Урок технологии "Царство деревьев" (2 класс)

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор:
Конспект урока "Работа с разными материалами"

Тема урока:Коллаж “Царство деревьев”.

Тип занятия: обобщающий.

Форма урока: творческий проект.

Используемые технологии: проектная деятельность, здоровьесберегающая, дифференциация и индивидуализация, информационные.

Время проведения: 2 урока.

Коллаж “Царство деревьев”.

Цели урока.

1.                 Обучение учащихся проектной деятельности.

2.                 Создание коллажных работ строящихся на основе полученных знаний умений и навыков.

3.                 Развитие умения определить последовательность технологической цепочки выполняемой работы.

4.                 Воспитание чувства совместного труда в создании одной работы.

 

Оборудование: компьютернаяпрезентация, подготовленный фон, клей ПВА, цветная бумага, картон.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока

“Кто посадил дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети”.

Эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям, отношение почтительное, даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества, относились к ним как к существам высшего порядка, испрашивая у них помощи и благословения перед всякими начинаниями.

3. Установочная беседа. Проверка готовности учащихся к уроку.

Все вы были “ сыщиками” и нашли необходимую информацию об удивительных деревьях и отношении к ним человека. Давайте сейчас заслушаем короткие сообщения, подготовленные вами дома. (Выступления учащихся с легендами о деревьях)

             ЛЕГЕНДЫ О ДЕРЕВЬЯХ

 

Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью. Погодные явления окружают лес еще большим ореолом загадочности:  роща, окутанная туманом, листья деревьев, блистающие на солнце после дождя… А когда небо неожиданно затягивалось тучами и все вокруг погружалось в тишину, лес казался таинственной сказкой,  и , возможно, под влиянием  впечатлений люди слагали легенды и нарекали деревья чудесными свойствами.

Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. У  славян был  обычай «венчать» молодых вокруг дерева.. В праздник устраивали праздничные трапезы, , жгли костры на Масленицу; вблизи  деревьев  освящали воду, давали клятвы. При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти также, как и развивается это дерево.

 K  священным деревьям относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников.

Наши предки относились к деревьям с большим почтением и бережностью, так как они знали об их исцеляющей оберегающей силе. Людей и деревья всегда связывали родственные и дружеские узы.

 

 

 

ДУБ


Стоит, молчит засохший дуб.

Он выше всех деревьев в роще.

Его обходит лесоруб –

Так много в нем суровой мощи!

С тех пор как был он молодым.

И до земли порой сгибался.

Столетия прошли над ним,

А он упорно не сдавался.

У вьюг пощады не просил,

И не роптал в минуты зноя.

Когда же не хватило сил,

Не дрогнул он, и умер стоя.


 

С давних времен дуб был у славян священным деревом — царем лесов. Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Славяне называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. В народных преданиях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости.. Связан с образом громовержца Перуна, дуб и дубовая роща служили местом молений и пребыванием божества. Существовала вера в его целительную силу, и от веток исходит благословение. У дуба очень мощная энергетика, и кто общался с деревом, ощущают небывалый подъем сил и ясность мысли. Раненый, ослабевший воин, чтобы вновь обрести силы, шел к дубу.

Считалось, что священный дубы оберегают окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Дуб почитался как божество. . Из дубового дерева тесали идолов. И огонь на капище можно было «подкармливать» лишь дубовыми дровами. В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном, в древних грамотах об этом упоминается местность Перунов Дуб.

Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться под дубом – опасно. Это отголоски сказочных  мифов  славян о поединке Перуна с Кощеем, который прятался  под дубом. У славян существовал запрет выращивать дуб около дома, так как, по поверьям, молния  в первую очередь бьет в дуб.

Преимущественно к дубу относили наши предки и придание о мировом древе.

В  старинных преданиях говорится,  что дуб   был посажен в начале сотворения мира, стоит «на силе Божией» и держит на своих ветвях весь мир.

            Именно так выглядит дуб в русском заговоре: «…Есть святое Акиян море, на том море остров, на том острову стоит дуб, от земли до небес, от востоку и до западу, от молода месяца и до ветху…»

Существовали целые заповедные священные дубовые рощи.

В некоторых старообрядческих селениях   брачный союз заключался таким образом: парень, сговариваясь с девицей о будущей семье, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом.  Древние мудрецы предсказывали судьбу, вслушиваясь в шорох ветвей дуба…..

 

 

БЕРЕЗА


Чуть солнце пригрело откосы.

И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы.

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.


 

Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Берёза – дерево, символизирующее весну и воскресение, месяц апрель – берёзозол. воплощением небесного сияния, света

Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Порой не только дуб, но березу почитали наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит береза белая вниз ветвями, вверх кореньями»

Русское название березы  связывают с глаголом «беречь». Это объяснялось  тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

С березой связана славянская руна - Берегиня - Береза, Судьба, Мать, Земля.

Берегиня в славянской традиции – женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом. В древних сказаниях под именем Берегини выступала богиня Макошь, Богиня Мать, ведающая земным плодородием и судьбами всего живого. Эта руна является руной судьбы.

 Во многих поверьях береза символизирует женское начало., обрядах, и обрядовых песнях, в фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу.

Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.

Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома. Береза  считается счастливым деревом, ее  сажали около дома для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка…

Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хороший урожай льна и злаков.

 У  славян надежным оберегом считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или колыбели новорожденного. .

Берёза в Славянской мифологии – это дерево Начала Жизни, дающее народу новых Русов.

 

 

ЛИПА


Посмотрите дети -
Это липы цвет,
Ароматы лета,
Нам принес в привет,
Чай его душистый,
Любит стар и мал,
Очень многим людям
Он здоровье дал:
Сбил температуру,
Горло подлечил,
Горькую микстуру
Детям заменил,
И от кашля средства
Просто лучше нет -
Вот какой кудесник
Этот липов цвет


 

Название этого дерева во всех славянских языках происходит от слова «липнуть» (благодаря вязкому соку). Липе приписывалась мягкость, что сделало ее символом женственности, нежности, противоположностью «мужскому» дереву – дубу. У славян липа прочиталась не просто как символ женщины, но как «мать деревьев», дарительница жизни (подобное отношение связано с ролью липы в материальном благополучии человека). Как дуб посвящался Перуну, так липа была деревом богини Лады.

В русском народном творчестве прекрасная липа связана любовью и с дубом и с кленом.

Липа была тесно связана с православным культом и христианскими легендами. Именно она считалась деревом Богородицы; говорили, что на ней отдыхает Богородица, спускаясь с небес на землю. На липу вешали образки и иконы; на липе же, согласно преданиям, чаще других деревьев появлялись («являлись») чудотворные иконы. Согласно легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с маленьким Христом во время их бегства в Египет. Липа — дерево, во всех славянских традициях почитаемое как святое. У южных славян старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов, особенно древних.

Липа считалась также счастливым деревом, которое не боялись держать около домов.  Священный характер дерева обусловил использование древесины липы для высекания «живого» огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах.

В связи с этим естественным был запрет трогать почитаемые липы, наносить им ущерб, рубить их, ломать ветки.

Липу использование в качестве универсального оберега. Повсеместно считалось, что в липу не бьет молния, поэтому ее сажали у домов и не боялись скрываться под ней во время грозы. Русские вешали крестики из липы на шею человека.  Во время венчания держали над головами новобрачных липовую ветвь в качестве оберега. Ею украшали дома  в Юрьев день и на Троицу

 


 


ВЕРБА


Весна еще не сшила
Лесам, полям рубашки,
Лишь верба распустила
Кудрявые барашки.

Барашки золотые
Бегут по тонким веткам,
Веселые, живые,
Как маленькие детки.


Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней сохранился обычай раз в год в ночь на Ивана Купалу в честь бога солнца украшать цветами вербу, жечь возле нее костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во дворах.

Верба также символизирует  быстрый pост, здоровье, жизненную силу, плодородие. По поверьям, молодая освященная в Вербное воскресенье, вербочка защищает от стихийных бедствий,  и от болезней.. Kак символ роста вербы упоминается  в молитвах и благопожеланиях. Древние славяне  верили, что верба, брошенная против ветра, погоняет бypю, брошенная в огонь - yсмиpяет его, а посаженная в поле - оберегает посевы, что выброшенные на двоp ветки - останавливают град.. Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, нивы- от града, останавливать бурю,  обнаруживать клады и т. д.

Во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник – верили, что это спасет от попадания молнии. Целительным средством освященная верба считалась y всех славян. Ею окypивали, pастеpтyю в порошок пили (с можжевельником), прикладывали в примочках.

Известны песенные фольклорные тексты,  связывающие веpбy с Солнцем и Hебом. В славянских верованиях  верба оказывается причастной к сфере чудесного. Известны  старинные сказания о чудесной дудочке, котоpyю можно сделать из вербы, pастyщей в самой глубине леса, там,  где ее не касался солнечный лyч,  и где она никогда не слышала петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загpyстившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в yльи  диких  пчел.

Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне, отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек. 

Славяне верили, что веточки вербы сулили добро и счастье. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые с верой что они защищают их и придавали остроту зрению.

 

КАЛИНА


Ах, ягода-кудесница!
Невестой в мае месяце
Вся белым занавесится,
Цветы, как кружева.

И осенью прекрасная
Калина рдест красная.
Ведь вот какая разная
В ней красота жива


 

Калина у славянских народов издревле была символом молодости, девичества, веселья . В народных преданиях – это женщина, ее судьба, ее доля. Расцветает она нежным белым цветом, блистая чистотой и красотой. С замужеством приходит радость пополам с заботами . Рождается ягода – не то горькая, не то сладкая. Под дождем и ветром ломаются хрупкие веточки  калины.

 Калиновые гаи издавна назывались священными.  По поверью, если качать в калиновой люльке ребенка, он вырастет певучим. Красный цвет калины обладает огромной силой оберега, потому и наряд невесты раньше всегда был красного цвета.

 В старину калина обязательно присутствовала в свадебном обряде. Она является главным украшением венка невесты, свадебного деревца, свадебного каравая и других атрибутов свадьбы. Венки невесты плели из калины, барвинка и других пахучих трав – это обеспечивало любовь молодых на долгие годы.

 Калина – это и символ продолжения рода, есть даже выражение: «Калина роду род давала».

По преданиям, когда в семье рождалась девочка, в первую купель клали ягоды и листья калины, чтобы она была красивой, румяной, счастливой и здоровой. Калину вешали рядом с роженицей, чтобы она и ее ребенок были здоровыми и счастливыми.

 

 

Вывод: Легенда о Дереве Добра

            Давным-давно люди заметили, что растения, дают плоды в зависимости от того, какие семена посеяли, в какую почву они легли, как за ними ухаживали, сколько внимания им уделяли. Так, оказалось, что семена зла и ненависти, дающие побеги и плоды, засоряют почву, сводя на нет результаты человеческого труда. И, наоборот, семена Добра, посеянные в подготовленную почву, за которыми ухаживают, окружают теплом, лаской, добротой, дают самые зрелые и сочные плоды. Самым упорным и трудолюбивым удается вырастить Дерево Добра, от которого идет свет, тепло и доброта ко всем, кто в этом нуждается.

     Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили, и память эта была доброй, стараются сеять вокруг себя только хорошее.

     Эта история передается из поколения в поколение, от сердца к сердцу, из уст в уста.

     Какое дерево мы посадим, такие плоды оно и даст, и зависит это от всех нас!

 

 

Характеристика деревьев.

 

Виды деревьев (хвойные, лиственные).

Размеры: (большие, маленькие, средние, толстые, худые.)

Форма: (овальная, круглая, треугольная).

Рассматривание картин художников пейзажистов. Посмотрите, пожалуйста, на эти картины и скажите:

Как называются изображения картин природы? (Пейзаж)

Каких русских художников пейзажистов вы знаете?

Как можно назвать картины, выполненные из различных материалов.

Коллаж – техника создания картин способом наклеивания.

Практическая работа.

 Все вы были “ сыщиками”, а теперь побываете в роли конструкторов-технологов и рабочих.

Сегодня на уроке  каждая группа создаст свой коллаж, изобразив его в виде плоской или полуобъёмной аппликации.

Руководствуясь данной таблицей и имеющимися у вас под рукой инструментами и материалами, вы должны выбрать определённый вид дерева и создать его образ, а затем совместить эти деревья в общий коллаж на основе имеющихся у вас знаний, умений и навыков.

План работы.

1.                 Эскиз дерева.

2.                 Заготовка основных деталей.

3.                 Расположение их на фоне.

4.                 Соединение деталей.

5.                 Оформление.

 

Повторение правил рабочего человека.

Правила подготовки рабочего места перед началом урока

1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2.  Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.

3.  Надень рабочую одежду.

4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей оде­жды.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 64.77 Kb
Количество скачиваний: 23
Просмотров: 99

Похожие материалы