Урок по ИЗО на тему "Сопереживание- великая тема искусства" (4 класс)
Предмет: | ИЗО, МХК |
---|---|
Категория материала: | Презентации |
Автор: |
Григорьева Светлана Юрьевна
|
У р о к 29-30
Сопереживание - великая тема искусства
Цель: активизировать деятельность учащихся, работу над произведениями, помогающими пробудить сопереживание, учит выражать сочувствие чужому горю, страданию.
Задачи:
· Показать учащимся как художники в своих произведениях откликаются на человеческую скорбь, беду, горе.
· Учить воспринимать такие произведения.
· Воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.
· Тренировать у учащихся память, образное мышление.
Оборудование урока:
Для учителя:
· Слайды с репродукциями картин: Крамской «неутешное горе», Рембрандт «Возвращение блудного сына», Маковский «Свидание», Ярошенко «Всюду жизнь», Перов «Тройка».
Для учащихся:
· бумага (А 4)
· гуашь, акварель, кисти, баночки
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности детей к уроку.
2. Ознакомление с темой
О радостных днях мы говорим много, а вот горе – эту тему стараемся обойти. Сегодня именно об этом мы поговорим.
3. Беседа.
Слайд 2
- Что такое сопереживание? (Сопереживание – это способность чувствовать эмоции других людей.) Художники рассматривали и рассматривают печальные, горестные, драматические, скорбные картины жизни. Художники видели, как страдает народ, и страдали вмести с ним. И через искусство они выражали своё сочувствие, свою боль за судьбы людей.
Когда вокруг мир, улыбки, цветы, голубое небо, счастливые лица, лица родных и знакомых людей, когда его любят родные и близкие люди – это счастье! А когда всего этого нет? Когда взамен всему этому нищета, болезни, каторжный труд, который высасывает из человека последние силы и здоровье? Унижения, горечь, отчаяние – это явно нарушение красоты, гармонии жизни. Это как бы вывернутая наизнанку нормальная человеческая жизнь. Это стон и боль человеческого сердца.
Самая высокая цель искусства – помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других людей, его называют сухим, чёрствым. Потому, что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Объединить людей состраданием ко всему живому – это, значит, научить их быть великодушными.
Художники разных стран, разных времён всегда горячо откликались своим искусством на человеческое горе и учили людей сочувствовать чужому горю, чужому страданию.
С древнейших времен в искусстве присутствует тема страдания. А рядом с ней – тема великой любви и веры в добро.
Слайд 3
Забытый всеми, больной и одинокий Рембрандт в последний год своей жизни создаёт гениальное произведение «Возвращение блудного сына». Ушедший из дома сын после долгой разлуки возвращается домой в лохмотьях, несчастный и виноватый. Он падает на колени перед состарившимся отцом. В жесте рук склонившегося отца ласка. В этой картине значительность происходящего поднята до глубокого волнения. Золотые, коричневые и красноватые оттенки согревают внутренним теплом, мерцают и светятся. Всё замерло. И кажется, что совершается чудо, доброе волшебство встречи, всепрощения. В картине звучит вера художника в людей, в человечность.
Слайд 4
«Неутешное горе» Ивана Николаевича Крамского.
Картина о горе матери, потерявшей ребёнка. Крамской написал эту картину спустя несколько лет после того, как один за другим погибло у него двое сыновей.
Слайд 5
Темы и сюжеты картин Владимира Егоровича Маковского во многом перекликаются с произведениями Некрасова, Салтыкова – Щедрина, Короленко, Чехова.
Глубокой и выразительной иллюстрацией к чеховскому рассказу «Ванька» смотрится небольшая картина Маковского «Свидание».
…Крестьянка приехала повидать сына, отданного «в учение» к городскому ремесленнику.
Немногими, но очень точно найденными деталями художник даёт нам почувствовать всю безысходность жизни «у хозяина». Горестно задумалась мать, глядя на сына, жующего принесённый её калач.
Слайд 6
Одним из самых популярных произведений Николая Александровича Ярошенко можно считать картину «Всюду жизнь». Она является результатом раздумий художника о судьбе народа.На картине изображён арестантский вагон, остановившийся на полустанке. В зарешёченном окне видны люди разного возраста, но все самого бедного сословия — старик, рабочий, солдат и молодая мать с ребёнком. Заключённые кормят стайку голубей на платформе хлебом из своих скудных запасов. Лица людей передают тонкие и чистые переживания. Этим художник показывает арестантов не преступниками, а жертвами суровой действительности. В образе матери с ребёнком можно увидеть намёк на Богородицу с Христом.
Слайд 7
В.Перов «Тройка»
С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. На голове старый, ветхий платок. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим лицом. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с чужого плеча одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик - постарше; его рваный зипун и старенький картуз совсем не греют, не добавляет тепла и платок на шее, концы которого треплет ветер. Этот подросток немного посильнее остальных. Но на лице уже усталость и страдание.
4. Практическая работа.
Композиции: «Собачка заболела», «Птичка замёрзла» и т. п.
5. Итог урока
Тип материала: | Презентация Power Point (pptx) |
---|---|
Размер: | 7.25 Mb |
Количество скачиваний: | 8 |