Урок в 5 классе "Древние образы в искусстве. Древо жизни"

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

5 класс. Урок 8: Древние образы в искусстве. Древо жизни.

Цель: Познакомиться с древними образами в искусстве, с понятием Древо жизни в искусстве народов мира.

Задачи:

1.                       Способствовать развитию у учащихся эмоциональной отзывчивости на значении «Мировое Древо» в культурах разных народов.

2.                       Воспитать любовь и интерес к национально  - декоративному искусству.

3.                       Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

4.                       Совершенствовать условия для ассоциативно-образного мышления и овладения живописно-графическими, композиционными  навыками.

5.          Учить работать над сообщением.

6.           Лепка декоративного панно (плакетки) «Плодовое дерево (пластилин, глина)

Ход урока:

1.  Эмоциональный  настрой.

  На  доске  плакаты  с  изображением  крестьянской  избы,  украшенной  резьбой;  мужской  и  женской  фигур,  посуды,  игрушек: Каргапольской,  Филимоновской,  Дымковской.

 - Посмотрите  на  доску.  Как  вы  думаете, о  чём  пойдет  речь  на  нашем  уроке?

- Тема  урока:  Древние  образы  в  народном  искусстве».  Зачем  нужна  нам  эта  тема?

- Как  называли  себя  наши  предки?

- Расскажите,  как  они  жили?

-  С  древних  времён  человека  окружал  загадочный  мир  природы,  полный  таинственных,  непонятных  и  устрашающих  явлений.  Человек  полностью  зависел  от  природы  и  старался  приспособиться  к  окружающей  среде.  Так  появились  верования  в  сверхъестественные  силы,  олицетворяющие  различные  явления:  солнце,  небо,  воду,  растения,  землю,  грозу.  Эти  явления  приобретали  разнообразные  изобразительные  формы  и  цветовые  решения.

-  Внимательно  посмотрите  на  изображение  явлений  природы.  Где  использовались  эти  знаки-символы?

- Зачем  украшались  жилища,  одежда,  игрушки  знаками  природных  явлений?

(Люди  изображали  явления  природы  и  окружающий  их  мир  на  стенах  жилищ,  посуде,  одежде,  прося  у  них  хорошей  погоды,  богатого  урожая,  защиты  от  грозных  стихий  и  злых  духов.)

- Цель  нашего  урока – понять смысл образа древа в разных видах искусства как древнейшего символа жизни, плодородия, земного блага.

2.  Художественный  анализ.

1)Одним из базовых архетипов («архетип» – единство мысли и формы), для культуры является первообраз «Мирового древа». «Мировое Древо»  встречается в легендах и мифах многих народов мира. Это понятие (космическое, небесное, древо жизни, древо познания, древо плодородия, древо восхождения, антидрево  потустороннего мира), воплощает универсальную концепцию мира, само по себе является миром. «Мировое Древо» является центром  космоса, другим словами - это символ, заключающий в себе модель мира.  В этом качестве оно может трансформироваться в Мировую Гору, первочеловека (мужское или женское божество), мировой столп (храм, колонна, крест, лестница, обелиск, цепь и т.п.), ось мира и ряд других. Так, у горцев место древа занимает гора, делая  акцент на незыблемость, неизменность. Для жителей же равнины важнее идея обновления, течения времени и сила.                              

Часто «Мировое Древо»  связывают с элементами стихий. Например, древние Греки и большинство европейцев, выделяли четыре элемента: огонь, землю, воду, воздух. Древо было сопричастно им всем. Оно укоренено в земле, от плодородия зависит его питание. Его поят дожди и почвенные воды. Ствол и крона дерева простерты в воздухе, а солнце, всегда ассоциировавшееся у человека  с огнем, дает ему жизненную энергию.

(Демонстрация таблиц, иллюстративного материала)

По вертикали «Мировое Древо» связывает три пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни).

По этим зонам распределяется  весь животный мир. Наверху – птицы (орел, сокол, ворон, петух, феникс, жар – птица), зоны вселенной (небесное царство), в середине (зона  земли – копытные жертвенные животные - олени, коровы, лошади, антилопы), пчелы (символ человеческого рода), белка (посредница, снующая вверх и вниз), внизу (зона подземного царства – хтонические  животные (змеи, лягушки, мыши, бобры, рыбы, чудовища) и животные хищные и «ночные» (львы, леопарды, кошка, медведь как спящий в корнях дерева или пещере).

   «Мировое Древо» отражено в культуре разных народов, в искусстве: в играх, в живописи, орнаменте, скульптуре, архитектурных сооружениях, обрядах, ритуалах, в философии, в науке.

     Образ «Мировое Древо» присутствует в различных текстах: в сказках, баснях, поговорках, в поэзии  и мифах.

 Типичные мифологические описания «Древа Мира»: «С неба корень тянется вниз, с земли он тянется вверх (Атхарваведа, инд. миф.) или: « Наверху корень,  внизу ветви, это вечная смоковница» («Катха – упанишада», индийское дерево «бессмертное», в нем  все миры, и никто не может его превозмочь ) или в русском заговоре: «На море  на Океане, на острове Кургане стоит белая береза вниз ветвями, вверх корнями». Такие перевернутые деревья  изображаются  в  соответствующих традициях на ритуальных предметах.

           С помощью «Мирового Древа» описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни («Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом четыре синицы, по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких»), «Меня есть дерево – на нем двенадцать веток, на каждой ветке тридцать  одна сторона у листа черная, другая – белая»), движение от прошлого (корни), через настоящее (ствол) к будущему (ветви), жизнь рода (генеалогическое древо), жизнь и смерть (древо жизни и парное ему, зачастую  перевернутое древо смерти), бессмертие (отожествляется с сердцевиной дерева).

           Ребята! Вы, наверное, заметили, что понятие первообраз «Мировое Древо» уходит  в глубь истории, в далекое прошлое, таинственное и сказочное.

           «Мировое Древо»   есть в фольклоре многих народов, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

2) Рельеф.
Рельеф (от итал. rilievo - выступ, выпуклость, подъем) - скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. 
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.
Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.

(методичка)

3.  Художественное  исполнение.

Плакетное искусство.

Плакетка – это произведение медальерного икусствав. Имеет многоугольную или прямоугольную форму.

1.            Бумаге придаем форму плакетки – выполнение рисунка древа с плодами.

2.            По нанесенному рисунку исполнение рельефного изображения образа древа.

3.            Рельефная окантовка.

4.  Итог  урока.

Учащиеся  анализируют  работы  одноклассников.

- Оцените  рисунок  соседа  по  парте  и  поставьте  оценку  на  обратной  стороне  рисунка.  После  окончания  урока  рисунки  положить  на  стол  учителя.

 

- Что  для  вас  было  знакомым  на  уроке?

…..

- Что  нового  вы  узнали?

- Урок  закончен. 

Д .з. доделать дома. Фломастеры акварель бумага

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 18.47 Kb
Количество скачиваний: 29
Просмотров: 120

Похожие материалы