Формирование музыкального слуха у слепых и слабовидящих детей.

Предмет: Другое
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор:

Формирование музыкального слуха у незрячего музыканта является перво­степенной задачей, так как на первый план, в процессе воспроизведения му­зыки, у него выходит слух, а не зрение. С утратой или частичной потерей зрения усиливается деятельность слухового аппарата. Образно можно ска­зать, что незрячий музыкант «видит» ушами. Развитием внутреннего мело­дического и гармонического слуха необходимо заниматься с первых шагов обучения любого музыканта, в том числе и незрячего. Способность мыслен­но проинтонировать ноту, интервал, фразу, мелодию и есть проявление внут­реннего слуха музыканта. Развитие слуха происходит параллельно с развити­ем музыкальной памяти.

Основным направлением моей работы с учеником является развитие внутреннего слуха, как одного из важнейших элементов музыкального вос­приятия, который необходим в различных сферах работы музыканта. Осо­бенно хороший музыкальный слух нужен незрячему музыканту, так как у не­го нет возможности быстро охватить большой объем нотного текста.

Внутренний слух — это умение слышать музыкальный материал не прибегая к конкретному звучанию, как бы мысленно.

Ученики, с которыми я работаю, имеют разный уровень способностей, в том числе и разный музыкальный слух. Но в любом случае мне необходимо корректировать внутреннее слышание ученика и соотнести его с нотной системой (каждый конкретный музыкальный звук должен ассоциироваться с определённым названием).

На начальном этапе основной проблемой учащихся является то? что -при интонировании мелодии им как бы не на что опереться. В этом случае, я использую так называемый метод припоминания. Ученик должен запомнить звучание ноты «ЛЯ» и на её основе уметь настроиться в любую тональность. Для этого используем различные ассоциации со знакомыми для ребёнка ме­лодиями, чтобы при необходимости ему было что припомнить. Настройка в тональность служит для того, чтобы почувствовать высотное положение ла­да, его внутренние тяготения. Для этого ученик пропевает устойчивые звуки

и гамму, прежде всего, делая это «внутренним голосом» с последующим кон­тролем на инструменте, но ни в коем случае наоборот.

В дальнейшем, когда ученик начинает более уверенно ориентироваться в рамках лада, исполняем ладовые попевки. Педагог задаёт ступень или по­следовательность, а ученик должен найти эти звуки внутренним голосом и затем исполнить их вслух.

Для развития аналитического навыка играем в игру, по условиям кото­рой ученик должен найти, а впоследствии, используя внутренние опоры, уга­дать ноту, взятую в оговорённом диапазоне. В случае ошибки ученика, нота, которую он назвал, должна быть сыграна. Ученик соотносит её звучание с первоначальным звуком и делает определённые выводы. С ходом занятий диапазон поиска расширяется.

Учимся на слух различать звучание различных интервалов. Сначала в гармоническом, а затем и в мелодическом вариантах. Проводим параллели между звучанием интервалов и понятными для ребёнка образами: секунда— клякса или ёжик, кварта— труба или сигнал старта, терции— солнечный или пасмурный день.

С детьми, у которых наиболее укрепился навык внутреннего слышания, читаем с листа не сложные мелодии. При этом ученик должен постоянно дер­жать в памяти тонику (главный звук лада) и устойчивые ступени, опираясь на них свободно ориентироваться в рамках лада. Звук должен быть сначала ус-лышан внутренним слухом, затем исполнен голосом и подвергнуться внеш­нему контролю. Используем и диктанты. В них проявляется обратная систе­ма: воспринятый ухом звук пропевается (сначала вслух, а затем про себя) за­тем анализируется при помощи внутреннего слуха и определяется его высо­та.

Прибегаем к использованию внутреннего слуха при работе и разборе пьес на баяне. Ученик пропевает мелодию и другие элементы фактуры, что способствует скорейшему их запоминанию.

Одним из основополагающих элементов музыкального языка является ритм. Он организует движение в музыке и является неотъемлемой частью мелодии. Развитие ритмического слуха является немаловажной составляю­щей в становлении музыканта. Он помогает выбрать нужный темп и движе­ние внутри фразы и дисциплинирует исполнение.

На ранних этапах я дифференцирую развитие ритмического и мелоди­ческого слуха, но в последствии они развиваются параллельно. Для того что­бы свободно ориентироваться в различных ритмических рисунках, ученику необходимо привить чувство метра, так называемую ритмическую сетку, на фоне которой будут складываться ритмические узоры. Музыкальным метром называется чередование сильных и слабых долей в ровной пульсации. Он может быть двух- и трехдольным. Для освоения этого материала учеником использую бытовые примеры: двухдольный — тиканье часов, трехдольный — вальс и т.д. После того, как ученик почувствует эту пульсацию, мы соот­носим с ней ритмические рисунки, сопоставляем, сколько ударов приходится

на долю метра и в каком отношении друг к другу они находятся (ровная по­следовательность, один короче или длиннее другого). Для лучшего усвоения отдельных ритмических фигур, использую жанровые сходства: полька, ма­зурка, марш, танго и т.д.

 

Таким образом, хорошо развитый слух, музыкальная память, чувство ритма, эстетический вкус и широта взглядов помогут незрячему музыканту в полной мере раскрыть свой талант, а значит - проявить себя как творческая личность, и в таком случае главная задача любого музыканта будет решена.

Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 32 Kb
Количество скачиваний: 5
Просмотров: 71

Похожие материалы