Урок МХК в 9классе

Предмет: ИЗО, МХК
Категория материала: Презентации
Автор:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Балей Забайкальского края

 

 

 

 

 

«Образ женщины-матери сквозь века»

 

 

 

урок МХК  в 8 классе

 

 

 

Учитель:  1 категории Димова Анна Петровна

 

Задачи:

 

Обучения – способствовать воспитанию нравственных отношений к матери на основе создания идеального ее образа, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности живописных произведений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы

 

Развития - способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

 

Воспитания - воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

 

 Метод: объяснительно - иллюстративный, исследовательский.

 

Литературный ряд:

 

пословицы и поговорки, предания русского народа, стихи Р.Гамзатова, С.Островского.

 

Оборудование

 

1. зрительный ряд:

 

1) Икона "Владимирская Богоматерь”

 

"Мадонна Литта"Леонардо да Винчи

 

 А. Г. Венецианов “На пашне. Весна”. “На жатве. Лето”.

 

“Сикстинская Мадонна «Рафаэль.

 

К.С. Петров- Водкин « Богоматерь- умиление злых сердец», “Петроградская Мадонна”

 

А. А. Дейнека “Мать";

 

Тоидзе "Родина- мать зовет”.

 

2) экран для показа слайдовой презентации, мульти проектор, учебник Даниловой Г.И. «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», - М.,2006, рабочие тетради.

 

3)музыкальный ряд: песня о  маме.

 

Ход урока

 

•          обобщение знаний.

 

•          применение полученных знаний на практике при выполнении творческой работы.

 

•          домашнее задание.

 

•          подведение итогов урока

 

Тип урока:

 

интегрированный урок технологии, литературы и МХК (с применением ИКТ)

 

На доске:

 

Образ- вид, облик.

 

Мадонна (моя госпожа)- название композиции, изображающей Богоматерь с младенцем.

 

Архетип- прообраз, образец запечатленный в душе человека, народа, нации.

 

 

 

III. Работа по теме урока.

 

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех  присутствующих.

 

Приглашаю вас на экскурсию в мировую художественную культуру к скульпторам, живописцам, поэтам и архитекторам.

 

_Сегодня на уроке мы вспомним о  Венерах, как их изображали первые художники Земли, поговорим о Богоматери, о Мадоннах,  о творчестве художников 20 века и современников.

 

_ Скажите, какая тема урока?

 

_ «Образ женщины- матери сквозь века».

 

Откройте тетради, запишите тему урока «Образ женщины- матери сквозь века».

 

 Запишите  домашнее задание: написать  сочинение- эссе «Образ женщины – матери в творчестве  художников»./ по д/з есть вопросы?/

 

СЛАЙД 1

 

Тайна женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по -своему.

 

 

 

Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком. От мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы до произведений современных художников - таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния.

 

Фронтальный контроль по вопросам.

 

Свой разговор мы начнем с произведений первых художников Земли. Какой изображали женщину в те далекие времена?

 

СЛАЙД 2.

 

Ученик

 

1/Известны маленькие женские статуэтки, которым ученые дали условное название «палеолитические Венеры». Они выглядят крайне примитивными. Их лица были заменены гладкой выпуклостью без прорисовки отдельных черт, руки, ступни ног были едва намечены, туловище излишне вытянуто. Особое внимание было уделено всему, что подчеркивает женское начало: большие грудь и бедра, огромный выпуклый живот, в котором зреет жизнь…

 

УЧИТЕЛЬ:

 

Богиня с древних времён ассоциируется с Луной.

 

Луна имеет три фазы: прибывающую, полную и убывающую. Они соответствуют трем фазам любой богини: дева, мать, старуха. Каждая из них имела отчетливо выраженное назначение  и ценность.

 

Дева символизировала молодость и энергию.

 

Мать являлась воплощением женской силы и плодородия.

 

Старуха – это жизненный опыт, сострадание и, прежде всего, мудрость.

 

/работа в тетради/

 

УЧИТЕЛЬ:

 

2/Следующая культурно – историческая эпоха, о которой мы говорили с вами на уроках, – это средневековье. Искусство того времени невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. Как изображали Богоматерь? Каким было отношение к ней на Руси?

 

На экране знаменитая  икона  “Владимирская Богоматерь”, расскажите о ней.

 

Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси - с Богородицей, которая воспринималась как защитница и покровительница родной земли, заступница людей перед Богом.

 

Одним из лучших образов византийской живописи являлось эта икона, написанная в Константинополе в XII в. Затем была привезена на Русь.

 

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как "радость святой печали”. Эти слова точно передают и главный смысл. Свершится то, что предназначено свыше.

 

Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею.

 

Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

 

Учитель:

 

·         Художник Грабарь эту икону назвал “ несравненной, чудесной, извечной песнью материнства”.

 

 

 

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства:

 

 

 

"Первая мать - Пресвятая богородица, вторая мать - сыра земля" - гласит народная мудрость.

 

·        Какие краски художник использовал?

 

Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмные тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

 

УЧИТЕЛЬ:

 

3/ Идут года, бегут столетия, но тема “Женщина- мать» в живописи не исчезает.

 

 

 

15 век. Искусство Возрождения принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

 

 

 

Одним из лучших произведений на эту тему станет “Мадонна Лита”. Леонардо да Винчи.

 

 Ученик:

 

- На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чистой земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

 

Учитель:

 

В этот период появляются такие изображения, как: Богоматерь Грузинская, Донская Богоматерь Феофана Грека.

 

Как можно назвать такие произведения искусства? /икона/

 

СЛАЙД-Русская икона…

 

 

 

А.С.Пушкин сказал:

 

 

 

Исполнились мои желания.

 

Творец тебя мне ниспослал, Мадонна,

 

Чистейшей прелести

 

Чистейший образец…

 

Маданны. СЛАЙД10

 

Выступление ученика

 

- Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля "Сикстинская мадонна”, в которой гениально воплощена идея материнства. Земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Ее движение спокойно и величаво. Создается впечатление, что она не идет, а парит в облаках. Она слегка привлекает младенца, словно боится расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери ощущается глубокий трагизм происходящего. Глаза Мадонны смотрят доверчиво и открыто. Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

 

4/ УЧИТЕЛЬ:

 

- мы познакомились с творчеством художников Возрождения, но ведь и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины - матери. Признанный портретист, академик живописи Венецианов Алексей Гаврилович, писал простых русских женщин - крестьянок, занятых нелегкой работой.

 

СЛАЙД 12,13

 

Образ величавой славянки

 

Ученик:

 

Во многом отличен от общепринятых норм. Живописец подчеркивал, что именно крестьянская женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась лучшей хранительницей традиций материнства.

 

 

 

"На пашне. Весна"- на этой картине изображена крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведет запряженных в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - неоглядная русская даль.

 

 

 

- А вот другое полотно Венецианова "На жатве. Летом" Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщина-жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки стихотворения Н.А. Некрасова:

 

 

 

....В полном разгаре страда деревенская,

 

 Доля ты! - русская долюшка женская!

 

 Вряд ли труднее сыскать....

 

 Зной нетерпимый: равнина белёсая.

 

 Нивы, покосы да ширь поднебесная.

 

 Солнце нещадно палит...

 

 

 

 ФИЗПАУЗА

 

СЛАЙД 14,15,16,17

 

Вот и наступил XX век. Революционные события в России, совершенно по- новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

 

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). После октябрьской революции Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира. Своё осмысление происходящих исторических событий воплотил в прославленных картинах «Богоматерь- умиление злых сердец» и  “Петроградской Мадонне”.

 

 

 

Молодая женщина с ребёнком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но всё это лишь временный фон основного изображения женщины-матери.

 

 

 

Не случайно она повернулась спиной к городу. Её главная забота - это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.

 

 

 

“Мать” Интересно воплощена эта тема в картине “Мать"художника худ. А.А. Дейнеки (1899-1969).

 

 

 

Её композиция удивительно проста: На гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу.

 

 

 

Противопоставляя хрупкое, разморённое сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка.

 

СЛАЙД 18

 

6/ По- новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной Войны.

 

         В нашей стране нет человека, который  не знал бы плаката И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет!». Невозможно забыть прямой и открытый  взгляд женщины. «Родная земля в опасности, она нуждается в вас!» - так был воспринят современниками этот плакат. Жест поднятой вверх руки многим напомнил  известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.  Продолжая тему материнского подвига в годы Великой Отечественной войны, давайте вспомним, есть ли на улицах нашего города памятники, посвященные тем событиям?

 

/КРАСНЫЙ цвет одежды зовет на подвиг ради жизни/

 

Предполагаемый ответ:

 

Мемориал в память о погибших в Великой Отечественной войне.Памятник «Скорбящей матери» в г.Балее. Памятник-ансамбль  «Родина- Мать зовет!» открыт в Волгограде  на Мамаевом кургане в 1967г..

 

 

 

Вывод: Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины- матери являлся идеалом женской красоты.

 

СЛАЙД 19,20,21,22

 

7/ 1.Учитель: Ребята. Мы проследили путь постижения идеала женской красоты в мировой художественной культуре: в живописи, скульптуре, архитектуре, а как это звучит у поэтов?

 

 послушаем стихи о маме.

 

Ученик:

 

Есть в природе знак святой и вещий,

 

Ярко обозначенный в веках!

 

Самая прекрасная из женщин –

 

Женщина с ребенком на руках.

 

            От любой напасти заклиная

 

            (Ей то уж добра не занимать!)

 

            Нет, не Богоматерь, а земная,

 

            Гордая, возвышенная мать.

 

Свет любви издревле ей завещан,

 

Так вот и стоит она в веках.

 

Самая прекрасная из женщин –

 

Женщина с ребенком на руках.

 

           Все на свете метится  следами,                    

 

           Сколь бы ты ни вышагал   путей,

 

      Яблоня -  увешана плодами,

 

           Женщина – судьбой своих детей.

 

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

 

Так она и будет жить в веках.

 

Самая прекрасная из женщин –

 

Женщина с ребенком на руках!     

 

Учитель:

 

Как народная мудрость гласит о бережном, трепетном отношении к матери?

 

8/

 

 

 

Птица рада весне, а младенец – матери.

 

 

 

Нет милее дружка, чем родимая матушка.

 

 

 

При солнышке светло, при матери добро.

 

Тип материала: Презентация Power Point (ppt)
Размер: 9.99 Mb
Количество скачиваний: 16
Просмотров: 123

Похожие материалы