Выступление на тему "Новые образовательные стандарты"

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Новые образовательные стандарты: деятельностный подход на уроках.

«Самообразование учителя и компетентностный подход на уроках музыки».

Падают звёзды, шумит лес, звенит капель, смеётся ребёнок – всё это музыка. Она сопровождает меня с первых осознанных шагов по жизни. Нежный напев маминой колыбельной, робкие аккорды первой любви, восторженная "Аvе Маriа" всегда звучат в моей душе, наплывают великой радостью, которой хочется поделиться с людьми.

Размышляя о прожитом, прихожу к выводу, что жизнь, с её взлётами и падениями, – это цепочка ярких мгновений, которые можно назвать счастьем, вдохновением. “Счастливая по природе при всякой погоде”, – могу сказать о себе. Было ли счастливым моё далёкое детство? Сегодня знаю точно – было. Воспитывалась в специализированном учебном заведении для музыкально одарённых детей в атмосфере творчества и доброжелательности. Мудрые высокопрофессиональные педагоги с настойчивостью и верой стремились развить мои природные задатки. Они научили меня много трудиться, верить в свою мечту.

В старших классах школы я хотела играть партию виолончели в симфоническом оркестре. Но жизнь предоставила другие варианты. И теперь я – учитель. Люблю свою работу и считаю, что это моё призвание, моё состояние души. Не могу без школы, без моих учеников, их шалостей и причуд, радостей и тревог, восторгов и обид. Они – моя гордость, моя боль, моя надежда.

Учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии.

Переживая вместе с современниками эпоху прагматизма, духовного обнищания, засилья развлекательной низкопробной массовой культуры, обесценивания знаний как духовного богатства, ищу новые методы, пересматриваю старые.

Вот они, детские глаза – такие разные: горящие, умные, пытливые и, чего очень боюсь, равнодушные. Как открыть моим ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительности? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Как убедить их в величии музыки и в её красоте? Вопросы, вопросы, вопросы...

Обнадёживает постепенно возрастающий в наши дни в молодёжных кругах интерес к культуре. Значит, не всё ещё потеряно. Понимаю, что невозможно полностью оградить современных школьников от влияния массовой культуры, ориентированной на вкусы “среднего” потребителя и вульгаризацию духовных ценностей предыдущих поколений. Поэтому на уроках музыки и мировой художественной культуры представляется важным не вычёркивать эту сторону действительности. Наоборот, внимательно рассматривать, изучать и обсуждать с разных сторон явления массовой культуры. Раскрывать взаимосвязь формы и содержания, сравнивая эстетические идеалы прошлого и настоящего. Анализировать “безобразное” и “прекрасное” в творчестве, и, тем самым, развивать не только умение эмоционально воспринимать художественное произведения, но и оценивать его с критической точки зрения.

Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступает как “фактор творческого жизнеустройства”. Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована, на мой взгляд, только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. Это повлечёт за собой пересмотр методов и средств решения воспитательно-образовательных задач, расширение прав искусства в школе, предоставление ему достойного места в системе образования.

Внутренне протестую, когда уроки музыки называют по старинке “пение”. Музыка, один из самых мощных по силе воздействия на чувства человека видов искусства, не терпит к себе пренебрежительного отношения. Мои ученики знают, что урок музыки – это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно.

Звенит звонок, постепенно затихают шумные поклонники “попсы” и “рока”. Звучат первые аккорды рояля, вспыхивают свечи. Я открываю им новый мир, в который они входят сначала недоверчиво, а затем целиком погружаются в чарующие звуки. Я вглядываюсь в их глаза: отражают ли они те чувства, которые я хочу им передать?.. Урок закончен. Надеюсь, что каждый из них стал чуточку добрее и терпимее.

Выдающийся Гражданин своего времени Дмитрий Борисович Кабалевский представил не только яркий образ урока музыки, но и образ Учителя, который “... должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость. Учитель должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам. Надо увлечь их тем, чем сам не увлечён”. Он мечтал о том времени, когда на вопрос о роде своей деятельности в школе учитель ответит: “Я музыкант. Я учу детей музыке”. Это обо мне.

«Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог…, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности».

В нашей стране образ Учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.

Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, педагогические советы, открытые уроки, все это способствует развитию учителя как личности и профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования педагога принадлежит самообразованию. Традиционное самообразование - это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики и.т.д. Я думаю, что вы согласитесь со мной, ведь для того чтобы разработать, подготовить один урок каждый из нас изучает огромное количество информации. Я уже не говорю о интегрированных уроках, которые требуют от нас колоссальных знаний в разных областях.

Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий. Без которых, мы уже, не мыслим жизни. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности. Например, при подготовке к урокам музыки, я стараюсь в полном объеме использовать интернет – ресурсы. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что интернет - ресурсы позволяют предоставить нам много интересующей нас информации. Можно узнать что – то новое о композиторе, о создании его музыкальных произведений, просмотреть видеоряд его жизни, семьи, эпохи; обратиться к исследованиям творчества; выбрать нужную технологию изучения конкретного произведения, формы, приёмы и методы работы, заимствовать интересные дидактические материалы.

Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

Пристальное внимание проблеме самообразования педагогов с помощью информационно - коммуникационных технологий уделяется за рубежом. Международное общество информатизации образования (ISTE National Educational Technolody Standarts for Teachers - http://cnets.iste.org/teachers/t_stands.html) разработало стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов:

· общие представления в области информационных технологий;

· планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;

· интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;

· использование информационных технологий для оценки результатов обучения;

· использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;

· понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.

Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях:

Современная компьютерная база, программное обеспечение, свободный, доступ в Internet; образовательные ресурсы, учитывающие возможности ИКТ, методическое сопровождение к ним;

Курсы подготовки и переподготовки учителей, разработанные на основе личностно-ориентированного, деятельностного, уровневого подхода; дальнейшее сопровождение деятельности педагога компьютерами; адекватная возникающим педагогическим затруднениям педагогическая поддержка с помощью дистанционных образовательных технологий; сетевое взаимодействие практикующих учителей и экспертов для выработки новых идей.

Как правило, самообразование способствует росту педагогическое мастерства. Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя . Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и устойчивом их интересе к предмету, то есть – учитель тогда педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Я думаю, что каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда учащийся плохо занимается по математике, не особо преуспевает на уроках русского языка и литературы, а вот на уроках музыки он раскрывается как цветок, загорается как звездочка.

Ведь каждый ребенок, от рождения наделен частицей таланта, но проявляется он у каждого ребенка в разных областях. Кто – то из детей прекрасно поет, а кто – то умеет вслушиваться в музыкальную ткань произведения, анализируя услышанное не просто музыкальными терминами, а подходя к этому творчески: мини сочинениями, стихотворной формой, изображая музыку в рисунках и.т.д. И моя задача, как учителя суметь заинтересовать, на уроке всех детей без исключения. Помочь каждому ребенку раскрыться. Думаю, что вы согласитесь, что от таких уроков мы получаем большую отдачу, а значит и удовлетворение от проделанной работы.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, - это профессионализм, продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность.

Компетентность похожа

на призрак: все о ней говорят,

но никто ее не видел.

Компетентностный подход в образовательной сфере, как новая школьная пара­дигма (образец, эталон), неуклонно идет на смену репродуктивному усвоению знаний, выработке умений и навыков , и в свете этих изменений диктует иные требования не столько к структуре учебного процесса, сколько к личности учителя: психолого-педагогическую грамотность, методическую оснащенность, гибкость, самостоятельность в выборе верного решения, креативность и компе­тентность как некий интегративный признак.

С каждым годом мы все больше сталкиваемся с тем, что наши дети не хотят учиться слушать и усваивать все новую и новую информацию, будь то математика литература, и уж тем более музыка. Компетентностный образовательный подход имеет другие цели, отличающи­еся от целей увеличения объема информации. Он направлен на привитие навыков самостоятельного решения задач, которые ставит перед учеником учитель, реа­лизацию любых учебных знаний и переплавки их в разные виды практической деятельности. Все это я и каждый из вас применяем на своих уроках: опережающее домашнее задание, проектная деятельность и.т.д. При этом самостоятельно решается много про­блем: мы как бы ненавязчиво учим детей : искать сведения, выигрышно компоновать материал, офор­млять его и защищать. При этом ученик из просто ленивого или послушного стано­вится компетентным специалистом, который знает не только, «что» надо сде­лать, но и «как» сделать, чтобы было грамотно и интересно.

Для каждого ученика должны стать девизом слова:

« Не для школы, для жизни учимся»

А чтобы ученик это понял, ему должен помочь учитель.

Термины «компетенция», «компетентность», берущие свое начало от латин­ского «kоmреtеntа», «соmреto» —в Большой советской энциклопедии (БСЭ, том 12) означают: «совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу». В оби­ходе употребляются давно, но в несколько ином значении — «знаю», «разбира­юсь».

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональ­ной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, доб­росовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компе­тенций и целей их реализации.

Компетентность учителя музыки — это личное качество, которое проявляет­ся только в профессиональной деятельности. Учитель тоже (и даже в первую очередь) должен знать не только «что» делать, но и «как» это сделать.

Иногда компетентность отождествляют с мастерством и профессионализмом. Профессиональное мастерство следует отнести к ведущим структурам педагоги­ческой системы, в которой оно понимается как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов».

Основой мастерства становится практический опыт. Но не любой опыт явля­ется источником профессионального мастерства, а только такой, который ос­мыслен с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

Педаго­гическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональ­ной компетентности педагога.

В Глоссарии (Словаре международных терминов 1997)

компетенция — опре­деляется как:

Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

Способность выполнять особые трудовые функции.

Если с первым и последним пунктом все ясно, то второй требует пояснения. Требования, предъявляемые при устройстве на работу, нигде не зафиксированы, поэтому все ограничивается сличением записи о полученной специальности в дипломе с вакантной должностью. На самом деле существуют определенные профессиограммы, с помощью которых можно определить квалификационные и тру­довые показатели специалиста, определяющие его конкурентоспособность. При этом в прочих равных условиях предпочтение будет отдано более компетентному специалисту.

Приведу в пример одну из профессиограмм, которые в наше время существу­ют только в виде проектов или используются внутри школьного или методичес­кого учреждения. Они называются по-разному: паспорт специалиста, карта учи­тельских достоинств, чаще всего портфолио учителя, творческое досье.

Исследователь Юферова А.А. называет профессиограмму документом, в кото­ром дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требо­ваний, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, спо­собностям, и уровню подготовки.

Остановимся на спе­циальных требованиях, которыми должен обладать учитель музыки: музыкаль­ность, креативность, чувство нового, умение импровизировать, разносторонняя музыкальная образованность, профессиональное мышление и самосознание, музыкально-педа­гогическая интуиция, артистизм, личностная профессиональная позиция учи­теля музыки.

Объективной основой для понимания того, сформирована компетентность учи­теля музыки или нет, является, безусловно, эффективность его деятельности, т.е. результат, который может выглядеть либо как любовь или интерес детей к музыке, либо как активность детей (желание организовывать внеклассные ме­роприятия и участвовать в них), либо как музыкально-исследовательская рабо­та, либо как концертная деятельность. Во всех областях школьной жизни учитель музыки должен быть компетентен.

Основой для профессиональной компетентности учителя музыки являются:

теоретическое знание, научные модели и методы,

диалектическое сознание,

передача научно обработанной информации.

По сути, формируется новый подход к преподаванию музыки, представляю­щий собой организацию целостного процесса познания учащимися музыкально­го искусства на научной основе с преобладанием самостоятельности в добывании этих знаний.

Современная ситуация характеризуется тем, что все большее количество лю­дей в мире стремится продолжить свое развитие и образование после окончания вузов. В большей степени это стремление определено тем, что жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессио­нальных задач. Во все сферы профессиональной деятельности, в том числе, обра­зовательные и художественные, проникает информатика и электронные тех­нологии. Чтобы овладеть ими, необходимы новые знания и навыки работы. На­учно-технический прогресс и возросшая конкурентоспособность требуют повы­шения общеобразовательного и профессионального уровня учителя музыки.

Активная позиция учителя музыки актуальна в настоящее время еще в большей степени, чем прежде, так как современное искусство нуждается в защите. Одним из спосо­бов формирования убежденности в необходимости предметов эстетического цик­ла и их значения для развития духовности учащихся является художественное самообразование учителя музыки, которое для него самого служит непрерывным творческим стимулом и способом наиболее эффективно реализовать свои потен­циальные возможности. Современный учитель образовательной области «Искус­ство» призван своей профессией, воздействовать на духовный мир ребенка, не за­бывая при этом совершенствовать свои знания и педагогическую компетентность.

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 37.75 Kb
Количество скачиваний: 3
Просмотров: 89

Похожие материалы