Методическая разработка по теме: «Практическая деятельность в работе над интонацией по воспитанию вокально-хоровых навыков дошкольников».

Предмет: Музыка
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

«Практическая деятельность в работе над интонацией по воспитанию вокально-хоровых навыков дошкольников».

Безушко Н.В., музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР ДС № 366. Г. Челябинск

(методическая разработка по теме)

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по развитию вокально- интонационных навыков у дошкольников.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляется на протяжении всех ступеней его жизни. Все виды музыкальной деятельности, рекомендуемые в дошкольном воспитании, развивают музыкальность детей. Музыкальность развивается тем быстрей, чем в более раннем возрасте начинают обучать ребенка каким – либо видам музыкальной деятельности, и наиболее благоприятным периодом начала обучения является дошкольный возраст.

В музыкальном воспитании детей ведущая роль принадлежит пению, так как пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности, особенно для детей младшего школьного возраста. Петь могут и любят практически все, поскольку голос – общедоступный инструмент. Кроме того, пение отличается от всех способов музицирования, тем, что это самый искренний эстетический эмоциональный отклик на музыкальное впечатление.  Ведь он возникает спонтанно, просто хочется повторить то, что понравилось. В вокальном словаре дается такое определение: «Пение – это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса».

 К сожалению, современная ситуация показывает, что дети, которые приходят в детский сад не только не знакомы с пением, как таковым, но даже в семье, в повседневной жизни мало кто из малышей слышит «живое» пение. Большинство детей не только не знакомы с пением, они очень плохо говорят, а ведь речь и общение – это показатель культуры и воспитания. Известно, что ребенок не рождается с готовыми навыками разговорной речи. Первыми его учителями в развитии речи являются родители и близкие, живущие с ним люди. Таким образом, ребенок говорит, как окружающие его взрослые, а манеру говорить непременно переносит в пение и поет с теми недостатками, какие у него встречаются и в речи. Можно сделать вывод, что все проблемы идут из семьи. В семьях, где не поют, где отсутствует эмоциональное общение, растет ребенок, равнодушный к музыке.  С каждым годом все труднее побуждать детей к пению, приобщать их к музыкальной деятельности. Сколько сил, умений нужно приложить, что дети просто стали открывать рот и проговаривать нараспев простые слоги, реагировать на звучание голоса и инструмента.

Но сегодня мне хотелось бы поговорить еще об одной проблеме. При обучении детей дошкольного возраста пению меня просто удручает ситуация, когда из целой группы интонируют 2-3 детей, Я имею в виду, что у этих детей есть от природы музыкальный слух и правильная интонация,  а остальная часть этих детей поют фальшиво. Среди них есть дети, которые поют крикливо, а есть дети, которые поют очень тихо и застенчиво, но и те и другие не владеют голосовым аппаратом и не умеют воспроизводить звуки различной высоты, — их смело можно назвать «не поющими», потому что они интонируют все песни на одном звуке. Что же такое правильная интонация?
Правильная интонация – это чистота пения мелодии, правильная координация звуковысотного слуха и голоса.Когда мы говорим о развитии вокальных навыков, то подразумеваем развитие  музыкального слуха и голосового аппарата у детей. Музыкальный слух, в свою очередь-это звуковысотный слух, ритмический, ладотональный, динамический, тембровая окраска.Развитие голосового аппарата-это дыхание, артикуляция, дикция, звукообразование, звуковедение, диапазон.Есть конечно и такие особенности коллективного пения, как ансамбль, строй и выразительность исполнения.

Но согласитесь, уважаемые коллеги, все это развивается, если ребенок правильно может интонировать мелодию, правильно владеть своим голосовым аппаратом.

 Именно эту способность я считаю главной в развитии первоначальных  вокальных навыков. Именно на этой способности мне и хотелось остановиться подробнее.

Поэтому я  хочу обозначить тему своего выступления:

«Практическая деятельность по развитию  интонации в воспитании вокально-хоровых навыков дошкольников ».

 

¨Цель: «Приобщение дошкольников к вокально-хоровому искусству путем развития вокально- интонационных навыков в музыкальной деятельности».

¨Задачи:

1.     Сформулировать определение вокальной интонации.

2.     Определить причины неточной интонации в пении у дошкольников путем анализа  педагогической и методической литературы  и вокально-хоровой практики.

3.     Дать характеристику особенностей развития голосового аппарата у дошкольников.

4.     Определить основные направления и этапы по развитию интонационных навыков

5.     Выявить структуру  и пути формирования и развития интонационных навыков.

6.     Разработать  методы и приемы работы по развитию интонации с опорой на образное мышление дошкольников

7.     Использовать разработанные методы и приемы в практической деятельности по воспитанию вокально- хоровых навыков.

Итак, что же собой представляет вокальное интонирование?

Прежде всего – это правильная передача мелодии с помощью голосового аппарата.

При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии, так как неверное исполнение мелодии искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании произведения, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей детей. Главный смысл, зерно мелодии – интонация – самая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательностью двух и более звуков.

Термин «интонация» появился в обиходе несколько веков назад, широкое применение получил в начале 20 века в работе Яворского Б.Л. «Строение музыкальной речи», а затем был развит в «интонационной теории» Асафьева Б.В. В настоящее время термин «интонация» как важнейшее музыкально-теоретическое и эстетическое понятие имеет три значения:

·        высотная организация тонов в единстве с временной организацией – ритмом;

·        сопряжение двух и более тонов в целом музыкальном высказывании;

·        манера музыкального высказывания, качество осмысленного «произнесения» музыки

Асафьев Б.В. отмечал, что «…Интонация – первостепенной важности фактор…Без интонирования и вне интонирования музыки нет» [4, с.198]. Именно интонация играет основную роль в постижении идейно-эмоционального смысла музыкального искусства, выразительного значения мелодии. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Кроме этого понятия, существует ещё и понятие «интонация исполнительская», то есть передача высоты звуков при исполнении. Музыкальная интонация оперирует тонами точно зафиксированной высоты, основывается на особой музыкально-звуковой системе и ритмической организации.

 «Подобно слову в живой речи, музыкальная интонация, как частица мелодии, подлежит в реальном исполнении музыки тому или иному «произнесению», то есть интонированию, отсюда понятие исполнительской интонации» [21, с.24]. Точное интонирование или чистая интонация – это верная передача высоты звуков. Интонация как частица мелодии и интонация исполнительская связаны между собой, так как именно исполнение позволяет услышать музыкальную интонацию. При неверной интонации не может быть выявлен выразительный смысл музыки, не может эффективно осуществляться вокальное воспитание.

Проблема воспитания навыка вокального интонирования неоднократно возникала в вокально-хоровой практике и нашла некоторое отражение в теории музыкального воспитания детей.

Еще до революции вопросом работы над интонацией, в частности, проблемой «гудошников», занимался Маслов А.Л. В результате проведенных исследований, он пришел к выводу, что неверная интонация многих детей связана у них не с отсутствием музыкального слуха, а с несовпадением их реального диапазона голоса с тем, который предлагался им в песенном репертуаре. Подобными вопросами занимался советский хоровой педагог Пономарьков И.П. Он установил, что у неверно поющих детей звуки, которые они могут спеть, находятся ниже (на границе первой и малой октав), чем у остальных детей. В основу своей работы он положил концентрический метод (подобно Глинке М.И.) [35].

Одной из причин неверной интонации у детей называют неправильное голосообразование, т.е. неправильное использование регистров голоса. Преобладающим регистром для детей является пение в примарной зоне,  в зоне разговорной речи, естественным звуком.  А исполнение более высоких звуков,  ведет либо к крикливому исполнению, либо к так называемому «гудошничеству». Поэтому для многих педагогов обращение к головному резонированию или фальцетному пению в работе над интонацией явилось хорошим результативным  приемом.

Многие педагоги, такие, как Белобородова В.К., Луканин А.А., в процессе обучения детей пению обращались к высоким звукам и тем самым добивались чистого и естественного звучания детского голоса [6].

Левидов И.И. и Малинина Е.М. считали, что в процессе овладения головным резонатором, в голосе у детей появляется звонкость, серебристость, и при пении в фальцетном регистре голосовая мышца, которая у детей еще слабо развита, принимает небольшое участие, поэтому утомления голоса не бывает и вокальная интонация не страдает [12].

Раввинов А.Г.в работе над чистотой интонации  предлагал говорить и читать на высоких звуках, считая, что механизмы пения и речи схожи.

Музыкальная интонация родственна по происхождению речевой - и та и другая обращены к слушателям с целью воздействия на него, являясь таким образом средством общения. Как музыкальная, так и речевая интонация оперирует звуковым материалом, обе они обращены к слуху. Выразительность музыкальной и речевой интонаций обусловлена определенным эмоциональным тонусом. Переживания человека, движение его чувств, их смена, состояние горя или радости, спокойствия или напряжения передаются через интонацию, ее эмоционально-образный смысл.

Теории о схожести речевого и голосового механизма придерживался и Огороднов Д.Е.. Он предлагал в работе над голосообразованием использовать гласный «у», который имеет сходный характер звучания в речи и пении. Но в то же время опыт Огороднова Д.Е. показывает, что вокальные навыки  необходимо воспитывать путем формирования у детей  смешанного голосообразования. А главными условиями формирования механизма смешанного голосообразования является свобода звукоизвлечения, которая достигается при пении на пиано, и начало вокальной работы с примарных тонов [31].

Стулова Г.П. также считает, что в вокальном обучении необходимо формировать навык смешанного голосообразования, при этом она отмечает некоторые различия в использовании регистров девочками и мальчиками. У девочек преобладает фальцетное звучание, у мальчиков – грудное. Стулова Г.П. считает, что исправлять качество интонирования надо до 9-10 лет, так как этот период является кульминацией способности детей к вокальному подражанию [41].

Следующей причиной неточного интонирования является недостаточное развитие  звуковысотного слуха. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха начиная с раннего возраста, развитием слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте, направлению движения мелодии.

Алмазовым Е.И. и Орловой Н.Д. было проведено исследование проблем интонации и выявлено, что основной причиной неверной интонации является отсутствие координации между слухом и голосом. При этом дети, как правило, пассивны, несобранны, неорганизованны, у них недостаточно внимания [2].Этого же мнения придерживаются такие педагоги, как Шереметьев В.А., Огороднов Д.Е. и др.

  Белобородова В.К. считает, что на развитие чувствительности к точности интонации у детей нужно обращать особое внимание. По ее мнению, «способность слуха различать высотные соотношения звуков…служит для развития очень важной характерной особенности музыкального слуха – чувствительности к точности интонации» [6,с.7].

Для точного интонирования необходим развитый музыкальный слух, как одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей. Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический слух развивается у детей в основном на занятиях пением. Слух в пении играет важную роль – звукоизвлечение не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже слуховой контроль, тем чище интонация.

Еще Глинка М.И. в своей вокальной работе придавал большое значение развитию музыкального слуха у детей, а также пению в удобной тесситуре.

Теплов Б.М. полагал, что «термин «музыкальный слух» имеет два значения. В широкое значение он включал все виды музыкального слуха, а музыкальным слухом в узком смысле считал звуковысотный слух, так как звуковысотное движение является основным носителем смысла в музыке».

Многие педагоги – Струве Г.А., Кирюшин В.В., Шатковский Г.И., Петрушин В И. и др. – отмечают, что верность интонации в процессе пения зависит от влияния ладово-смысловых связей между звуками [40, 17, 45].

Трудно переоценить роль слуха, этого главного регулятора вокальной и речевой функции. Голосовой аппарат может выразить только то, что вошло в мозг через слух или возникло в мозгу на основе слуховых впечатлений. Значение слуховых впечатлений в связи с техникой вокального исполнительства и развитием вокальных навыков весьма велико.

Многие педагоги – хоровики и вокалисты в своих работах указывают, что дыхание имеет чрезвычайно большое значение для выработки чистой интонации. По мнению Сергеева А.А., детская подвижность, впечатлительность заставляет учащихся часто менять не только скорость, но и тип дыхания. Такие перемены неизбежно вызывают неравномерную работу голосовых связок и, как следствие, нечистую интонацию [38]. При вялом дыхании вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, от этого не создается нужное подсвязочное давление. Работа голосовых мышц при таком дыхании неполноценна - говорят, «нет опоры». При форсированном дыхании голосовые связки перенапрягаются, чтобы противостоять сильному подсвязочному давлению, от чего нарушается их нормальная работа. Большое влияние на голосообразование и на интонацию оказывает атака звука – то есть способ смыкания голосовых связок, их переход от дыхательного положения к певческому.

Как показал анализ музыкально-педагогической литературы, неправильная интонация напрямую зависит от:

1.     Голосообразование

2.     Правильной координации звуковысотного слуха и голоса

3.     Развития  ладо-тонального слуха

4.     Певческого дыхания

Из этого можно сделать вывод, что развитие интонации неразрывно связано с развитием всех вокальных навыков и напрямую зависит от них.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому я постоянно обращаю внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску голосу. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает крикливое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса.

Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов, свойственным дошкольному возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели, и вибрирование голосовых связок. Таким образом, перенапряжение голосовых связок не происходит, и голос оберегается от срыва.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

 

Какими же методами и приемами можно развить правильную интонацию, эту главную, на мой взгляд, особенность певческого исполнительства?

Что касается детской дошкольной вокальной педагогики, специальных методик и приемов работы над интонацией  до сих пор не существует. Особенности работы в этом направлении обусловлены возрастом, детской психикой, спецификой восприятия, от этого зависят педагогические приемы и методы.

Для реализации целей и задач, вокального воспитания необходимо определить принципы организации и содержания процесса работы, выстроить структуру и этапы работы по развитию вокально-интонационных навыков дошкольников.

Процесс формирования вокально-интонационных навыков, как и любой другой педагогический процесс, связан с выполнением определенных целенаправленных действий, упражнений. Вокально- интонационные навыки –это навыки, связанные с формированием музыкально-вокального слуха, представлений о звуковысотности, тембровой окрашенности голоса, правильном дыхании и четкой дикции.

Мною разработана система по формированию и развитию вокально-интонационных навыков, этапы реализации этой системы, направления, методы и приемы.

Этапы работы по формированию  вокально-интонационных навыков

 (определеныс учетом возрастных особенностей).

1этап  Освоение вокально-интонационных навыков

(возраст 2 младшие группы)

2 этап  Развитие вокально-интонационных навыков

(возраст: средняя и группы)

3 этап  Совершенствование вокально-интонационных навыков

(подготовительная группа)

Вокальная работа по развитию интонационных навыков имеет 3 направления:

1.     Освоение вокально-интонационных навыков с помощью игр и упражнений;

2.     Накопление слухового опыта (слушание и анализ музыкального материала с опорой на звуковысотное и тембровое окрашивание)

3.     Исполнение, применение полученных умений в музыкально-творческой и в самостоятельной деятельности.

(концерты, праздники, конкурсы, развлечения).

 

Содержание процесса включает методы, формы, средства и технологии. Очень важно при этом помнить, чтобы содержание форм и методов педагогического процесса соответствовала возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

  Чтобы определить методы и приемы в работе, необходимо помнить, что «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» - так говорил учителям Ушинский К.Д., призывая в начале обучения опираться на эти особенности детского мышления и восприятия.  Поэтому вокально – исполнительское воспитание детей должно происходить на основе формирования ассоциативных представлений и связей музыкальных образов с жизненными явлениями, то есть на основе ассоциативно – образного мышления.

Каждый метод и прием должен быть доступен, понятен, вызывать интерес и побуждать к действию. Но музыка – это эмоция, это чувство, это эстетический отклик, это воображение и фантазии. Одним словом, это то, что нельзя потрогать. Музыка либо околдовывает, либо ты остаешься к ней равнодушным навсегда.

При вокальном воспитании детей и работе над точностью интонации, мы можем выделить следующие направления активизации ассоциативно – образного восприятия, которые доступны детям в процессе понимания музыки, это:

- выражение характера – настроение человека, характер и изображение животных и т.д.;

- изображение конкретных звуковых характеристик окружающего мира, через которые ребенок сумеет постичь смысл музыкального языка – звукоизображение, звукоподражание и т.д.

Поэтому в своей работе я использую  методы и приемы с опорой на образный и эмоционально-образный   тип музыкального восприятия. Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю. В детской вокальной педагогике эмоционально-образные методы обучения, просто незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей.

Хотелось бы остановиться и озвучить приемы и методы работы по развитию звуковыстного слуха, которые я использую в своей практической работе с  дошкольниками.

Практика показала, что развитие навыков звуковысотного восприятия необходимо начинать  через приобщение ребенка к звучанию голоса под музыку , поэтому

наглядно-слуховой метод использую, как эмоциональный отклик: нравится или не нравится

Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 67.82 Kb
Количество скачиваний: 7
Просмотров: 123

Похожие материалы