Бурдон (инструментальная и вокальная музыка)
Предмет: | Музыка |
---|---|
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: |
Роман Юрий Васильевич
|
Бурдо́н(франц. bourdon, итал. bordone, лат. bordunus; этимология неясна)
1) на некоторых струнных (например, на русском гудке, индийском ситаре, европейской колёсной лире) и духовых (например, на волынке и её многочисленных локальных разновидностях) музыкальных инструментах непрерывно тянущийся звук. В простейшем случае бурдон состоит из одного (как правило, низкого) тона, часто квинты либо квинтоктавы.
Древнегреческая иконография музыкальных инструментов (авлеты с двойными авлосами) позволяет предполагать, что бурдон существует с глубокой древности. Средневековый теоретик музыки Иероним Моравский (ок. 1275 г.) словом bordunus называет свободные (не укорачиваемые при игре) струны виелы. Инструменты с бурдоном поныне распространены в музыкальном фольклоре многих народов Европы и Азии. Академические композиторы изредка используют бурдон для придания пасторального / архаического / фольклорного колорита. Примеры: Бетховен. Симфония № 6, средний раздел скерцо (ч. III); Берлиоз. Симфония «Гарольд в Италии», часть III; Барток. Микрокосмос (кн. 5 «Волынка»);
2) склад многоголосия (иначе «бурдонный склад»), который характеризуется выдержанным (как правило, басовым) органным пунктом, на фоне которого развёртывается мелодическая линия. Бурдонный склад нельзя отнести к монодии (ибо в фактуре присутствует больше одного голоса), но также нельзя отнести к полифонии (ибо функция бурдона в многоголосной фактуре не может быть приравнена к мелодической), потому музыковеды обычно говорят, что бурдонный склад занимает промежуточное между монодией и полифонией положение.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 30 Kb |
Количество скачиваний: | 3 |