10 класс Научно-практическая конференция «Два единства» (Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета)

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Автор:

МБОУ СОШ № 24 с.Агой Туапсинского района

Качашвили Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

        Научно-практическая конференция «Два единства»   (Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета)

10 класс

 

Цель:

1.В ходе урока обеспечить целостное восприятие художественных особенностей                лирики Тютчева и Фета, обобщить и систематизировать изученный материал.        2.Обучая работе со словарями, осуществить повторение литературоведческих терминов: антитеза, архаизм, классицизм, метафора, эпитет.

3.Обучая анализу лирического стихотворения, обеспечить контроль над уровнем развития логического мышления, умением отбирать фактический материал, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

4.Познакомить с понятием «импрессионизм» как направлением европейского искусства конца 19 начала 20 веков.

5.Осуществить контроль за навыками выразительного чтения.

6.Используя групповую форму работы с дифференцированными заданиями, воспитывать чувство долга и ответственности перед микроколлективом, умение сотрудничать.

7.Воспитывать умение видеть, чувствовать, воспринимать прекрасное

.

Оборудование:

1.Доклады учащихся.

2.Словарь литературоведческих терминов.

3.Репродукции картин художников – импрессионистов.

4.Портреты Тютчева и Фета.

 

Ход урока:

1.Организационный момент, приветствие.

2.Тема, цели урока, запись в тетради.

3.Доклады учащихся, работа по группам.

4.Работа со словарём, повторение литературоведческих терминов.

5.Знакомство с импрессионистами.

6.Итоги урока. Оценки докладчикам (докладчики оценивают работу ассистентов).

 

Домашнее задание:

1.Мини-сочинение «Что общего между поэзией Тютчева и Фета и творчеством импрессионистов?»

2.Как соотносится стихотворение Н.А.Некрасова «На Волге» с фактами биографии поэта? Выразительное чтение стихотворения.

3.Гуманистические традиции в русской литературе 19 века: «Записки охотника» И.С.Тургенева и «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова. Выразительное чтение стихотворения.

 (Выполняется по выбору учащихся)

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока:

  1. В течение нескольких уроков мы погружались в пленительную музыку стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, изучали факты из их биографий, познакомились с особенностями их творческого пути. Сегодня на научно-практической конференции подведём итоги нашей работы. Вы выступите в роли литературоведов и в своих научных работах-докладах проанализируете, какие художественные особенности их поэзии обнаружили в ходе исследования. Ассистенты подтвердят это примерами, не забывая, что они ещё выступают в роли актёров-декламаторов. Мой ассистент (слабый ученик!) напомнит вам значение литературоведческих терминов, встречающихся в докладах, при необходимости присылайте ему записки с непонятными словами.
  2. Два единства 19 века – Тютчев и Фет – уповали в своём творчестве на Любовь и Красоту. Тютчев писал:

                         «Единство, - возвестил оракул наших дней, -

                         Быть может спаяно железом лишь и кровью»…

                         Но мы попробуем спаять его любовью, -

                         А там увидим, что прочней…

            Ему вторил Фет:

                               Целый мир от красоты,

                               От велика и до мала,

                               И напрасно ищешь ты

                               Отыскать его начало.

                               Что такое день иль век

                               Перед тем, что бесконечно?

                               Хоть не вечен человек,

                               То, что вечно, - человечно.

  1. Доклад №1 «Природа, человек и Родина в лирике Тютчева»

Одна из центральных идей тютчевской лирики – это отношения человека и природы.

«Умный, умный, как день, Фёдор Иванович», - писал о нём Тургенев. Но умный, как день, Тютчев любил ночь, был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает – и перед нами предстаёт ночь, ночное небо с бесконечным сиянием звёзд, с его вечной тайной. Метафора дня и ночи проходит через всё творчество поэта. Это подтвердит мой ассистент:

                           На мир таинственный духов,

                           Над этой бездной безымянной,
                           Покров наброшен златотканый

                           Высокой волею богов.

                           День – сей блистательный покров –

                           День, земнородных оживленье,

                           Души болящей исцеленье,

                           Друг человеков и богов!

                           Но меркнет день – настала ночь;

                           Пришла – и с мира рокового

                           Ткань благодатную покрова,

                           Сорвав, отбрасывает прочь…

                           И бездна нам обнажена

                           С своими страхами и мглами,

                           И нет преград меж ней и нами –

                           Вот отчего нам ночь страшна!

Чувство бесконечности было присуще Тютчеву, как никому. Он был поэтом бесконечности, космической тайны. Он умел сам трепетать и заставлял читателя трепетать перед миром звёзд.

                           Как океан объемлет шар земной,

                           Земная жизнь кругом объята снами;

                           Настанет ночь, и звучными волнами

                           Стихия бьёт о берег свой.

                           То глас её: он нудит нас и просит…

                           Уж в пристани волшебный ожил челн;

                           Прилив растёт и быстро нас уносит

                           В неизмеримость тёмных волн.

                           Небесный свод, горящий славой звёздной,

                           Таинственно глядит из глубины, -

                           И мы плывём, пылающею бездной

                           Со всех сторон окружены.

Тютчев ощущал, как мал человек перед Вселенной: «И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами, и нет преград меж ней и нами – вот отчего нам ночь страшна!»

Поэт ночных откровений, он не любил дня: «Как ненавистны для меня сей шум, движенье, говор, клики младого, пламенного дня».

Днём Вселенную как бы окутывает сон, как туман, дремота объемлет мир: «сам теперь великий Пан…покойно дремлет». Даже поэт, по Тютчеву, днём, как месяц на небе, не виден. Например: «Весь день как облак тощий, он в небесах едва не изнемог, - настала ночь, и, светозарный бог, сияет он…»

Солнечный свет скрывает мир как бы пеленой, из-за солнечного света мы не видим звёздной бездны, забываем о вечности. Днём, «сокрытые, как дымом палящих солнечных лучей», звёзды не видны, космос скрыт. С какой ненавистью не устаёт восклицать поэт о солнечном дне: «О, как лучи его багровы, как жгут они мои глаза!..Ночь, ночь, о, где твои покровы, твой тихий сумрак и роса!..»

Ужас внушает поэту дневная птица, жаворонок, этот вестник полдня, залетевший в ночь, голос этой птицы, по выражению Тютчева, всю «душу…потряс». День и ночь, как антитеза, проходят через всё творчество поэта: «…но мне не страшен мрак ночной, не жаль скудеющего дня», «если смерть есть ночь, если жизнь есть день».

Близки Тютчеву сумерки. Поэт весь как бы «на пороге…двойного бытия», между днём и ночью, между суетою дня и тайной вечности. Он говорит о своей душе: «жилица двух миров». Ближе всего поэту ночной ветер. Его тянет туда, где запевает ночной хаос, где слышны голоса ночных стихий. Подтверждением служит стихотворение:

                           О чём ты воешь, ветр ночной?

                           О чём ты сетуешь безумно?..

                           Что значит странный голос твой,

                           То глухо жалобный, то шумно?

                           Понятным сердцу языком

                           Твердишь о непонятной муке –

                           И роешь, и взрываешь в нём

                           Порой неистовые звуки!..

                           О, страшных песен сих не пой

                           Про древний хаос, про родимый!

                           Как жадно мир души ночной

                           Внимает повести любимой!

                           Из смертной рвётся он груди,

                           Он с беспредельным жаждет слиться!..

                           О, бурь заснувших не буди –

                           Под ними хаос шевелится!..

Поэт и природа связаны между собой какими-то глубокими, внутренними узами. В этом очень близок Тютчеву немецкий поэт Гёте, который, по его мнению, «одной с природой жизнию дышал, листка понимал трепетанье». Тютчев хотел видеть в слиянии с природой Жизнь, Тайну, Чудо.

                           Не то, что мните вы природа:

                           Не слепок, не бездушный лик –

                           В ней есть душа, в ней есть свобода,

                           В ней есть любовь, в ней есть язык…

                           Вы зрите лист и цвет на древе:

                           Иль их садовник приклеил?

                           Иль зреет плод в родимом чреве

                           Игрою внешних, чуждых сил?..

                           Они не видят и не слышат,

                           Живут в сем мире, как впотьмах,

                           Для них и солнцы, знать, не дышат

                           И жизни нет в морских волнах.

                           Лучи к ним в душу не сходили,

                           Весна в груди их не цвела,

                           При них леса не говорили

                           И ночь в звездах нема была!

                           И языками неземными,

                           Волнуя реки и леса,

                           В ночи не совещалась с ними

                           В беседе дружеской гроза!

                           Не их вина: пойми, коль может,

                           Органа жизнь глухонемой!

                           Увы, души в нём не встревожит

                           И голос матери самой!

Тютчев также против анатомического деления на тело и душу. Он, как Гёте, считает, что человек сам часть природы, а природа одухотворена человеком. Но его подчас одолевают глубокие сомнения: вдруг всё же вместо природы – пустота!

                           Природа – сфинкс. И тем она верней

                           Своим искусом губит человека,

                           Что, может статься, никакой от века

                           Загадки нет и не было у ней.

Ведь жил Тютчев в век «отчаянных сомнений, в наш век, неверием больной».

Связь человеческой мысли и природы – одна из важнейших тем тютчевской лирики. Человек для Тютчева – это «мыслящий тростник», который «ропщет». Мысль человека подобна фонтану, рвущемуся вверх, но некая «длань, незримо-роковая», его низвергает вниз. Мыслящий человек чужд природе: «О, нашей мысли обольщенье, ты, человеческое я», - горестно восклицает поэт. В личности содержится причина разобщенности с мировой гармонией: «Лишь в нашей призрачной свободе разлад мы с нею сознаём». Но сотканный из противоречий, поэт вдруг славит мысль и личность:

                           Счастлив наш век, кому победа

                           Далась не кровью, а умом –

                           Счастлив, кто точку Архимеда

                           Умел сыскать в себе самом.

Но всё же чаще он видел в мысли источник несчастья: «Мысль изречённая есть ложь!» С нею он ассоциирует Запад. А эмоциональное, душевное свойственно Востоку, России. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». Не может различить «гордый взгляд иноплемённый», что «сквозит и тайно светит» в «наготе…смиренной России». Запад, католицизм выражается через метафору «Рим». Он думает, что пришла ночь Рима: «Я поздно встал – и на дороге застигнут ночью Рима был!» Ночь и Рим отождествляются:

                           Как сладко дремлет Рим в её лучах!

                           Как с ней сроднился Рима вечный прах!..    

                           Как будто лунный мир и град почивший –

                           Всё тот же мир, волшебный, но отживший!..

Рим как метафора жестокости, гордыни вошёл в русскую поэзию с лёгкой руки Тютчева. «Природа тот же Рим!» - восклицал Мандельштам, имея в виду властность и жестокость природы. «Но старость – это Рим!» - предостерегал Пастернак, намекая на беспощадность старости.

«Запад, Юг и Норд в крушенье», поэтому Тютчев надеется только на Восток. Он советует:

                           На Восток укройся дальный

                           Воздух пить патриархальный.

Мир спасёт Россия, Тютчев требует от неё: «Не измени же ты себе». Поэт жаждет быть понятым, хотя:

                           Нам не дано предугадать,

                           Как наше слово отзовётся, -

                           И нам сочувствие даётся,

                           Как нам даётся благодать.

Миром должны править красота и гармония, человек и природа должны слиться в тесном единстве, чтобы постичь гармонию. И Тютчев выступил против известного афоризма канцлера Германии Отто Бисмарка:

                           «Единство, - возвестил оракул наших дней, -

                           Быть может спаяно железом лишь и кровью»…

                           Но мы попробуем спаять его любовью, -

                           А там увидим, что прочней…

4.  Доклад №2 «Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева.

Основное отличительное качество своей лирики – высоту, торжественность – поэт получил в наследство от Державина. Уже в ранних стихах он предстаёт как истинный классицист:

                           Открылось! - Не мечта ль?

                           Свет новый! Нова сила

                           Мой дух восторженный, как пламень, облекла!

                           Кто, отроку, мне дал парение орла? –

                           Се муз бесценный дар! – се вдохновенья крыла!

Классицизм любит силу, величие, мощь, будь то природа, вселенная, государство. В этом смысле Тютчев был истинным классицистом, благоговея перед мирозданием. Как Державин любил Водопад, Тютчев преклоняется перед Вулканом, другим символом мощи природы:

                           И ты, Везувий, сам! Ты бездна раскалена,

                           Природы грозныя ужасная краса!

Державинские интонации то и дело звучат у Тютчева:

                           Они не видят и не слышат,

                           Живут в сём мире, как впотьмах (Тютчев) –

                           …не слышат, видят и не знают,

                           Покрыты мздою очеса (Державин)

или

                           Всесилен я и вместе слаб,

                           Властитель я и вместе раб! (Тютчев) –

                           Я раб, я царь, я червь, я бог. (Державин)

В поэзии Тютчева много архаизмов. Даже Фет упрекал его в том, что вместо слова «облако» тот употребил вышедшее из употребления «облак». Тургенев тоже признавал, что у Тютчева «часто попадаются устаревшие выражения». Но как хороша эта тревожная, глубоко серьёзная, напряжённая и торжественная интонация стихов Тютчева! Например:

                           Откуда он, сей гул непостижимый?..

                           Иль смертных дум, освобождённых сном,

                           Мир бестелесный, слышный, но незримый

                           Теперь роится в хаосе ночном.

Парадокс Тютчева заключается в том, что он ещё и импрессионист. О нём можно сказать его же словами:

                           Их жизнь, как океан безбрежный,

                           Вся в настоящем разлита.

Тютчев схватывает мгновенья, он запечатлевает минутное смутное настроение:

                           Мы можем, странствуя в тернистой сей пустыне,

                           Сорвать один цветок, ловить летящий миг.

Поэт подчас смел, своеволен, своенравен в сравнениях, метафорах, эпитетах: «По жилам небо протекало» - любимая строка Л.Н.Толстого. А вот другие примеры: «Нет, нас одушевляло в бое не чревобесие меча»; «рядов пехоты длинный блеск»; «стройно соседний кипарис глядел в окно»; «И сердце в нас подкидышем бывает»; "месяц светит сладко»; «Всемирный благовест лучей»; «румяное, громкое восклицание». Недаром И.С.Тургенев писал: «Язык г.Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью». Брюсов же сказал, что «Тютчев стоит как великий мастер и родоначальник поэзии намёков». Это попытки поймать неуловимое: «не дым, а тень, скользящую от дыма».

Сторонник внутреннего мира, «ночного» мира, находящегося в глубине человека, Тютчев был за слово «неизречённое»:

                           Молчи, скрывайся и таи

                           И чувства и мечты свои –

                           Пускай в душевной глубине

                           Встают и заходят оне

                           Безмолвно, как звезды в ночи, -

                           Любуйся ими и молчи.

                           Как сердцу высказать себя?

                           Другому как понять тебя?

                           Поймёт ли он, чем ты живёшь?

                           Мысль изречённая есть ложь.

                           Взрывая, возмутишь ключи, -

                           Питайся ими – и молчи.

                           Лишь жить в себе самом умей –

                           Есть целый мир в душе твоей

                           Таинственно-волшебных дум;

                         &nbs

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 44.22 Kb
Количество скачиваний: 6
Просмотров: 76

Похожие материалы