Урок по русской литературе «Поиски новых поэтических форм чувашского стиха (на материале произведений Сувара Эрдивана)»

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

"Описание материала:

Это десятилетие было плодотворным и для Сувара Эрдивана (В.Г. Родионова).

Он известен в Чувашии не только как ученый-теоретик, основательно постигший все "особенности чувашского стихосложения, но и как поэт.

Стихи Эрдивана печатались в различных журналах, а в 2007 г. вышли два его сборника: «Трк тррисем» (Турецкие узоры) и «Трл трлл тнчем» (Мир мой узорчатый).

Этапы своего творчества сам поэт образно соотносит с узорами чувашской национальной вышивки.

И, действительно, наиболее сложные «узоры» художника приходятся на зрелый период его творчества, обозначенный глубокой мудростью мировосприятия и удивительной пластикой поэтического слова.

Однако нужно отметить, что все этапы его творчества так или иначе характеризуются поиском новых поэтических элементов, жанровым разнообразием (хокку, танка и т.д.); при этом каждое стихотворение – это внешне организованное и внутренне цельное художественное явление.

Поиски новых форм стиха вытекали, безусловно, из особенностей мировосприятия, «самобытия» поэта.

Стиль поэта сразу узнается по особой плотности воображаемого пространства – от равновесия разновеликих смыслов.

А мы идем следом за ними. Кто пешком, кто на лошади, кто на ракете; кто с турбиной, кто подковой, кто лаптями...) (Подстрочный перевод наш. – М.В.) [1. С. 134].

Нетрадиционно свободный стих трансформирует «поток сознания» и воспринимается как просто текст, расширяющий сферы авторской рефлексии, точнее – открывающий новые смысловые пространства, что ломает стереотипы привычных норм сглаженного мировосприятия.

Это верно схваченная человеческим духом энергетика, часто забываемая в суете сует непрерывности бытия, эхом откликающейся в сознании человека.

В стихах Эрдивана получили глубокое выражение следующие качества чувашского народа: память о предках (историческом прошлом и культурном опыте народа) и стремление к гармонии (Великое завещание, 2008 г.). В них находит отражение многовековой опыт взаимоотношения чувашей с природой, обществом, родом.

В них – родной язык со всеми его тонами, полутонами и отблеск духовных традиций народа, в которых воедино слились и христианская религия, представления и поклонение природе.

Поэт недекларативно, но очень естественно и бережно воспроизводит то, что способствовало сохранению национальной самобытности чувашского этноса.

Хронологическое изучение стихотворений Эрдивана дает возможность системно и адекватно анализировать и интерпретировать лирический мир автора.

Известны литературовед Г.И. Федоров отмечает, что «он и поныне сохранил интерес к художественному слову (поэзии), тягу к добротным эссеистическим зарисовкам и размышлениям о чувашской культуре, ее истоках, ее взаимосвязях с культурами других народов» [3. С. 8].

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 21.24 Kb
Количество скачиваний: 14
Просмотров: 90

Похожие материалы