлечениях. Например, перед только что начавшим ходить ребенком, клали различные предметы: ножницы, молоток, камчу, домбру, украшение и т.д., и по предмету, который взял ребенок, угадывали его будущую профессию.

Көрініс:

Ауылда тойға дайындық жүріп жатады.Әже Юраны (немересін) шақырып: «Әй, балам! Көрші ауылды қонаққа шақырып кел.Бүгін бізде той болады.», - дейді.

 Юра: «Алақай! Алақай!Біздің үйде той болады!Келіңіздер!», - (деген сөзбен атқа отырып, шауып кетеді.)

Абылай ақсақал

Глория: «Әже! Сыртта дабыр – дүбір естіледі, көрші ауылдан келіп қалды ғой деймін.» (Сол сәтте көрші ауылдың қонақтары ретінде балалар кіреді.Әже қонақтарды қарсы алады.)

Әже: «Бәрекелді! Бағанадан күткен қонақтарымыз келді. Қонақтар, тойға қандай дайындықпен келдіңдер?

Кәне, көрейік өнерлеріңді!»

Қонаққа келген балалар: «Бұл тойға дайындаған тақпақтарымыз бар».

Ангелина:

Қазақ деген халықпыз,

Өзге ұлттай біздің де,

Бар дәстүр мен салтымыз!.

Даня:

Ел дәстүрін білмесең,

Жұрт айтады надан деп.

Юра:

Ау, халайық тыңдаңдар!

Босқа қарап тұрмаңдар!

Қуанышқа қосылып,

Тұсау кесу тойын тойлаңдар!

 Әже: Рақмет.

Ал, енді «Ұлы тойдың бастамасы болсын, немеремнің тұсау кесер рәсімін   бастайық ».(Ақ жайылады. Света баласымен келеді)

 Әже:Айналайын балам, өзің қандай сүйкімді едің. Тіл көзім тасқа.

 ( әже қолына ала жіпті алып жатып)

Ала жіппен тұсайын

Игнаттың аяғын

Тұсау жібін кесейін

Жасап баба ырымын.

Сағат сайын есейіп,

Шапқыласын құлыным

Аяқтары талмасын

Айналайын, алтыным.

(аяғын байлайды. Қолына қайшысын алып, тұсауын кеседі.)

 ( Игнатты жетектеп жүргізеді.)

І-жүргізуші: (Холмогорова Ксюша)

Қаз-қаз, балам, қаз, балам,
Қадам бассаң, мәз болам!
Күрмеуiңдi шешейiн,
Тұсауыңды кесейiн.
Қаз-қаз, балам, қаз, балам,
Тақымыңды жаз, балам!
Қадамыңа қарайық,
Басқаныңды санайық.
Қаз-қаз, балам, жүре ғой,
Балтырыңды түре ғой
Тай - құлын боп шаба ғой.

ІІ-жүргізуші:(Фишер Татьяна)


Ты шагнешь, а мне отрада
Шагом мамочку обрадуй,
Путов на ногах лишу
Станет легче малышу.
Ты коленки распрями,
Прямо к мамочке шагни.
Столько пальцев мать согнет,
Сколько раз малыш шагнет.
Мышцы ножек напряги,
Жеребенком побеги!

музыка

  әже:

Ал,  

Немеремнің жолына молғып шашу шашыңдар

Із қалдырсын соңына,

Алдын кеңғып ашыңдар!

( Ақ жайманың алдын кеңғып ашып баласына жол ашады, шашу шашылады, құттықтаулар айтылады.)

 

( предметы:ПОЛОЖИТЬ)

 

 Қонақтарды дастарқанға отырғызу, Бата берілуі:

 

Бата берілуі:

Бата (Абылай)

Тұсауың кесілді, құлама,

Тізеңді жаралап жылама.

Құлындай құлдырап жүгірші,

Кәніки өзіңді сына да

Секірсең құздардан сүрінбе

Шыңдарға   шыққанда бүгілме.

Болаттай қабырғаң қатайып,

От ұшқын ойнасың түгіңде.

Ұзақ боп Иншалла өмірің,

Тасысын шаттықтан көңілің.

Жарқырап күн санап өсе бер,

Жарқылдап семсердей сенімің.

 

 В конце

І-жүргізуші: (Холмогорова Ксюша)

  Тәй-тәй басқан кішкентайымыздың тұсауы кесіліп, болашағына жол ашылғандай күй кешудеміз. Құтты болсын! Өмір жолы ақ, түзу болсын! Ешқашан  сүрінбесін, дұшпан көзіне ілінбесін! Өмірі нұрға, көңілі жырға бөленіп жүрсін!

ІІ – жүргізуші (Фишер Татьяна)

    Кішкентай  адамның  басқан қадамы құтты болсын! Арайлап атқан әр таңы қуанышқа толы болсын! Көзінен жас ақпасын, жамандықтың дәмін татпасын! Қадамын сүрінбей басып, тек қана алға ұмтылсын, басына бақ орнасын, Қыдыр қолдасын!

МУЗЫКА

 

 

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 3.43 Mb
Количество скачиваний: 32
Просмотров: 130

Похожие материалы