Внеклассное мероприятие "Музы, опаленные войной"

Предмет: Классному руководителю
Категория материала: Конспекты
Автор:
Музы, опаленные войной.

Цель: дать целостное представление о литературе и искусстве периода Великой Отечественной войны;

вызвать чувство гордости за свою Родину, за свой народ, отстоявший мир от фашизма, чувство признательности и вечной благодарности тем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой своей жизни завоевал для будущих поколений мир и свободу;

подготовить к восприятию произведений периода Великой Отечественной войны.

Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось, Кто знал, что между миром войной Каких-то пять минут осталось! С. Щипачев

9 мая 2015 года наша страна и весь мир будут отмечать 70-летие Великой Победы. Пройдут праздники, концерты, встречи с ветеранами. И конечно, на каждой такой встрече будут звучать песни военных лет.

Самым популярным музыкальным символом, с которым ассоциируется Великая Отечественная война является песня "День Победы", написанная на стихи участника той войны Владимира Харитонова представителем послевоенного поколения композитором Давидом Тухмановым к 30-летию Великой Победы в 1975 году.

В ноябре 1975 года песня была исполнена в прямом эфире Львом Лещенко. Это был звёздный час песни. ДЕНЬ ПОБЕДЫ

 

Среди тех, кто защищал Отечество от врага, были писатели и поэты, деятели музыкального искусства, художники. За 4 военных года было создано столько талантливых, по-настоящему ярких произведений, которые помогали в битве с врагом. Они показывали подвиги и массовый героизм. Таковы произведения: «Морская душа» Леонида Соболева, «Непокорённые» Бориса Горбатова, «Волоколамское шоссе» Александра Бека, «Они сражались за Родину» Михаида Шолохова. Своеобразной была и лирическая поэзия военных лет. Михаил Исаковский «Слово о России».
Советская Россия,
Родная наша мать!
Каким высоким словом
Мне подвиг твой назвать?
Какой великой славой
Венчать твои дела?
Какой измерить мерой -
Что ты перенесла?

В годину испытаний,
В боях с ордой громил,
Спасла ты, заслонила
От гибели весь мир.
Ты шла в огонь и в воду,
В стальной кромешный ад,
Ложилася под танки
Со связками гранат;
В горящем самолете
Бросалась с облаков
На пыльные дороги,
На головы врагов;
Наваливалась грудью
На вражий пулемет,
Чтобы твои солдаты
Могли идти вперед...

Тебя морили мором
И жгли тебя огнем,
Землею засыпали
На кладбище живьем;
Тебя травили газом,
Вздымали на ножах,
Гвоздями прибивали
В немецких блиндажах...

Скажи, а сколько ж, сколько
Ты не спала ночей
В полях, в цехах, в забоях,
У доменных печей?
По твоему призыву
Работал стар и мал:
Ты сеяла, и жала,
И плавила металл;
Леса валила наземь,
Сдвигала горы с мест,-
Сурово и достойно
Несла свой тяжкий крест...

Ты все перетерпела,
Познала все сполна.
Поднять такую тяжесть
Могла лишь ты одна!
И, в бой благословляя
Своих богатырей,
Ты знала - будет праздник
На улице твоей!..
Великая Отечественная война прервала мирное течение жизни нашего народа. Художникам, как и всем людям, необходимо было в кратчайший срок перестроить свою деятельность на военный лад. Как и в годы гражданской войны, особое значение получил плакат. Уже на второй день войны на улицах Москвы появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

Священная война Песня "Священная война", ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом Василием Иванович Лебедевым-Кумачом, и, продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым актёром Малого театра Александром Остужевым. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой "Вставай, страна огромная!" были опубликованы в газетах "Известия" и "Красная звезда", и с тех пор стали звучать по радио регулярно.

 

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

По собственному признанию художника, идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Поражённый выражением её лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

 

(Звучит запись седьмой симфонии Д. Шостаковича.) Стихотворение – торжественное обещание первой произнесла женщина-ленинградка в июле 1941 года. Этой женщиной была А.Ахматова.

“Клятва” Анна Ахматова

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Одним из самых популярных в годы войны стал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, СПАСИ!». В центре плакатного листа изображена молодая женщина, прижимающая к груди ребёнка, защищая его от окровавленного фашистского штыка. На её лице нет страха: оно выражает гнев и презрение к врагу – чувства, которые владели всеми людьми и на фронтах, и в тылу.

“Мужество” Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах 
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

(1942 год “Вечер на рейде” Муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина)

Весной 1942 года В. Соловьев-Седой с группой артистов приехал на Калининский фронт. Состоялись встречи с солдатами и концертные выступления. Они проходили в полутора километрах от передовой. Когда весь репертуар был исчерпан, бойцы попросили спеть что-нибудь “для души”. И вот здесь композитор вспомнил о забракованной песне. Может быть, попробовать сейчас ее спеть?

- И я запел: “Прощай, любимый город…”, – Бойцы в землянке, начали подпевать. С этого дня песня передавалась с одного фронта на другой. Пели защитники Севастополя по листовке, изданной в осажденном фашистами городе. Проникла она сквозь вражеское кольцо на место своего рождения – в Ленинград.

 

Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц. Её мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла и бойцов, защищавших город, и жителей, стойко переносивших испытания. Страшной зимой 1942 года писала Берггольц свой “Февральский дневник”.

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова, -
Я тоже – ленинградская вдова.

 

Впервые "Окна ТАСС" появились 27 июня 1941 года. Агитационные плакаты, по замыслу, должны были поднимать боевой дух советских солдат и мирных жителей.

Над проектом работали известные карикатуристы того времени: Михаил Черемных, Борис Ефимов, Николай Радлов, Кукрынинксы (под этим псевдонимом работали Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов), а также поэты Демьян Бедный, Самуил Маршак, Ольга Бергольц и многие другие. Всего в проекте приняли участие 125 художников и 83 литератора. "Работали в три смены, круглосуточно, - вспоминал художник Николай Денисовский. Обычно на выпуск срочного плаката уходили сутки, иногда и меньше, но ни один плакат не был в производстве более трех дней". За первый месяц войны сотрудники "Окон ТАСС" выпустили в свет 119 плакатов в количестве 7200 экземпляров.

22 марта 1942 года первые 364 плаката "Окна ТАСС" были выставлены в Историческом музее в Москве. Всего за пять лет войны московской редакцией было создано около 1500 плакатов.

 

Катюша Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую знал каждый боец.

А начиналось всё с нескольких строк, написанных Михаилом Исаковским. Поэт не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором Матвеем Блантером. Композитора настолько поразили "звонкая интонация" и "причудливая игра ударений" в стихах Исаковского, что он попросил поэта оставить ему написанные строки, и, как позже вспоминал сам Блантер, с тех пор он "буквально не находил себе места". Всё его воображение было занято “Катюшей” без остатка. За создание "Катюши" автору слов песни Михаилу Васильевичу Исаковскому была вручена "Сталинская премия". В Смоленской области был создан Музей песни "Катюша".

Именем "Катюша" солдаты прозвали новые реактивные минометы, "песни" которых приводили в ужас фашистов.

Достаточно любопытным является тот факт, что "Катюшу", как ни странно, любили и противники СССР: гитлеровцы, распевавшие её в немецко-язычном варианте, а финны, исполняли "Карельскую Катюшу".

 

Из 940 писателей, ушедших на фронт, 417 не вернулись. Среди них Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров. С болью и горечью вспоминая погибших, Борис Слуцкий писал:

В пяти соседних странах
Зарыты наши трупы.
И мрамор лейтенантов-
Фанерный монумент-
Венчанье тех талантов,
Развязка тех легенд.

 

Темная ночь Одна из самых лирических песен Великой Отечественной войны "Тёмная ночь" была написана для фильма "Два бойца" поэтом Владимиром Агатовым и композитором Никитой Богословским в 1943 году. Идея написания композиции для своего фильма посетила режиссёра Леонида Лукова.

Как вспоминает композитор Никита Богословский: « однажды меня на ночь глядя посетил Луков, который посетовал, что сцена в землянке "без песни никак" и попросил помочь с музыкой. У меня получилось "угодить" режиссёру с первой попытки. Затем мы буквально растормошили Агатова, который тут же, спросонья написал на листке тетради нужные слова.»

В эту ночь поспать не довелось и Марку Бернесу, которого возбуждённая троица вытащила из постели. Последней "жертвой" той ночи стал гитарист, которому творческий порыв "квартета" также не позволил выспаться... и результат в виде песни появился к утру.

 

Люди разного возраста и разной меры таланта были объединены одной судьбой, а их поэзия, передавая мысли, чувства, переживания, не боялась правды, даже горькой и жестокой. Юлия Друнина правду о войне выразила так:

Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

 

 

Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны – “В землянке”. Когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение “Бьется в тесной печурке огонь”, он не предполагал его публиковать. Это были строчки из письма жене с фронта. При встрече с Константином Листовым, который просил дать что-нибудь “певческое”, показал тому этот стишок-письмо. «Прочти, может, что получиться…» Через неделю Листов пришел в редакцию, и спел только что написанную песню. “В ЗЕМЛЯНКЕ” Муз. К. Листова, сл. А. Суркова

 

В феврале 1942 года Александр Дейнека  увидел напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал: «Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Писать решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.»

 

Песня "Смуглянка" из фильма "В бой идут одни старики", была написана в предвоенное время.

В первый год войны "Смуглянка" не обрела популярности - в то время были чрезвычайно востребованы патриотические марши, а вовсе не любовная романтика. Но на второй год войны композитором Анатолием Новиковым было принято решение вернуться к своему детищу. Новый импульс песне придал снятый в 1973 году Леонидом Фёдоровичем Быковым эпохальный шедевр "В бой идут одни старики", в котором он лично исполнил "Смуглянку". После этого популярность песни, исполненной в разные годы Иосифом Кобзоном, Софией Ротару, Надеждой Чепрагой и многими другими, не уменьшается до настоящего времени. Поэт Яков Шведов, композитор Анатолий Новиков «СМУГЛЯНКА»

Тип материала: Презентация Power Point (pptx)
Размер: 11.28 Mb
Количество скачиваний: 0
Просмотров: 60

Похожие материалы