Урок информатики на тему "Компьютерная графика" (8 класс)

Предмет: Информатика
Категория материала: Конспекты
Автор:

 

ТЕМА: Компьютерная графика. Растровая и векторная графика.

Цели урока:

Общеобразовательные: создать условия для актуализации знаний учащихся о компьютерной графике; научить отличать векторную графику от растровой, ознакомить с преимуществами и недостатками каждой графики; закрепить новые знания с помощью интерактивного теста.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, познавательной деятельности учащихся с использованием ресурсов Интернет; развитию навыков и умений работы с графикой.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность и активность, информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Вид урока: урок изучения новой темы

Оборудование:

Учебник, компьютеры, проектор, раздаточный материал.

 

План

I.     Организационный момент.

II.  Актуализация знаний учащихся.

III.                      Изучение нового материала (презентация).

1.    Растровая графика

2.    Векторная графика.

3.    Фрактальная графика.

4.    Физкультминутка.

5.    Графические редакторы.

6.    Параметры графических файлов.

7.    Форматы графических файлов.

IV.                      Итог урока.

1.                  Проверка заполнения таблицы

2.                Работа в группах

3.                Тест

4.                Выставление оценок.

5.                Домашнее задание. 

6.                Рефлексия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Ход урока.

1. Оргмомент.

Приветствие, проверка присутствующих.

2. Актуализация знаний учащихся.

Кроссворд (Слайд 2)

На разгадывание кроссворда 5 минут.

 

1.      Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Им может быть отдельное слово, строка, абзац, страница. (Фрагмент)

2.      Упорядочивание информации в определенном порядке: по алфавиту, по номерам или в хронологической последовательности. (Сортировка)

3.      Второй этап подготовки документа на компьютере, в ходе которого исправляются обнаруженные ошибки и вносятся изменения. (Редактирование)

4.      Этап подготовки документа, на котором ему придается тот вид, который документ будет иметь на бумаге. (Форматирование)

5.      Минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д. (Символ)

6.      Любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. (Текст)

7.      Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, выделенная отступом. (Абзац)

Поменяйтесь тетрадями и давайте проверим, что у вас получилось.

Взаимопроверка.

Какое слово мы получили.  (Графика)

 

3. Изложение нового материала.

Постановка проблемы.

Давайте посмотрим на изображения (Картинка из журнала).

·      Скажите, пожалуйста, каким образом мы можем создать такое же на ПК?

(Отсканировать, сфотографировать).

·      Правильно, молодцы. А можно ли попробовать его самим нарисовать? (Да)

·      Что нам для этого потребуется? (Программа, Графический редактор)

·      Верно. Замечательно.

·      Появляется вопрос: какую программу лучше выбрать, для того, чтобы максимально верно передать изображение с картинки?

 

Сегодня на уроке мы научимся определять вид графики и какими графическими редакторами необходимо воспользоваться в конкретном случае.

 

На доске: Компьютерная графика (пишем в тетрадь) (Слайд 3)

Цели (Слайд 2)

 

Назовите ваши ассоциации к словосочетанию компьютерная графика

(Слайд 5 - 10)

На вопрос, что такое компьютерная графика, можно услышать сотни самых разных ответов: это главный инструмент для создания реалистичной среды захватывающих компьютерных игр, средство для создания обложек практически всех полиграфических изданий, основа современных спецэффектов  в кино, главный инструмент современного дизайнера и конструктора, инженера и модельера… Перечислять варианты можно бесконечно. Главное, что все ответы правильные. «Почему?»- спросите вы. Потому, что все перечисленные направления связаны с работой с цифровыми изображениями.

Сферы применения:

  Компьютерное моделирование

  САПР

  Компьютерные игры

  Обучающие программы

  Реклама и дизайн

  Мультимедиа презентации

  Internet

 

(Слайд 11) Определение: компьютерная графика – область информатики, изучающая методы и свойства и обработки изображений с помощью программно-аппаратных средств. (пишем в тетрадь)

Представление данных на компьютере в графическом виде впервые было реализовано в середине 50-х годов. Сначала, графика применялась в научно-военных целях.

Под видами компьютерной графики подразумевается способ хранения изображения на плоскости монитора.

Машинная графика в настоящее время уже вполне сформировалась как наука. Существует аппаратное и программное обеспечение для получения разнообразных изображений - от простых чертежей до реалистичных образов естественных объектов.

 

 

В зависимости от способа формирования изображений компьютерную графику подразделяют: (Слайд 12) (пишем Виды компьютерной графики)

·                   Растровая графика.

·                   Векторная графика.

·                   Фрактальная графика.

 

(Слайд 13) Учащиеся рисуют таблицу и самостоятельно во время лекции заполняют её. Во время подведения итогов урока проверяется заполнение таблицы.

Сравнительная характеристика растровой и векторной графики

 

Растровая графика

Векторная графика

1.   Основными элементами изображения (рисунка) является

 

 

2.   Основные характеристики

 

 

3.   Достоинства изображений.

 

 

4.   Недостатки изображений.

 

 

5.   Графические редакторы и их возможности.

 

 

6.   Форматы графических файлов.

 

 

 

Растровое изображение (Слайд 15, 16, 17)

Компьютерное растровое изображение представляется в виде прямоугольной матрицы, каждая ячейка которой - цветная точка. Т.е. основным элементом растрового изображения является точка.

Если изображение экранное, то точка называется пикселем

(отангл. pixel - picture element).

С размером изображения непосредственно связано его разрешение, оно измеряется в точках на дюйм (dotsperinch – dpi).

К примеру экран 15” монитора составляет 28Х21 см. При настройке экрана 800Х600 пикселей и учитывая, что 1”=25,4мм его  разрешение составит 72 dpi.

Качество растрового изображения зависит от размера изображения (количества пикселей по горизонтали и вертикали) и количества цветов, которые можно задать для каждого пикселя. Компьютер хранит параметры каждой точки  изображения (её цвет, координаты). Причём  каждая точка представляется определенным количеством бит (в зависимости от глубины цвета). При открытии файла программа прорисовывает такую картину как мозаику – как последовательность точек массива.

Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению). При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооруженным глазом.

Растровоеизображение нельзя расчленить. Оно «литое», состоит из массива точек. Поэтому в программах для обработки растровой графики предусмотрен  ряд инструментов для выделения элементов «вручную».

Например, в Photoshop - это инструменты «Волшебная палочка», Лассо, режим маски и др.                                         

Применение:

Øдля обработки изображений, требующей высокой точности передачи оттенков цветов и плавного перетекания полутонов.  Например,  для:

Øретуширования, реставрирования фотографий;

Øсоздания и обработки фотомонтажа, коллажей;

Øприменения к изображениям различных спецэффектов;

Øпосле сканирования изображения  получаются в растровом виде

 

Векторное изображение (Слайд 18, 19, 20, 21)

Основным логическим элементом векторной графики является геометрический объект. В качестве объекта принимаются простые геометрические фигуры (так называемые примитивы - прямоугольник, окружность, эллипс, линия). Благодаря этому форму, цвет и пространственное положение составляющих изображение объектов можно описывать с помощью математических формул.

Векторное изображение масштабируется без потери качества: масштабирование изображения происходит при помощи математических операций: параметры примитивов просто умножаются на коэффициент масштабирования.

Векторноеизображение можно расчленить на отдельные элементы (линии или фигуры), и каждый  редактировать, трансформировать независимо.

Векторные файлы имеют сравнительно небольшой размер, т.к. компьютер запоминает только начальные и конечные координаты элементов изображения - этого достаточно для описания элементов в виде математических формул.

Векторные графические изображения являются оптимальным средством хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы и пр.), для которых имеет значение сохранение четких и ясных контуров.

Применение:

Øдля создания вывесок, этикеток, логотипов, эмблем и пр. символьных изображений;

Øдля построения чертежей, диаграмм, графиков, схем;

Øдля рисованных изображений с четкими контурами, не обладающих большим спектром оттенков цветов;

Øдля моделирования объектов изображения;

Øдля создания 3-х мерных изображений;

 

 

Фрактальная графика (Слайд 22, 23, 24)

Фрактальная графика – одна из быстроразвивающихся и перспективных видов компьютерной графики. Математическая основа  - фрактальная геометрия. Фрактал – структура, состоящая из частей, подобных целому. Одним из основных свойств является самоподобие. (Фрактус – состоящий из фрагментов).

Объекты называются самоподобными, когда увеличенные части объекта походят на сам объект. Небольшая часть фрактала содержит информацию о всем фрактале.

В центре находится простейший элемент – равносторонний треугольник, который получил название - фрактальный.

Абстрактные композиции можно сравнить со снежинкой, с кристаллом.

Фрактальная графика основана на математических вычислениях. Базовым элементом фрактальной графики является сама математическая формула, то есть никаких объектов в памяти компьютера не хранится и изображение строится исключительно по уравнениям.

Программа для работы с фрактальной графикой:

Фрактальная вселенная 4.0 fracplanet

Применяют:

ØМатематики,

ØХудожники

Физкультминутка (слайд 25)

 

Мы устали, засиделись,

 Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке         (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот         (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!           (Приседания)

И в последний раз присели, А теперь за парты сели.        

 (Дети садятся на свои места)

 

Графические редакторы (Слайд 26, 27)

Для обработки изображений на компьютере используют­ся специальные программы — графические редакторы.

Графический редактор – программа для создания, редактирования и просмотра графических изображений.

 

 

Панели инст

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 123.82 Kb
Количество скачиваний: 9
Просмотров: 87

Похожие материалы