Урок русской литературы в 9 классе на тему: Н.В.Гоголь "Шинель"

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Тема урока: Н.В. Гоголь Шинель

Цели и задачи урока:
А) образовательная: формирование умений и навыков выразительного чтения; умений отвечать на вопросы; углубить читательские умения и навыки .
Б)развивающая: научить анализировать, размышлять, развивать диалогическую и монологическую речь.
В)воспитательная: воспитывать умения работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование урока:
1.Портрет поэта, альбом по литературе, электронная презентация.
2.Выставка книг Н.В.Гоголя

Метод урока: частично-поисковый, метод стимулирования интереса к чтению, устный контроль.

1.Организация урока.
Сообщения учащихся.
1.История создания цикла “Петербургские повести”
2.История создания повести «Шинель».
3.Петербург в повести “Шинель”. Сравнение “Медного всадника” А.С. Пушкина и “Шинели” Н.В. Гоголя.
Работа учащихся в группах.
1.“Горемычная жизнь” Акакия Акакиевича.
2.«Жизнь и смерть чиновника Башмачкина».
3.Портрет петербургского чиновничества.
4.Фантастическое в повести “Шинель”

Ход урока
1. Вступительное слово учителя. По словам русского философа Н. Бердяева, Гоголь является “самой загадочной фигурой в русской литературе”. Не было в России писателя, который вызывал бы столь непримиримые споры, как Гоголь
Чем же мы будем сегодня заниматься? Вчитайтесь и вдумайтесь в слова, ставшие темой урока “НА ПУТИ К ЖИВОЙ ДУШЕ”. Кого же назвать можно “живой душой”? Почему проблема эта так мучила Гоголя?
Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Этой теме, собственно, посвящены “Петербургские повести”.
2.Сообщение учащегося «История создания цикла “Петербургские повести”
“Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.
Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.
3.Сообщение учащегося «История создания повести «Шинель».
Замысел повести “Шинель” родился не сразу.
В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно.
Слово учителя.
- Если Петербург не просто место действия, а зримый художественный образ, то что он из себя представляет? Попробуйте сравнить гоголевский Петербург с пушкинским, представленным в поэме “Медный всадник”
4.Сообщение ученика «Петербург в повести “Шинель”. Сравнение “Медного всадника” А.С. Пушкина и “Шинели” Н.В. Гоголя.
Повесть “Шинель” входит в цикл “Петербургских повестей”. Поэма Пушкина “Медный всадник” тоже имеет подзаголовок “Петербургская повесть”. Вряд ли это является простым совпадением. Но ведь город этот изображён писателями по-разному. У Пушкина в поэме “Медный всадник” мы видим как будто два города: один пышный, величественный – “полнощных стран краса и диво”; другой – город бедных окраин. Для Акакия Акакиевича существует только Петербург заснеженный, вымороженный, где царствует “сильный враг всех, получающих четыреста рублей жалованья в год” - “наш северный мороз”, город смрадных и грязных подъездов, жалких трущоб. Оба писателя сочувствуют своим героям, только Гоголь видит жизнь А.А. как бы изнутри, а у Пушкина взгляд другой – понимающий, внимательный, но всё-таки взгляд со стороны. Трагедия Евгения вызвана стихийными силами (наводнением), а трагедия А.А. предопределена, в её основе безграничное одиночество “вечного титулярного советника”. Во всю свою жизнь он знал только две радости: вдохновенное переписывание (“Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью”) и “сооружение” новой шинели. Ему не для кого рисковать головой, да и смелым его не назовёшь.
Слово учителя.
Мы опять прикасаемся к теме “маленького человека”, сквозной для русской литературы. Кого мы называем “маленьким человеком”?
Как эта тема развивается в повести “Шинель”? Каким изображён главный герой повести?
5. Работает 1 группа.“Горемычная жизнь” Акакия Акакиевича.
Вопросы:
1. Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
2.Как живет этот человек?
3.Каково отношение к нему сослуживцев?
4.Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?
5.А каково авторское отношение? Башмачкин - несчастный или посмешище?
Учитель помогает сделать соответствующие выводы:
Читатели с первой минуты испытывают чувство несправедливости от того, как принижается человеческое существо, как глохнет в А.А. всякий интерес к жизни, от того, как относятся к нему люди и общество.
“В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приёмную пролетала простая муха”. Сравнение с мухой писатель повторяет дважды. Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина: “Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя и внимание естествоиспытателя, не пропускавшего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп”.
Гоголю как раз и нужен был такой герой, чтобы донести до сознания читателей со всей ясностью, что во всяком человеке заключено человеческое. Эта мысль дорогая и близкая для всей русской литературы.
Сочувствие к маленькому человеку ощущается в “Шинели” уже в самом характере повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания.
Когда сочувствие автора становится особенно явным?
Учитель. Гоголь не скрывает ведь убожества внутреннего мира своего героя, указывает на его ограниченность, косноязычие, скудность его интересов, неспособность логически мыслить. Почему же он как приглушает все эти отрицательные качества, не делает на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка?
Герой повести во всём обижен судьбой, даже имя при рождении он получил неблагозвучное, странное даже для того времени. Почему?
По народному представлению, имя – это судьба. А его назвали так же, как звали отца. Не символично ли это?
(Продолжение доли отца, вероятно, такого же малого, ничтожного в государственном масштабе чиновника)
- Следует сказать, что каждое имя несёт определённый смысл. “Акакий” – не делающий зла, незлобивый, невинный. Вот и подумайте: случаен ли выбор имени?
- Незлобивость А.А. можно ли объяснить его “горемычной судьбой”?
- Это и судьба, и характер.
- А о чём говорит фамилия “Башмачкин”?
- Во-первых, фамилия эта говорит о скромном и “тёмном” происхождении героя повести, совершенно не дворянском, а во-вторых, герой повести даже не “Башмаков”, нет солидности, силы, твёрдости, характера, а мягкий, маленький, по-детски беззащитный.
- Если попытаться очень короткой цитатой определить судьбу А.А., то возникает, прежде всего, образ “вечного титулярного советника”. Маленький винтик чиновничьего механизма, страшного и жестокого, перетирающего и ломающего “большие” и “малые” части, уничтожающего человеческое в человеке.
И вот в жизни этого «маленького человека» появился «луч света». Что это? Шинель.
6. Работает 2 группа.Жизнь и смерть чиновника Башмачкина
Вопросы:
1. Почему Башмачкин решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого?
2. Появление шинели приоткрывает ли душевный мир героя?
3. Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
4. Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
5. Где кульминация повести? Опишите петербургскую площадь, на которой происходит ограбление Акакия Акакиевича.В чем заключается особый драматизм этой ситуации?
Учитель:Но повесть не укладывается в самые проницательные истолкования – за их пределами ещё остаётся многое, что может заметить читатель. Так ли тщетна попытка “сооружения шинели”? Ведь шинель всё-таки отняли, как отняли жизнь. Шитьё шинели стало не просто спасением тела от холода, а возвышением души, утверждением человеческого достоинства. Это был подвиг не только А.А., но и пьяницы-портного Петровича, который прежде занимался “одной починкой, а тут соорудил целую шинель. Он душу в неё вложил, каждый шов сделал любовно, а потом, уплотняя его, прошёлся собственными зубами. Как истинный художник, Петрович не погнался за гонораром, взял за шитьё самые малые деньги, зато, вручив бережно шинель, шёл тайком за А.А., чтобы ещё раз полюбоваться на своё творение. Кто является истинным героем повести: Акакий Акакиевич Башмачкин или шинель?
- Как Гоголь нарисовал групповой портрет петербургского чиновничества?
7. Работает 3 группа. Портрет петербургского чиновничества.
Вопросы:
1.Как отнеслись служащие департамента, в котором служил А.А., к известию о пропаже шинели?
2.К кому обращается Акакий Акакиевич за помощью?
3.Почему чиновники не спешат помочь Башмачкину?
4.Каким же вы увидели «значительное лицо»? Почему у него даже нет имени?
5.Чем объясняется грубое поведение этого чиновника к Акакию Акакиевичу?
Учитель: Прежде чем завершить историю земного существования своего героя, Гоголь вводит фигуру, которая вносит новые ноты в повествование, - “значительное лицо”. Утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, ещё не должна была свести в могилу бедного А.А, ведь А.А. даже не простудился, когда лежал в снегу на площади, когда бежал по холоду к себе домой. Потом он вдруг проявил невероятную энергию и даже настойчивость, когда разыскивал свою шинель. Но везде измученный А.А. наталкивался на равнодушие, словно дьявол забрался в человеческие души. Венчает его хождение по мукам визит к “значительному лицу”. Это лицо совсем недавно вышло из незначительных лиц, получило генеральский чин и уже освоило приёмы управления. Они состояли из трёх фраз: “Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?” Несчастному Башмачкину страшно не повезло: присутствие старого приятеля прибавляло прыти “значительному лицу”. Когда всё это обрушилось на А.А., да ещё с топаньем ног, робкий чиновник не выдержал. Он “так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять, его вынесли почти без движения”
Гоголь оберегает читателя от ошибки: как бы он не подумал , что всё дело в свойствах “значительного лица”. Нет, генерала потом мучила совесть, да и в душе он был добрый человек. “Но генеральский мундир совершенно сбил его с толку”. Система уничтожает в человеке естественное, человеческое. В человеке убит человек. Вернуть нас к себе хотел писатель Гоголь. Пожалеть страждущего и беззащитного, остановить руку или несправедливое слово, обращённое к тому, кто сам не может противостоять чиновному хамству и жестокости сильных мира сего, просит нас писатель. В этом сила и мудрость русской литературы. Продолжая пушкинские традиции, Н.В. Гоголь “милость к падшим призывал”. Чтобы понять русскую литературу, нужно помнить писательское признание Ф.М. Достоевского: “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…” Почему повесть не заканчивается смертью героя?
8. Работает 4 группа.Фантастическое в повести “Шинель”
Вопросы:
1. Обратите внимание на финал повести . Почему именно так заканчивается повесть?
2. За что наказывается значительное лицо?
3. Кого ещё наказывает призрак Башмачкина в Петербурге? Почему?
4. Зачем Гоголь в реалистическую повесть вводит фантастический элемент?
5. Сравните мотивы мщения призрака в повестях «Шинель»Гоголя и «Пиковая дама».
Пояснения: Пиковая дама, старуха, — явь для Германа, он делает ее реальной. «Неподвижная идея», живущая в голове Германа, его характер и одержимость дают призраку власть. Возмездие призрака реально, оно разрушает жизнь героя.
Результат мщения гоголевского призрака комичен и ничтожен. Но явление призрака абсолютно реально, мертвец материален. Это бунт автора против человеческой пошлости и равнодушия к собственной жизни.
9. Заключение.
Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от самых убогих, затёртых, ничтожных. Как не вспомнить Евангелие:
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.
К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ. Поэтому слова из рассказа Чехова “Крыжовник”: “Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.
- Какие чувства вызывает у нас герой гоголевской повести?
- Жалости, сострадания.
- Значит, души у вас живые, к ним проложил путь писатель Гоголь. Он помог нам уйти от равнодушия.
В завершении прочту стихотворение. Оно коротенькое – всего четыре строки. Подумайте, какое отношение оно имеет к нашему разговору?
Что суесловить? Не стезя плоха.
Все как один о небесах забыли.
Кто возлюбил, тому не до греха.
А мы грешим. Ещё не возлюбили.
- Всё ли понятно в этих словах?
- Какое отношение строки стихотворения Иеромонаха Романа имеют к обсуждаемой проблеме? Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя
10.Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 24.84 Kb
Количество скачиваний: 124
Просмотров: 363

Похожие материалы